Философия истории

1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

- те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленно­сти (например, иррационалисты);

- те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к дан­ной категории относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):

- формационный подход;

- цивилизационный подход;

- культурологический подход.

Имеются также и иные подходы.

2. Формационный подход был предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де - общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем про­изводительных сил и устаревшими производственными отноше­ниями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производствен­ные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) - возника­ет новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

- первобытнообщинная;

- рабовладельческая;

- феодальная;

- капиталистическая;

- коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически - шестую формацию) - «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

- примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка - коллективный (охота, земледелие);

- отсутствием частной собственности - общей собственностью на средства и результаты труда;

- равенством и личной свободой;

- отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

- слабой общественной организацией - отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

- ирригационное земледелие как основу экономики;

- отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

- государственную собственность на землю и средства производства;

- массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

- наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая об­щественно-экономическая формация:

- возникла частная собственность на средства производства, в том числе «живые», «говорящие» - рабов;

- социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

- государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая формация основы­валась на:

- крупной земельной собственности особого класса землевладельцев - феодалов;

- труде свободных, но зависимых экономически (редко - по­литически) от феодалов крестьян;

- особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах - городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

- основную роль в экономике начинает играть промышленность;

- усложняются средства производства - механизация, объединение труда;

- промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

- основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, будет отличаться:

- отсутствием частной собственности на средства производства;

- государственной (общественной) собственностью на средства производства;

- трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

- справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

- высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Слабость формационного подхода - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, ото­рванность от специфики общества, линейность, неполное под­тверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабо­владельческой, капиталистической формации, нарушение ли­нейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

3. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975).

Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объ­единенных духовными традициями, сходным образом жизни, гео­графическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в раз­личных уголках Земли.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

- шумерская;

- вавилонская;

- минойская;

- эллинская (греческая);

- китайская;

- индусская;

- исламская;

- христианская;

- некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих

внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

- вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

- ответ цивилизации в целом на вызов;

- деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Развитие всей истории строится по схеме «вызов - ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

- творческого меньшинства;

- инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

- зарождение;

- рост;

- надлом;

- дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

4. Культурологический подход был предложен немецким фило­софом Освальдом Шпенглером (1880-1936).

Центральное понятие данного подхода - культура.

Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура - автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.

Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

- индийская;

- китайская;

- вавилонская;

- египетская;

- античная;

- арабская;

- русская;

- западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.

5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправлен­ный и закономерный процесс освобождения человека и выделил внем три этапа:

- восточный (Китай, Египет и др.) - осознает себя и свободен только один человек - правитель, все остальные - его рабы;

- античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей - «верхушка» все остальные служат ей и зависят от нее;

- германский - осознают себя и свободны все.

Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение.

Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:

- традиционную;

- доиндустриальную;

- индустриальную.

На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зре­ния о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:

- традиционного;

- доиндустриального (аграрного);

- индустриального;

- постиндустриального общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: