Перводвигатель

Но откуда же в мире взялось движение? Что заставляет мате­рию оформляться в вещи? Аристотель вводит в свою систему перводвигатель, который вносит движение в мироздание. При­чем сам перводвигатель неподвижен (иначе пришлось бы объяс­нять, откуда взялось движение в перводвигателе). По сути, этот перводвигатель у Аристотеля — Бог, а заодно и «форма всех форм». Именно эта идея привела затем к тому, что аристотелев­ская философия была принята как «официальная» философия католической церкви, а сам Аристотель объявлен предтечей хри­стианства. Аристотель был даже канонизирован (причислен к лику святых) католической церковью.

Физика

К физике Аристотель относил все естественно-научные во­просы — от теории элементов и движения, структуры космоса до биологии и психологии. Земля, по Аристотелю, шарообразна, это центр Вселенной, ограниченный в пространстве и бесконеч­ный во времени; вокруг Земли вращаются небесные сферы, в которых закреплены планеты со звездами. Те сферы, что нахо­дятся к Земле ближе Луны, — это подлунный мир, дальше — надлунный мир. Эта аристотелевская картина космоса была

позднее воспринята христианскими учеными и господствовала на протяжении всего Средневековья.

Четыре элемента — земля, огонь, вода и воздух — образуют весь подлунный мир. В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пя­тым элементом — эфиром, который заполняет все мировое про­странство выше Луны. Из него состоят и звезды.

Учение о душе

У Аристотеля есть замечательное выражение: «Друг — это одна душа, живущая в двух телах». Поэтическая фраза передает понимание дружбы философом. Но в рассуждениях о сущности души Аристотель уже не был столь поэтичен, а рассуждал как ученый своего времени. В противовес представлениям о душе, как особом начале, Аристотель учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал его психологии биологи­ческую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей):

1) растительная («питающая и размножающая») функция души свойственна растениям;

2) движущая функция — животным;

3) разумная — человеку.

Поскольку человек не только думает, но и ест, и двигается, а животные — не только двигаются, но и питаются, то высшие функции, по Аристотелю, возникали на основе низших, включа­ли в себя предыдущие стадии развития.

Движущей силой поведения философ признал стремление к удовольствию. Если какие-то поступки привели к получению удовольствия, организм стремится вновь их воспроизвести: так животные и люди учатся себя вести определенным образом. Ка­ждой ситуации соответствует определенная «правильная» реак­ция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Опти­мальный способ поведения необходимо вырабатывать опытом, научением. Благодаря повторяющимся поступкам формируется характер.

Как видно, в отличие от Платона его ученик уже не говорил о переселении душ, а вполне естественно-научно подходил к этому вопросу.

Логика

Обойти вниманием логику Аристотеля — значит не сказать об очень важной части его философии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой мысли. Конечно, без специ­альных занятий формальной логикой мы не сможем полностью раскрыть вам эту область творчества великого мыслителя. Но скажем хотя бы несколько слов. Аристотель сформулировал ряд правил, следуя которым можно было прийти к истинным сужде­ниям. Основой для таких правил стал силлогизмформа умо­заключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует но­вое высказывание (вывод). Приведем пример силлогизма:

Все люди смертны (первая посылка).

Сократ — человек (вторая посылка).

Следовательно, Сократ смертен (вывод, заключение).

Аристотель рассмотрел различные виды силлогизмов, а глав­ное — показал, в каком случае из истинных посылок можно сде­лать истинные заключения. Ведь софисты тоже пользовались силлогизмами, но приходили к абсурдным выводам, потому что совершали логические ошибки в их построении. Приведем вам такой силлогизм, нарушающий сформулированные Аристотелем правила, а потому содержащий в себе ошибку:

Движение — вечно.

Хождение в колледж— движение.

Следовательно, хождение в колледж вечно.

Посылки — истинные, а заключение, как вы и сами знаете из своего опыта, — нет. Для получения истинного высказывания необходимо знать правила логики. Впервые систему таких пра­вил дал европейцам Аристотель. Влияние их было очень велико на протяжении многих столетий.

Силлогизм — это дедуктивное рассуждение, где свойство быть истинным передается от более общего высказывания к ме­нее общему. Действительно, логика Аристотеля носила прежде всего дедуктивный характер. Ее влияние определило на века строгость научных рассуждений. Научные доказательства содер­жали, как правило, дедуктивный вывод, и своеобразным этало­ном для этого стала математика.

В своих логических трактатах Аристотель обстоятельно ис­следовал теорию умозаключений и доказательств, сформулиро­вал основные законы мышления, в том числе закон тождества, закон противоречия и закон исключения третьего, согласно кото­рому нельзя сформулировать два противоречащих друг другу суждения так, чтобы они оба были истинными. Например, если вы говорите про одну и ту же книгу: «эта книга моя» и «эта книга не моя», одно из суждений будет истинным, а другое — ложным. «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было прису­ще одному и тому же в одном и том же смысле», — так формули­ровал закон противоречия Аристотель. То есть, либо А, либо не-А, третьего не дано.

Этика и политика

Эти разделы у Аристотеля взаимосвязаны: этика рассматри­вает благо и благополучие отдельного человека, политика — бла­го человеческого сообщества, государства.

Высшее человеческое благо Аристотель определил как сча­стье, однако он сам говорил, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Получа­ется, что счастье — это такое состояние души, когда ее «нрав» (характер) и умственные способности находятся в гармонии и проявляют себя полнее всего. Значит, для счастья нужны не только добродетели, но и материальные блага: здоровье, жили­ще, одежда, деньги и т. д. В отличие от киников, Аристотель во­все не призывал к отказу от телесных удовольствий, но предос­терегал: эти удовольствия и обладание материальными вещами желательны лишь в той мере, в какой они не мешают духовному развитию личности. Действительно, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, ему будет не до этого, а если он беден, он не сможет проявить щедрость и т. д. Поэтому телесное благополучие необходимо, но в обладании материальными благами важна «золотая середина», мера. И мера в этом у каждо­го своя — как у каждого из нас различен аппетит.

В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как «животного политического», то есть та­кого животного, для которого естественна жизнь в кругу себе подобных, в обществе. Аристотель не был согласен с платонов­ской идеей упразднения семьи и частной собственности. Он на­стаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства. Более того, его аргумент про­тив отмены частной собственности на протяжении многих веков в разных видах повторялся критиками коммунизма: если не бу­дет частной собственности, не будет заинтересованности людей в труде и общество перестанет развиваться. Зачем мне работать до седьмого пота, если все — общее и все получают поровну?

Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Например, власть одного может нести и благо, и зло. История знает мудрых монархов, много сделавших для своих подданных. Но есть и тираны, которых народ прокли­нает. То же относится и к другим принципам государственного устройства. В результате Аристотель выделил 6 форм государства:

Принцип правления «Правильная» форма «Неправильная» форма
Власть одного Монархия Тирания
Власть немногих Аристократия Олигархия
Власть большинства Полития Демократия

Все «правильные» формы правления Аристотель приветство­вал и считал пригодными для эффективного управления государ­ством, хотя сам склонялся к аристократии. При аристократии, считал он, правят лучшие, достойные люди, и их несколько, по­этому они могут корректировать ошибки друг друга. При политии же правит большинство, а у большинства меньше достоинст­ва. Полития может выродиться во власть толпы {демократию), когда следование мнению и желаниям необразованного боль­шинства может завести государство в тупик. При монархии же слишком велика вероятность прихода к власти глупого или жес­токого человека, и монархия легко может выродиться в тиранию.

В хорошо устроенном государстве обязанности граждан ме­няются в разное время жизни: в молодости они несут военную службу, в зрелом возрасте — занимаются делами государствен­ного управления. Физический же (земледелие, ремесла) и неква­лифицированный труд должен оставаться, по Аристотелю, уде­лом рабов, этнических варваров, не-греков. Он был уверен, что рабство существует «от природы» и для варвара лучше стать ра­бом у грека, потому что сам он не будет знать, что делать со сво­ей жизнью из-за особого устройства души, неразвитой умствен­но. Греки же должны быть свободны от повседневных забот для того, чтобы иметь время для упражнений в добродетели и разви­тии своих интеллектуальных способностей.

Философская система Аристотеля столь обширна, что мы, конечно, не можем в учебнике рассказать вам обо всех ее разде­лах. У Аристотеля было свое экономическое учение; он создал оригинальную эстетику, предложил теорию происхождения го­сударства и т. д. Подобно Платону, Аристотель очень сильно по­влиял на европейскую культуру. Доказательств этого факта мож­но привести много, но мы лишь напомним, что в честь Аристо­теля была даже названа планета!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: