Человечество еще 11-16 тысяч лет назад могло вымереть из-за недостатка

пищи и спастись ему удалось только за счет возникновения земледелия.

Потребности людей, численность населения Земли продолжают постоян-

но возрастать. Прирост объема жизненных благ отстает от роста потребности людей, несмотря на то, что они научились использовать ресурсы природы и другие факторы производства.

За исключением небольшого числа благ – воздуха, дождя, солнечного тепла, - все остальные средства удовлетворения потребностей человечества

имеются в ограниченном объеме. Так, запасы нефти в недрах Земли состав-

ляют 128,6 млр.тн. Это ее физическая ограниченность. Люди активно исполь-

зуют ее, но сейчас она доступна только тем, кто может оплатить затраты на

ее добычу и транспортировку. Экономическую проблему создает не физичес-

кая ограниченность ресурса, а возможность получить ее лишь затратив иные

ресурсы. Так, чтобы добыть дополнительный объем нефти, нужно потратить

другие ограниченные ресурсы: электроэнергию, труд нефтяников, металл для

изготовления нефтяного оборудования и труб нефтепроводов) и т.д.

Следовательно, хозяйственная деятельность людей все время направлена

на изъятие ресурсов из сферы удовлетворения одних, чтобы удовлетворить

потребности других людей.

Экономические ресурсы всегда ограниченны.

Ограниченность труда связана с тем, что число трудоспособных людей любой страны строго фиксировано в любой момент времени.

По физическим и умственным способностям, люди не все пригодны для выполнения конкретных работ. Эту проблему можно частично решить путем

привлечения рабочих из других стран, переобучением и переподготовкой ра-

ботников более эффективным специальностям, но это не дает моментального

результата, так как требует определенного времени для их осуществления.

Ограниченность земли (природных ресурсов) определяется географией страны и наличием в ее недрах месторождений полезных ископаемых. Эту ограниченность можно снизить путем превращения ранее бесплодных почв в

сельскохозяйственные угодья.

Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны,

тем, что она успела накопить. Эту ограниченность можно сократить путем

строительства новых заводов, шоссе, линий газопроводов и дополнительного

изготовления оборудования. Но это требует времени и затрат.

Ограниченность предпринимательства обусловлена тем, что природа не

всех наделяет этим талантом.

Ограниченность ресурсов заставила людей принять соответствующие

меры. Люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в собствен –

ность. Отдельный человек или группа людей могут:

- владеть ресурсами, то есть фактически ими обладать;

- пользоваться ресурсами, то есть использовать их по своему усмотрению

для получения текущего дохода;

- распоряжаться, то есть иметь право передать их другим лицам, например

продать.

Остальные люди должны уважать эти права. Закрепление ресурсов в соб-

ственности граждан позволяет им представлять эти ресурсы за плату тем, кто в них нуждается. Формы дохода от этого могут быть самыми различными и зависят от вида предоставляемых ресурсов.

Большая часть крупных состояний России (благ) связана с теневой собст-

венностью (криминальный доступ к ресурсам и т.д.) и с постгосударственной

собственностью (приватизация, земля, бюджетные средства).

В результате «прихватизации» под прикрытием лозунга о ваучерной народ-

ной приватизации собственность оказалась распыленной, разорванной между

отдельными звеньями неразрывных по природе технологических цепочек.

Это привело к неэффективности российской экономики сегодня.

8.

Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество, осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него воздействие. Человек становится не только элементом системы, но и сам представляет систему, умеющую сложную структуру. Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, а изучает ее как совокупность общественных отношений, т.е. как продукт общества.

Люди с их конкретными интересами, с одной стороны составляют основу общества, делают возможным само его существование, а с другой — представляют для него большую угрозу, вносят дестабилизирующее начало. Каждый человек видит смысл жизни в реализации личных планов и целей, в самовыражении, он стремиться к большей свободе действий. Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии сознания людей необходимости совместного существования и соответственно — принятия единых правил, норм, ценностей.

Это противоречие между общими частными интересами каждое общество решает по-разному. В тоталитарных государствах личный интерес низводится до второстепенного и подчиняется общественному. При этом происходит деформация самого общего интереса.

Демократические государства с большим или меньшим успехом пытаются уравновесить два противоположных интереса путем поиска соответствующих социально-политических ниш, в которых тот и другой интересы могли бы получить наивысшее развитие, не ущемляя и не огранивая себя взаимно. Например, путем разграничения гражданского права, призванного создать систему институтов, представляющих единые национально-государственные интересы.

Второе противоречие, определяющее жизнеспособность общества, — противоречие между подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства. Решить это противоречие можно по-разному. Можно перекрыть доступ информации или сделать эту информацию, влияющую на мировосприятие индивида дозированной и тем самым затормозить обновление духовного мира. Стабильность, достигаемая принуждением, неизбежно оборачивается замедлением темпов развития и даже деградацией, если прекращается в массовое сознание приток новых идей и в рамках старых социальных институтов нельзя удовлетворить новые потребности и реализовать новые цели.

Индивид с изменившейся, обновленной системой ценностей, взглядов и интересов представляет угрозу старым социальным структурам. Видимо, в обществе должны складываться структуры достаточно гибкие, способные выразить растущее многообразие интересов (например, многопартийность), обеспечить распространение разнообразной информации, создать возможности овладения через систему образования, науки, производства новыми знаниями, умениями, технологиями.

9.

Социологию ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий.

Ценности выступают как:

· желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;

· критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;

· регулируют социальное взаимодействие;

· внутренне побуждают к деятельности.

Регулируются ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная система.

Каждая система ценностей имеет как бы одно основания. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.

Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.

В стабильных обществах конфликты ценностей решаются в рамках имеющейся культуры. При этом «вечными» остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают «вечные» проблемы с ценностями поколений. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою ценность.

В нашем обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов — это создает реальную угрозу существованию общества. Различие в системе ценностей и идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и цивилизации). Осознание социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации, чему мы следовали долгие годы. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.

Формирование и развитие общественных потребностей Понятие «формирование потребностей» населения в теории и практикерассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс ихразвития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества игосударства. В первом значении оно характеризует объективный процесс движенияпотребностей, определяемый законом их возвышения; во втором – выступает каквид целенаправленного воздействия общества и государства на воспитаниегармонично развитой личности. При анализе формирования потребностей как объективного процесса важноправильно выявить определяющие его факторы. Факторы формирования потребностей – условия и обстоятельства, подвлиянием которых складываются и развиваются потребности населения. Эти факторы подразделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо отволи и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человекукак носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в данной стране,от которых непосредственно зависят степень развитости потребности ивозможности их удовлетворения; уровень развития производительных сил ипроизводственных отношений, определяющий условия жизни населения; уровеньобщественного производства и научно-технического прогресса; интенсивностьего проникновения в сфере личного потребления; природно-климатическиеусловия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т.п. Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологическихособенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, егонаклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и ониформируются в определенной социальной среде, которая существенно на нихвлияет. Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуютсяопределенными закономерностями. Различают общие закономерностиформирования и развития потребностей и специфические. Общие закономерности формирования потребностей присущи любомуобщественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческогообщества, например рост общих размеров потребностей, качественное ихвозвышение и совершенствования. Специфические характеризуют отдельные стороны развития личныхпотребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям. Средства формирования потребностей рычаги с помощью которыхгосударство и общество целенаправленно воздействует на процессы развитияпотребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность,рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность вконкретном товаре и услуге. Использование различных методов воздействия напотребителя предполагает знание мотивов его поведения, вкусов предпочтений.Специфика современного спроса такова, что экономически не выгодно выпускатьтовар, рассчитанный на универсальный уровень требований. Целесообразносоздание таких изделий, которые отвечали бы специфическим требованиямопределенного контингента потребителей в зависимости от демографическиххарактеристик, условий проживания, климатических и бытовых особенностей.Например нет смысла строить салон модной одежды в городских трущобах, илипродавать кондиционеры на Калыме или на Аляске. Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход кизучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорийпотребителей на основе так называемой сегментации рынка, котораярассматривает рынок не как однородную массу, а как сумму сегментов(секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса.Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологии потребителей,т. е. выявлению важнейших типов потребителей и их специфических требованийв зависимости от демографических, социально-экономических, психологическихи других различий. Например, исследования в области формирования спросанаселения на одежду свидетельствует о наличии двух основных возрастныхгрупп, предъявляющих различные требования к современной одежде. Так перваягруппа – молодежная – предъявляет повышенные требования к эстетическимпараметрам, внешнему виду предметов одежды, ее соответствию моде и т. п.Вторая группа люди старших возрастов – предпочтение отдает удобству одежды,применяемым материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайнемагазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимопросчитать все исходя из потребностей той части общества с которой имеетдело магазин, салон или отрасль. Некоторые виды потребностей в каком либо обществе формируются годами.Они передаются из поколения в поколение и укореняются в подсознании членовобщества. На это влияет множество факторов, в том числе и общественноеустройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции иобычаи. Все это относится к неценовым факторам изменения спроса. Уже не раз я применял слово «спрос» вместо слова «потребности».Близость этих понятий очевидна: предположим потребность прошла стадиизарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этойпотребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие «потребность»гораздо шире и разнообразнее. Методы формирования потребностей – конкретные способы использованияотдельных средств для активного целенаправленного воздействия напотребности населения. Различают экономические, социально-психологические и организационныесредства и методы формирования потребностей. К экономическим средствам формирования потребностей относятся те,которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельныхпредприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей.Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых,которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивныеизменения так называемой инфраструктуры потребления (например газификация иэлектрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, ипрочих путей сообщения которые связывают жителей разных районов, и упрощаютпередачу информации. Это влияет как на самих потребителей, так и на ихобраз жизни в целом. К социально-психологическим средствам формирования потребностейотносятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознаниепотребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие однихпотребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональныепотребности. Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемыепечатью, радио, телевидением, средствами интернета, а такжепромышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохраненияобразования и т. д. Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К нимотносятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставкитоваров-новинок, демонстрация моделей одежды. Организационные средства используются в тесном взаимодействии ссоциально-психологическими. Существуют множество методов и факторов формирования потребностей.Деловым людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом,необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностейэтого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов. Производство и потребности общества.Категория деятельности выражает собой качественно специфический типактивности живых систем, характеризующийся прежде всего таким признаком,как продуктивность, она носит продуктивный характер. В этом её специфика икоренное отличие от живых систем биологического уровня. «Существенноеотличие человеческого общества от общества животных состоит в том, - писалФ. Энгельс, - что животное в лучшем случае собирают, тогда как людипроизводят. Уже одно это – единственное, но фундаментальное – различиеделает невозможным перенесение, без соответствующих оговорок, законовживотных обществ на человеческое общество»[2]. Деятельность человека, как и активность живого существа, предметна, т.е. и активность и деятельность направлены на овладение предметомпотребности. Но если в первом случае предмет потребности – природная вещь вее, так сказать, природно-готовом, естественном виде, то во втором случаепредмет потребности – продукт, произведенный человеком из вещества природыи по законам природы. Для удовлетворения своих потребностей человектрудится и тем самым, отмечал К. Маркс, он опосредует, регулирует иконтролирует обмен веществ между собой и природой, т. е. приводя в движениесвои естественные силы (руки, ноги, голову, пальцы), человек оказываетсяспособным присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственнойжизни[3]. Такое изменение характера человеческой активности ведет к тому,что удовлетворение потребностей происходит непосредственно, т. е.деятельность человека направлена не на непосредственное овладение предметомпотребности (как это имеет место у животных), а ан овладение средствомтруда, с помощью которого в последующей деятельности природный предмет(предмет труда) преобразуется, приспосабливается к потребностям, становясьпродуктом труда. Это изменение характера связующего звена – заменабиологической активности преобразовательной деятельностью – и определяеткачественно новое соотношение между существенно важными факторамивоспроизводства человека – его деятельностью, ее результатами ипотребностями. Удовлетворение потребностей зависит не просто от наличия в природнойсреде тех или иных предметов, способных стать предметом потребностей, аглавным образом – от характера и уровня развития труда, то естьпрактической преобразовательной деятельности способной преобразоватьпредмет в продукт труда для удовлетворения потребностей. При анализе категории деятельности мы отмечали, что человеческаядеятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, что системадеятельности общества в конечном счете служит удовлетворению системысоциальных потребностей. Прежде всего еще раз отметим, что природа человеческих потребностей,характер их формирования и роль в жизнедеятельности человека всегда былиобъектом пристального внимания как обществоведов – философов, социологов,экономистов, психологов – всех, кто исследует многообразные общественныеявления, так и ряда представителей естественных наук – тех из них, которыеизучают объекты живой природы, источники и особенности их активности,функционирования и самовоспроизводства. Современное состояние ряда наук и практической деятельности в странахобуславливает возможность и необходимость все более глубокого ивсестороннего исследования этих детерминант человеческой деятельности Во-первых, задача анализа сути и закономерностей формированияпотребностей общества обуславливается его специфической сущностью,вырождающейся в основном законе функционирования общества, требующемнепосредственной подчиненности всей системы деятельности общества егодействительным, общественно-необходимым потребностям. Во-вторых, накоплен большой эмпирический и теоретический материал вряде наук – биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии –позволяющий сделать определенный шаг вперед в теоретической разработкепроблемы потребностей человека, которая и осуществляется в трех основныхнаправлениях. Это: А) исследование методологических и социологических аспектоввзаимосвязи системы потребностей и системы деятельности общества; Б) анализ понятийной стороны проблемы потребностей человека,рассмотрение взаимосвязи категории потребности с другими категориями тойили другой науки; В) конкретно-социологический анализ всего реального богатствавзаимосвязей между разного рода и вида потребностями человека исоответствующими видами деятельности, в частности, предпринимаютсяэнергичные исследования этических и эстетических потребностей социальныхсубъектов. Многоплановый характер исследований потребностей человека предъявляет«повышенный спрос» на разработку методологического аспекта этой проблемы,на анализ её а рамках общесоциологической теории, как категорииисторического материализма, понятийное содержание которой и могло быслужить методологической основой конкретных или частно-научныхисследований. Мы и остановимся прежде всего на этом аспекте проблемыпотребности, рассмотрев предварительно в самом общем сущностном планесостояние исследований этой проблемы в некоторых фундаментальных науках,поскольку, с одной стороны они дают определенный материал для обобщения, ас другой – в них «просвечивает» в той или иной мере методологическаяпозиция. В современных биологических и физиологических исследованияхпотребности живого организма рассматриваются как объективное явление, какнужда, как недостаток тех или иных элементов, жизненно необходимых длявоспроизводства и развития живого организма. Последний рассматривается каксаморегулирующаяся система, которая сохраняется в своем качестве лишь принепрерывного поступления в него, усвоения им определенных элементов материии при обеспечении объективно необходимых требований организма, чтобы,говоря словами профессора Н. А. Бернштейна, организм, как определеннаяустойчивая организация сохранила «свою системную тождественность сама ссобой». Дефицит тех или иных элементов и условий, сказывающийся наустойчивости, стабильности функционирования данной биологической системы,обуславливает возникновение и характер требований запросов данной системы испособов их удовлетворения, т. е. возникновение специфических потребностей. Необходимо определить сущность потребностей на «физиологическомуровне», иначе понимание этого сложного вопроса будет лишь поверхностным.П. В. Симонов – один из активных исследователей в этой области – пишет:«Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано спервоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг винтромедиарном обмене (цикле трикарбоновых кислот) представляет начальноезвено голодного состояния высших млекопитающих. Нарушение водно-солевогобаланса возбуждает специализированные клетки подбугорной (гипоталамической)области мозга. Возбуждение этого центра ведет к сокращению мышц верхнейчасти глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительныеокончания, что приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги в организмеведут к возбуждению половых органов, к повышению чувствительностиспециализированных (эрогенных) рецепторных зон. Так потребность в пище,воде, удовлетворении полового инстинкта, начавшись с химических перестроек,получает отражение в возбужденном состоянии определенных отделовцентральной нервной системы». Следовательно, возникновение потребностей при индивидуальном и видовомразвитии живого организма связывается с его функционированием, со всемкомплексом процессов его жизнедеятельности. То есть потребности связаны собъективной сущностью организма, сформированной в процессе эволюции, ивыражают внутреннюю необходимость изменения таких состояний организма,удовлетворение которых объективно неизбежно для нормальнойжизнедеятельности последнего. Биологические потребности являются,следовательно, результатом непрерывно идущих в организме естественныхпроцессов самообновления и самовоспроизводства, а потому они ирассматриваются как объективный детерминирующий фактор биологическойактивности. Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а несобирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываютсяспособы производства, и формируются его высшие потребности. Закон взаимосвязи производства и потребностей обществаПроанализировав деятельность и потребности как социологическую категорию,следует проанализировать закон и механизм взаимосвязи этих двух понятий. Общеизвестно, что при исследовании процесса общественного развития К.Маркс и Ф. Энгельс исходили из того что исходными предпосылкамичеловеческой истории являются реальные люди с их потребностями и ихдеятельностью, что уже с самого начала обнаруживается материальная связьлюдей между собой, которая обусловлена способом производства ипотребностями и так же стара, как сами люди, связь которая принимает всеновые формы и представляет собой историю1. Мысль о том, что вся система человеческой деятельности, основанная, наопределенном способе производства, возникает и развивается как средствоудовлетворение потребностей человека (общества), многократно подчеркиваласьклассиками марксистской мысли вслед за домарксистскими экономистами исоциологами. Но если буржуазные экономисты и социологи все дело сводил кбиологически или субъективно истолкованным потребностям, то К. Маркс и ФЭнгельс показали, что сами человечески потребности и их развитиеопределяются в конечном счете основой жизнедеятельности общества –материальной деятельностью, а это в корне изменило понимание сути, роли ихарактера развития потребностей человеческого общества. Потребности не какнечто от века данное, а как исторически возникающее и объективнообусловленные природой социального организма явления, которые развиваются«вместе со средствами их удовлетворения и в непосредственной зависимости отразвития последних»1. К Маркс сказал, что производственная деятельность в системе«производство – потребности» играет определяющую роль, посколькучеловеческое общество, как действующий субъект для воспроизводства себя вкачестве материального объекта должно приспособить материальные предметыприроды к своим потребностям, то есть в данном случае материальнаядеятельность и потребности как противоречивые моменты целостного жизненногопроцесса человека играют в его воспроизводстве неодинаковую роль.Материальная деятельность выступает ведущей стороной в этом противоречивомвзаимодействии, так как она исходный пункт реализации потребностей, апотому и является господствующим моментом2. Подчеркивая определяющую роль производственной, материальнойдеятельности в формировании и развитии потребностей человека, К. Маркс и Ф.Энгельс одновременно отмечали фундаментальной значение человеческихпотребностей в движении исторического процесса. Они показали, чтоудовлетворяемые и развиваемые посредствам производства, как и вновьформируемые в процессе труда, потребности людей опять ведут к деятельности,способной их удовлетворить. Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества –коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественногопрогресса, она является абсолютным и вечным условием существования иразвития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономическогозакона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своемфункционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, какзаконом подчиненности всей системы деятельности системе потребностейобщества, требующим подчинения всей совокупной деятельности обществаудовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших,действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностногобытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иногообщества – это удовлетворение его потребностей. Заключение Существенность системы потребностей в том, что человек или общество вцелом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своегоудовлетворения. Этот казалось бы простой тезис приобретают серьезнуюокраску если проанализировать современное время и историю. То чего мыдостигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов вконечном счете является следствием из простого желания или чувстванехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит законвозрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребностиконкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И вто же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силутого, что человеку требуется всегда больше чем он достиг. Любая личная потребность имеет общественный характер, поэтому личныепотребности по-другому называются потребности населения. Стоимость любого товара на рынке зависит от нашей потребности в этомтоваре. Потому что предложение зависит от спроса, а спрос это одна изграней потребностей населения. Существуют множество методов и факторов формирования потребностей.Деловым людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом,необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностейэтого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов. Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а несобирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываютсяспособы производства, и формируются его высшие потребности. Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества –коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественногопрогресса, она является абсолютным и вечным условием существования иразвития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономическогозакона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своемфункционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, какзаконом подчиненности всей системы деятельности системе потребностейобщества, требующим подчинения всей совокупной деятельности обществаудовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших,действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностногобытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иногообщества – это удовлетворение его потребностей. Потребности общества генетически и исторически – первопричиначеловеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этойдеятельности. Деятельность это способ существования общества. Так же как и движениеэто способ существования материи например. Каждый из нас подчиняется законупотребностей сам и не понимая этого, потому что наши потребности строятнастоящее и будущее. Потребности создали и историю. Это звучит слишкомрезко, но это истина. Чтобы понять это достаточно задуматься о причинахсвоих действий, я уже не говорю о первичных потребностях, я имею ввидувысшие потребности, потому что богатый предприниматель оказывается можетжить и на миллионную долю своих доходов. Но нет же, он зарабатывает всебольшие суммы денег. Это та же деятельность, первопричиной которой являютсяпотребности, которые в данном случае вступают на еще более высокий уровень– азарт, гонка, как в спорте. Создается впечатление, что абсолютно все зависит от нашихпотребностей. Это так. Человек эволюционировал и стал «хозяином мира»благодаря своим потребностям.Литература
   
   
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: