Данная стадия характеризуется полным признанием челове
ком своей гомосексуальной идентичности. Он убежден, что
негативное общественное отношение к ней является ошибоч
ным и начинает делить общество на «плохих людей» (гетеро-
сексуалов), проявляя к ним недоверие и скепсис, и «хороших
Глава 4. Работа с лицами,
«обнаружившими»... I 1 47
людей», то есть «своих». Он устанавливает тесные связи с пред
ставителями сексуальных меньшинств, приобщается к гомо
сексуальной культуре: литературе, театру, балету и т. д. Лесби
янки и геи воспринимаются им в положительном свете, стано
вясь «значимыми другими». Человек также преисполняется
чувством гордости за свою сексуальную идентичность. «Я рад,
что являюсь геем» — эти слова из гимна гомосексуалистов
1970-х годов отражают мироощущение человека на этой стадии.
Вместе с чувством гордости за свою идентичность усилива
ется чувство неприязни к гетеросексуальному окружению, иг
норирующему ценность однополой любви и гомосексуальных
переживаний, играющих столь значимую роль в утверждении
идентичности представителей сексуальных меньшинств. Соче
тание этих полярных чувств характерно для лесбиянок и геев —
«активистов». Человек становится равнодушен к тому, как его
воспринимают гетеросексуалы и, в случае необходимости, сво
бодно демонстрирует свою идентичность. Это помогает ему
объединить приватный и социальный образ «Я».
В то же время в некоторых ситуациях такой человек скры
вает свою идентичность (когда, к примеру, теряет работу или
становится жертвой физического насилия, демонстрируя свою
принадлежность к сексуальным
меньшинствам). Сокрытие
своей идентичности в этих ситуациях можно рассматривать как
своеобразный компромисс.
Синтез идентичности
Человек переходит на эту стадию, когда начинает осознавать,
что разделение людей на «наших» и «иных» теряет смысл. Бла
годаря укреплению контактов с гетеросексуалами, которые с
пониманием относятся к представителям сексуальных мень
шинств и оказывают им поддержку, человек приходит к при
знанию того, что далеко не все гетеросексуалы отягощены го-
мофобией.
Опыт общения с ними позволяет лесбиянкам и геям разгля
деть много общего между собой и своими друзьями-гетеросек-
суалами и в то же время заметить отличия от некоторых пред
ставителей сексуальных меньшинств. Они перестают воспри-
1 4 8 | Часть I.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
нимать себя лишь в качестве лесбиянок и геев и начинают по
нимать, что гомосексуальность составляет лишь один из аспек
тов их психической идентичности. В то же время, независимо
от уровня
интегрированное™ сексуальной идентичности в
структуру личности человека, он будет осознавать свое отли
чие от гетеросексуалов. Поэтому вряд ли можно говорить о
полной интеграции, по крайней мере в обозримом будущем.
Модель Колеман а
Третья модель была разработана Эли Колеманом (Coleman,
1981/82). Она включает пять стадий, отражающих различные
аспекты процесса «обнаружения»:
пре-обнаружение, обнару
жение, исследование, первые отношения и интеграция иден
тичности.