1. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии Нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были:
- проблема субстанции;
- теория познания;
- этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы - подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция - это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее, сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Богом - и в своем существовании полностью зависит от него.
|
|
Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции - Бога.
2. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:
- не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
- существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
- данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
- природа и Бог - едины;
- не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
- Бог внутри Природы;
- только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи;
- единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями - «модусами» единой субстанции - Природы-Бога;
- внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.
Сама же субстанция (Природа-бог) обладает следующими качествами:
- существует;
- самостоятельна и независима от кого-либо;
- имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
- обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);
|
|
- бесконечна в пространстве и времени;
- вечна (несотворима и неуничтожима);
- неподвижна.
3. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:
- «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания;
- познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;
- чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.
4. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:
- детерминизма (обусловленности всего в природе);
- соотношения свободы и необходимости.
Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:
- свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;
- Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;
- модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
- модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;
- желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);
- путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;
- свобода - это познанная необходимость.
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
- максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) - внешней причины всего сущего;
- освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.) - так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.
По этим причинам девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».