double arrow

Философия Б. Спинозы

1. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии Нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были:

- проблема субстанции;

- теория познания;

- этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Важная философская заслуга Спинозы - подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция - это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее, сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Богом - и в своем существовании полностью зависит от него.

Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции - Бога.

2. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

- не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

- существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

- данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

- природа и Бог - едины;

- не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;

- Бог внутри Природы;

- только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи;

- единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями - «модусами» единой субстанции - Природы-Бога;

- внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.

Сама же субстанция (Природа-бог) обладает следующими качествами:

- существует;

- самостоятельна и независима от кого-либо;

- имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

- обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

- бесконечна в пространстве и времени;

- вечна (несотворима и неуничтожима);

- неподвижна.

3. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:

- «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания;

- познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

- чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

4. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:

- детерминизма (обусловленности всего в природе);

- соотношения свободы и необходимости.

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:

- свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

- Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;

- модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

- модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;

- желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);

- путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

- свобода - это познанная необходимость.

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

- максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) - внешней причины всего сущего;

- освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.) - так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.

По этим причинам девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: