Потребности самоактуализации

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно.

Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:

-- дефицитные мотивы

-- мотивы роста.

Первые направлены на удовлетворение дефицитарных состояний, например, голод, холод опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения.

В отличии от Д-мотивов мотивы роста (или метапотребности, или бытийные потребности, или Б-мотивы) имеют отдаленные цели. Их функция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К метапотребностям можно отнести: целостность, совершенство, активность, красота, доброта, уникальность, истина, честь, реальность и т.д.

Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

4.

Содержательные теории трудовой мотивации Герцберга и в особенности Маслоу получили развитие в работах Клейтона Альдерфера. Он сформулировал модель категорий потребностей, которая больше подтверждена имеющимися эмпирическими данными. Так же как Маслоу и Герцберг, он выделяет определенные категории потребностей и считает, что существуют основополагающие различия между потребностями низшего порядка и высшего.

Альдерфер выделил три группы основных потребностей: существования, в связях и росте (отсюда название — теория ERG). Потребности существования касаются выживания (физиологическое благополучие). Потребности в связях подчеркивают значимость межличностных, социальных взаимоотношений. Потребности в росте связаны с внутренним стремлением человека к развитию. На рис. 1.4 показано, каким образом эти группы потребностей соотносятся с категориями, которые выделяют Маслоу и Герцберг. Очевидно, что они связаны очень тесно, но потребности ERG не имеют четкой демаркации.

Альдерфер предполагает скорее континуум, чем иерархические уровни или два фактора доминирующих потребностей. В отличие от Маслоу и Герцберга он не утверждает, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности. Например, согласно теории ERG, происхождение человека и культурная среда могут обусловить то, что потребности в связях будут предшествовать неудовлетворенным потребностям существования, и чем больше удовлетворяются потребности в росте, тем сильнее они становятся.

Исследований по теории ERG проводилось немного. Хотя есть некоторые данные, противоречащие ей, многие современные аналитические работы по трудовой мотивации поддерживают скорее теорию Альдерфера, нежели теории Маслоу или Герцберга. Представляется, что теория ER G в целом обладает рядом сильных сторон, присущих ранним содержательным теориям, но лишена многих свойственных им ограничений. Однако остается фактом неспособность содержательных теорий объяснить всю сложность трудовой мотивации, и, за исключением возможного применения следствий из теории Герцберга для проектирования рабочего места, они не могут быть непосредственно транслированы в реальную практику управления человеческими ресурсами.

5.

К социальным потребностям в широком смысле относятся общественные потребности, связанные с повседневной жизнью и отношениями людей. В каждом конкретном случае они могут быть различными и часто проявляются в комплексе с другими потребностями.
Психические потребности обусловливаются внутренними факторами социального взаимодействия и направлены на поддержание душевного комфорта, снижение чувства неудовлетворенности индивида. Среди прочих к ним относятся так называемые рекреационные – потребности в отдыхе и развлекательные потребности.
Интеллектуальные потребности, инициируемые тягой человека к познанию внешнего и внутреннего мира с помощью разума, наиболее значимая сфера приложения библиотечной деятельности. Их можно разделить на две разновидности: информационные и образовательные.
Потребности в информации разноаспектны: бытовая информация, профессиональная информация, социально-культурная информация и т.п. К определяющим информационные потребности факторам следует отнести: характер и направленность информационных ресурсов библиотеки, их доступность, средства информационного обеспечения.
Образовательные потребности обусловлены необходимостью приобретения определенных знаний, умений и навыков для профессиональной самодостаточности, а также совершенствования и всестороннего развития личности. Данная разновидность интеллектуальных потребностей наиболее успешно формируема и развивается, в частности, за счет природной любознательности, на что целесообразно делать акцент в предлагаемых библиотекой услугах. В этой связи обратим внимание на взаимосвязь и совместимость образовательных и информационных потребностей. К определяющим образовательные потребности факторам можно отнести: физическое и умственное развитие личности, уровень образования, профессию, материальные возможности, мотивацию к получению знаний и др. Уместно отметить тесную связь образовательных потребностей с социальными.
Что касается духовных потребностей, то они определяются стремлением людей к познанию духовных сторон жизни и самосовершенствованию личности. В основе формирования такого вида (группы) потребностей – стремление личности повышать свои моральные, нравственные и этические свойства.

6.

Потребности - это выражения условий материальной жизни. Бывают абсолютные потребности - связаны с желанием обладать товаром, услугами; не ограничены уровнем дохода, возможностями производства. Действительные потребности - формируются в рамках достигнутого производства; не ограничны платежеспособностью, носят конкретный характер. Направлены на определенные предметы и услуги. Платежеспособные потребности определяются уровнем дохода потребителя. Принимают форму спроса. Экономические подходы к изучению потребностей. Есть 2 основных подхода: 1. нормативный, 2. поведенческий. Нормативный: существуют определенные нормы и стандарты для каждого человека. Поведенческий: исследуют поведение людей в сфере потребления. Объект исследования - платежеспособный спрос, он является проявлением потребностей людей. И в первом и во втором случае используется статистический метод. Он не всегда отражает реальную картину. В международной практике используют коэффициент Энгеля (коэфф. благосостояния нации) = доля расходов нации на приобретение продовольствия, выраженная в % от общего объема потребления. Чем меньше коэффициент Энгеля, тем большая доля тратится на приобретение товаров дополнительного потребления (туры, путевки). Коэффициент эластичности - величина изменения спроса при изменении цены на 1% (или дохода). e=dD/D: dP/P -- эластичность по цене. e= dD/D: dPi/Pi -- эластичность по доходу. Чем больше коэффициент эластичности, тем больше эластичен спрос. Например, с 1989 по 1993 год доход в ФРГ увеличился на 19%, расходы на туризм увеличились на 21%. Математические методы исследования рекреационных потребностей. Урбанизированность - отражает зависимость между исследуемым населением и удаленностью данного населенного пункта от рекреационного объекта. Модель Пирожника (1986). Основа - фонд отпускного времени равен произведению занятых в хозяйстве, пользующихся продолжительным отпуском. Здесь учитывается продолжительность отпуска, избирательные возможности использования людьми различных видов отдыха и туризма. То есть фонд отпускного времени рассматривается как потенциальный спрос на различные виды отдыха и туризма. Социологическая структура изучения рекреационных потребностей - рассматривает историческую, социальную, психологическую категорию. Понятие цензной ориентации - характеризует те ценности, которые свойственны отдельно взятой группе или личности. Цензная ориентация зависит от культуры развития личности, социального уровня, образовательного ценза, уровня доходов и т.д.
Туристская деятельность направлена на предложение возможности туристами использовать свободное время, отдых, каникулы. Сам турист является активным или пассивным субъектом этой деятельности. Туристская деятельность с течением времени видоизменилась от традиционных видов, связанных с культурой, спортом, морскими путешествиями, до новейших - спортивный, приключения, речной, сельский туризм и т.д. В настоящее время туристскую деятельность можно квалифицировать как:
1) Культурную деятельность: посещение музеев, архитектурных памятников и т.п.
2) Артистическую деятельность, музыкальную, проведение различных фестивалей и т.п.
3) Спортивную деятельность: практикование традиционных видов спорта - рыбалка, охота, плавание, или новых видов - автогонки, "рафтинг" и др.
4) Приключенческую деятельность - треккинг, сафари...
5) Экскурсионную деятельность и контакты с природой: сельский и зеленый туризм, бальнеологические занятия.
6) Коммерческую деятельность и проведение конгрессов: деловой туризм, посещение ярмарок, коомерческих салонов, участие в конгрессах6 семинарах или симпозиумах.

7.

Людям для удовлетворения своих потребностей в благах нужно намного больше ресурсов, чем это всегда было доступно человечеству.

С ограниченностью ресурсов люди столкнулись еще в древности, когда

земля была единственным доступным источником производства благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: