Гордость за собственную идентичность

Данная стадия характеризуется полным признанием челове

ком своей гомосексуальной идентичности. Он убежден, что

негативное общественное отношение к ней является ошибоч

ным и начинает делить общество на «плохих людей» (гетеро-

сексуалов), проявляя к ним недоверие и скепсис, и «хороших


Глава 4. Работа с лицами,


«обнаружившими»... I 1 47


людей», то есть «своих». Он устанавливает тесные связи с пред

ставителями сексуальных меньшинств, приобщается к гомо

сексуальной культуре: литературе, театру, балету и т. д. Лесби

янки и геи воспринимаются им в положительном свете, стано

вясь «значимыми другими». Человек также преисполняется

чувством гордости за свою сексуальную идентичность. «Я рад,

что являюсь геем» — эти слова из гимна гомосексуалистов

1970-х годов отражают мироощущение человека на этой стадии.

Вместе с чувством гордости за свою идентичность усилива

ется чувство неприязни к гетеросексуальному окружению, иг

норирующему ценность однополой любви и гомосексуальных

переживаний, играющих столь значимую роль в утверждении

идентичности представителей сексуальных меньшинств. Соче

тание этих полярных чувств характерно для лесбиянок и геев —

«активистов». Человек становится равнодушен к тому, как его

воспринимают гетеросексуалы и, в случае необходимости, сво

бодно демонстрирует свою идентичность. Это помогает ему

объединить приватный и социальный образ «Я».

В то же время в некоторых ситуациях такой человек скры

вает свою идентичность (когда, к примеру, теряет работу или

становится жертвой физического насилия, демонстрируя свою


принадлежность к сексуальным


меньшинствам). Сокрытие


своей идентичности в этих ситуациях можно рассматривать как

своеобразный компромисс.

Синтез идентичности

Человек переходит на эту стадию, когда начинает осознавать,

что разделение людей на «наших» и «иных» теряет смысл. Бла

годаря укреплению контактов с гетеросексуалами, которые с

пониманием относятся к представителям сексуальных мень

шинств и оказывают им поддержку, человек приходит к при

знанию того, что далеко не все гетеросексуалы отягощены го-

мофобией.

Опыт общения с ними позволяет лесбиянкам и геям разгля

деть много общего между собой и своими друзьями-гетеросек-

суалами и в то же время заметить отличия от некоторых пред

ставителей сексуальных меньшинств. Они перестают воспри-


1 4 8 | Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


нимать себя лишь в качестве лесбиянок и геев и начинают по

нимать, что гомосексуальность составляет лишь один из аспек

тов их психической идентичности. В то же время, независимо


от уровня


интегрированное™ сексуальной идентичности в


структуру личности человека, он будет осознавать свое отли

чие от гетеросексуалов. Поэтому вряд ли можно говорить о

полной интеграции, по крайней мере в обозримом будущем.

Модель Колеман а

Третья модель была разработана Эли Колеманом (Coleman,

1981/82). Она включает пять стадий, отражающих различные


аспекты процесса «обнаружения»:


пре-обнаружение, обнару


жение, исследование, первые отношения и интеграция иден

тичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: