Философия Рене Декарта

Рене Декарт (1596 – 1650гг.) – франц. философ. Он стремился разработать метод научного познания действительности. Его методология носит аинтисхоластический характер.

Критика схоластики.

Декарт шел отличным от Бекона путем. Методология Бекона – эмпирическая, метод Декарта – рационалистический. Декарт не определяет роль опыта, но говорит, что открытия в конечном итоге совершаются с помощью разума. Разум направляет опыты, ориентирует, делает методологию рациональной.

Рационализм Декарта основан на применении особого математического метода познания. Математика как наука говорит о мере всех вещей. Суть метода Декарта:

1. Позание следует от незнания инертно достигая фундаментальных истин. Интеллект и интуиция – две тверди начала познания.

2. Разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция нужна, т.к. вывод не всегда ясен. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Дедукция – действия ума, посредством которых мы делаем заключения, с ее помощью мы неизвестное делаем известным.

Декарт вывел три правила:

1. Во всех вопросах должно содержаться неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь характерные особенности, чтобы истолкование было направлено на постижение именно этого метода.

3. В каждом вопросе должно содержаться и нечто известное.

Декарт провозгласил сомнения исходным пунктом своего метода. Он не ставил цель – уничтожить знания. Он стремился избавить человечество от идолов, предрассудков. «Мы можем предполагать, что мы не существуем, потому что мы сомневаемся в существовании всего. Но в то время когда мы мыслим, мы не можем полагать, что не существуем». Не взирая на крайнее предположение: «Я

мыслю, следовательно, я существую!» - есть вернейшее из всех заключений.

Мышление – исходный пункт интеллектуального мышления. Принцип сомнения – философский принцип. Только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Метод должен освободить процесс познания. Правильный метод позволяет науке целенаправленно развиваться. Правильный метод превращает науку в важнейшую сферу жизнедеятельности чел-ка. В его методе есть противоречия:

1. обусловлено тем, что Декарт занимался гносеологией. Он хотел от гносеологии выйти на онтологию.

2. Мышление разомкнуто и открыто во внешний мир.

3. Декарт вводит учение о врожденных идеях – идея Бога, идея чисел, идея фигур, некоторые предельно общие положения «из ничего ничего не происходит» - явление платонизма.

Рационалистические мотивы переплетаются с теологическими.

В 17 в. Бекон и Декарт – два великих реформатора философии. До них внимание философов было обращено на онтологию. А они впервые в центр философских рассуждений ставят гносеологию (учение о познании). Они положили начало расколу действительности на две части:

1. Субъект познания – кто познает мир.

2. Объект познания – на что направлено человеческое познание.

Они заложили основы методологии научного познания окружающего мира. Они дали глубокое философское обоснование методологии. Их учения взаимно дополняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: