Общениес другими

Для большинства лесбиянок, геев и бисексуалов очень важно

иметь определенные места, где они могут встречаться с други

ми людьми и ощущать свою принадлежность к той или иной


группе


единомышленников. Эти места представляют собой


политические или социальные клубы, а также центры проведе

ния досуга. Приход человека в то или иное сообщество и его

вклад в жизнь этого сообщества определяются его потребно

стями и интересами (которые могут со временем изменяться),

а также характером самих сообществ. Так, например, сообще

ства лесбиянок дают женщинам возможность изучить и сфор

биянки вследствие своей гетеросексуальной социализации

никогда не имели возможности откровенно поговорить о том,


1 56 \ Часть II.


ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


насколько велик разрыв между социальными долженствованц-

ями (то есть ожиданием общества в отношении реализации ими

функций жены, матери, профессионального и карьерного рос

та и т. д.) и своими собственными интересами и предпочтения

ми. Как кажется некоторым, для того чтобы быть «хорошими»

лесбиянками, им надо иметь партнершу. Они, возможно, не

осознают, до какой степени их сексуальное поведение и образ

«Я» определяются гетеросексуальными нормами, ценностями

и установками. Для того чтобы укрепить идентичность и повы

сить самооценку таких клиентов, психотерапевту необходимо

помочь преодолеть негативные стереотипы гомосексуального

и тендерного поведения.

Сообщества лесбиянок, геев и бисексуалов оказывают под

держку как тем, кто лишь начинает себя «обнаруживать», так и

тем, кто открыто демонстрирует свою гомосексуальность в те

чение более или менее продолжительного времени. Эти сооб

щества являются социальными структурами, выступающими в

качестве важнейшего фактора поддержания и развития поло

рек и Рудольф (Gonsiorek and Rudolf, 1991), наличие опреде

ленной системы социальной поддержки помогает человеку

усвоить положительный образ гомосексуальной или бисексу

альной идентичности, а также сформировать положительную

самооценку.

Одинокие лесбиянки, геи и бисексуалы сталкиваются с про

блемами, характерными и для одиноких гетеросексуалов, по

скольку симпатии гетеросексуального общества находятся на

стороне семьи. В то же время отдельные проблемы одиноких

лесбиянок и геев имеют уникальный характер либо выражены

в большей степени, чем у одиноких гетеросексуалов (Elfin

Moses, 1990). Для того чтобы противостоять давлению со сто

роны общества, в большинстве случаев негативно относящего

ся к гомосексуалььным проявениям и считающего их постыд

ными, лесбиянкам, геям и бисексуалам требуется объединение

в рамках определенной субкультуры, что способствует форми

рованию их идентичности и положительной самооценки. Од

новременно в процессе своего включения в эту субкультуру у

них возникают проблемы, связанные с телесным образом «Я»,


глава 5. Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами|1 57

внешней привлекательностью и способностью к установлению

эмоциональной близости.

Телесный образ «Я»

Будучи членами разных сообществ, лесбиянки и геи подверга

ются определенному давлению, что заставляет их вести себя

тем или иным образом. Так, например, геи испытывают такое


давление в форме


доминирующих стереотипных представле


ний о «красивом теле», ассоциирующихся с юношеским и креп

ким телосложением, которое является идеалом гомосексуаль

ной красоты. Подобные представления создают для некоторых

людей серьезные проблемы в восприятии ими собственного

тела, нарушающие их взаимоотношения с другими. В сообще

ствах лесбиянок — в основном, в крупных городах — представ

ления о «красивом теле» также получают широкое распростра

нение. В первую очередь под их влияние подпадают посети

тельницы модных баров и клубов.

Образ телесного «Я», который является частью представле

ния человека о себе самом, в немалой степени подвержен внеш

ним воздействиям, протекающим как на вербальном, так и не

вербальном уровнях. Испытывая их на себе и пытаясь опреде

ленным образом интегрировать, человек неизменно соотносит

с ними свое восприятие собственного тела. Внешность челове

ка является, однако, лишь одним из аспектов всего образа «Я»,

несмотря на то, что гомосексуальные средства массовой инфор

мации и реклама уделяют ей чрезмерно большое внимание.

Если же образ «Я» человека основан исключительно или пре

имущественно на его телесном образе «Я», высока вероятность,

что у такого человека возникнут психологические проблемы

(Etnyre, 1990).

Последние несколько лет на сознание многих представите

лей сексуальных меньшинств оказывают сильное влияние

представления о физически развитом красивом теле, имеющем

определенные пропорции и формы. Несмотря на способность

этих представлений побуждать к занятиям физической культу

рой, они приводят лесбиянок и геев к чрезмерной озабоченно-


1 58 |


Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


сти внешностью и искаженному восприятию собственного

тела. Обнаруженное Брэнд и ее коллегами (Brand et al. 1992

p. 86) сходство проблем, вызванных восприятием своего тела,

которые характерны как для женщин традиционной сексуаль

зи с процессом женской социализации и лесбиянки, и женщи

ны традиционной сексуальной ориентации чаще переживают

неудовлетворенность своей внешностью и весом и чаще стре

мятся придерживаться различных диет, чем геи или мужчины-

гетеросексуалы. Как отмечают авторы, «лесбиянки в такой же

степени подвержены стереотипам восприятия собственной

внешности, что и женщины традиционной сексуальной ориен

тации. В то же время психотерапевты должны понимать, что

представления о красоте, характерные для субкультуры лесби

янок, сильно отличаются от соответствующих представлений

обычных женщин, несмотря на то, что для тех и для других их

внешность очень важна».


Многие


«обнаружившие» себя бисексуалы в меньшей сте


пени, чем лесбиянки и геи, подвержены стереотипам при оцен

ке своей внешности и одежды. Некоторые бисексуалы стремят

ся обладать «андрогенной» внешностью. Это отражает их же

лание интегрировать внешние нормы в отношении визуальных

признаков мужественности и женственности, характерные как

для гетеросексуальной, так и гомосексуальной культур.

Психотерапевты должны понимать необходимость крити

ческой оценки негативных установок и стереотипов, зачастую

навязываемых средствами массовой информации в отношении

внешности лесбиянок и геев. Давление со стороны гетеросек

суального окружения, касающееся внешности лесбиянок и

геев, постоянно растет и заставляет лесбиянок соответствовать

более «женственному», а геев — более «мужественному» обра

Алана Зинфельда (Sinfield, 1994) содержит очень интересные

сведения и рассуждения, касающиеся представлений о «муже

ственности», «женственности» и «женоподобии», а также того,

какое отношение они имеют к социальному и психологическо

му неравноправию. Женщине приходится на каждом шагу выс

лушивать слова о том, как она должна выглядеть. Поскольку


Глава 5. Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами|159

лесбиянки тоже женщины, не удивительно, что социализация

И средства массовой информации оказывают на них даже боль


шее давление


относительно их


внешности, чем на остальных


ясеншин. У мужчин это выражается в стремлении соответство


вать эталону


«идеальной


фигуры» или


мужского


поведения.


Геи придают внешности своих партнеров чрезвычайно важное

значение (Blumstein and Schwartz, 1985), и независимо оттого,

насколько привлекательны они лично, многие из них предпо

читают иметь более красивых партнеров, чем они сами (Sergios


and Cody, 1985/86).


Психотерапевты должны осознавать, что,


несмотря на это, геи часто более озабочены своей внешностью

и впечатлением, производимым ими на окружающих, чем гете-

росексуалы (Etnyre, 1990). Наблюдения Силверстейна с колле

гами (Silverstein et al., 1989) свидетельствуют о том, что чрезмер


ное подчеркивание значимости внешних достоинств


человека,


характерное для


субкультуры геев, делает их


подверженными


болезненным переживаниям в связи с неудовлетворенностью

своей внешностью и приводит к нарушениям питания.


Психотерапевт должен


стремиться к тому, чтобы


совмест


но с клиентом разобраться в мифах и реалиях, касающихся его


внешности. Ему следует


помочь


клиенту


принять


телесный


образ «Я»,


соответствующий его


собственным чувствам и по


требностям, а не внешним стереотипам и образам, создаваемым

средствами массовой информации, что приведет к укреплению

его самооценки.

Клинический пример 1


верситет, он сразу же переехал в Лондон и стал


«обнаруживать»


себя как гей. В связи с тем, что врач определил у него первые при

знаки нервной анорексии, Марк был направлен к психотерапевту.

Видя вокруг множество мужчин в хорошей спортивной форме, по

приезде в Лондон Марк стал посещать тренажерный зал. Он зани

мался по пять раз в неделю и тщательно следил за своей диетой,

стараясь ограничивать себя в еде до минимума.

В ходе психотерапии выяснилось, что он с детства всеми силами

стремится соответствовать групповым нормам. Это особенно ярко

проявилось в подростковом возрасте и в период обучения в уни- 


1 6 0 | Часть II. ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


верситете. Марк полагал, что работая над своей внешностью, оц

легче включится в сообщество геев. В то же время он понимал, что

стремление соответствовать групповым нормам в отношении внеш

ности делает его слишком зависимым от внешних оценок и нега

тивно сказывается на чувстве собственного достоинства. Проводя

много времени в тренажерном зале, Марк почти не оставлял себе

сил и времени для общения. Если его приглашали в бар или ресто


ран, ему было очень сложно


отвлечься от


навязчивых мыслей


о том, что он ест и пьет слишком много, а потому Марк, как прави

ло, отказывался от таких приглашений.

Психотерапевт помог молодому человеку лучше разобраться в чув


ствах одиночества и стыда за свою гомосексуальность.


Благодаря


применению библиотерапии Марк улучшил свои коммуникатив

ные навыки и разобрался в психологии человеческих взаимоотно


шений. Вскоре он принял


решение


включиться в


социальную


группу геев с высшим образованием.

Эмоциональна я близост ь

Эмоциональную близость можно определить как взаимное рас

крытие людей в процессе их тесного общения, связанное с вы

ражением ими чувств любви и симпатии, использованием объя


тий и иных форм


негенитальных ласк (Lewis, 1978).


В


Эмоциональная близость невозможна без тесного общения.

определенной мере она зависит от раннего детского опыта,


связанного с общением с наиболее значимыми людьми и само

раскрытием. Самораскрытие является важным элементом эмо


циональной


близости, и если в раннем детстве у


человека не


было для этого


возможности, можно


предположить, что это


негативно


скажется на его


последующих отношениях с други


ми людьми, в


особенности,


выраженных в тесном


вербальном


общении, объятиях, в проявлении любви и симпатии. В четвер


той главе


обсуждаются


некоторые


ключевые


вопросы, касаю


щиеся


самораскрытия


лесбиянок, геев и


бисексуалов, а в


восьмой главе рассматривается влияние гетеросексизма на по


ведение


молодых


людей,


стремящихся


сформировать свою


идентичность.


Глава 5.


Психотерапевтическая работа с одинокими


клиентами |161


. Геи в особенности испытывают серьезные препятствия при

^установлении эмоциональной близости, что связано с влияни

ем традиционных мужских ролевых моделей. Льюис (Lewis,

1978) называет три таких препятствия:

,— конкуренция: деньги, власть, социальное положение, влия

ющее на уровень взаимного доверия и открытости людей в

ходе их общения;

г~- сокрытие собственных слабостей и недостаточная откры-

, тость: нежелание открывать другому свои чувства, мысли,

страхи, тревоги, депрессивные переживания, а также чув

ства любви и симпатии;

Ь- дефицит ролевых моделей: отсутствие примеров того, когда


мужчины во


взаимоотношениях друг с другом могут про


явить любовь и симпатию.

Вышеперечисленное ведет к


формированию «летальных


качеств мужской роли», связанных с низким самораскрытием,

плохим пониманием своих чувств, ограниченностью эмпати-

ческих способностей и неспособностью любить себя и других.

Данные качества постепенно ведут к «деморализации» — то

есть к снижению способности мужчины противостоять эмоци

ональным стрессам, в особенности когда он чувствует, что не

соответствует строгим критериям «мужественности» (Jourard,

1971).

Психотерапевт может рекомендовать клиентам чтение опре

деленных литературных произведений, в которых описывает

ся психология человеческих отношений, к примеру, произведе

ния Клуни и Грина (Clunis and Green, 1988), Тессины (Tessina,

1989), Берзона (Berzon, 1990), Исенси (Isensee, 1990), Сандер-

сона (Sanderson, 1990; 1993), а также Дриггса и Финна (Driggs

and Finn, 1991). Эти авторы могут быть рекомендованы в пер

вую очередь тем геям и лесбиянкам, которые только начинают

устанавливать тесные эмоциональные отношения с представи

телями своего пола. Как видно из приведенного списка, данные

произведения были опубликованы в конце 1980-х — начале

1990-х годов и еще не известны многим клиентам. Более по

дробная информация о такой литературе содержится в «При

ложении 3».


б


Д.Дэйвис


1 6 2 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


Льюис (Lewis, 1978) предлагает проводить для мужчин спе

циальные тренинги, связанные с развитием их коммуникатив

ных возможностей. Совершенствуя способность к установлению

эмоциональной близости, человек учится делиться с другими

своими переживаниями и проявлять заботу об окружающих,

а также лучше понимать собственные чувства. Благодаря это

му он становится способен установливать с другими людьми

глубокие содержательные отношения.

Принято считать, причем зачастую ошибочно, что женщи

ны в общении друг с другом более открыты и способны выра

жать свои чувства, а также проявлять бескорыстную заботу о

других лучше, чем мужчины. Лесбиянки и женщины-бисексу

алы могут проявлять недовольство тем, что им приходится про

являть излишнюю заботу об окружающих в ущерб своим соб

ственным нуждам и интересам. Поэтому в ходе психотерапев

тических сессий необходимо уделить внимание обсуждению

этих проблем, стараясь при этом выяснить, как они связаны с

полоролевыми стереотипами.

Самораскрытие, эмоциональная близость, телесный образ

«Я» и собственная внешность — все это имеет большое значе

ние для лесбиянок, геев и бисексуалов, в особенности на том

этапе жизни, когда происходит активное формирование их сек

суальной идентичности. Очевидно, что все эти вещи тесно свя

заны друг с другом и затрагивают как внутриличностную, так

и межличностную сферы. Возможно, для одиноких людей они

имеют меньшее значение, однако всякий раз, приступая к ра

боте с клиентами, психотерапевт должен выяснить, как они

относятся к данным проблемам. При этом не следует приумень

шать роль, которую играют сообщества представителей сексу

альных меньшинств в формировании гомосексуальной иден

тичности.

Жизнь провинциальных лесбиянок и геев

В настоящее время лесбиянки, геи и бисексуалы имеют гораз

до больше возможностей для общения друг с другом, чем рань-


Глава 5. Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами II 63

:ще. В газетах и журналах для представителей сексуальных

меньшинств публикуются объявления о различных меропри

ятиях, касающихся различных сфер жизни, начиная с развле

чений и заканчивая бизнесом (см. «Приложение 2»). Послед

ние несколько лет культура лесбиянок и геев развивается

.очень активно, позволяя удовлетворить самые разнообразные

.интересы. Это естественное следствие развития социальных

связей и формирования сообществ лесбиянок, геев и бисексу

алов. В то же время психотерапевты должны понимать, что

эти процессы более ярко проявляются в крупных городах.

Жизнь в небольших городах и поселках означает для геев

и лесбиянок

«пребывание в пронизанной духом гомосексизма среде, отсут

ствие социальной поддержки и многочисленные проблемы в уста

новлении друг с другом отличающихся от традиционных форм

эмоциональных отношений, что заставляет, к примеру, лесбиянок

становиться еще более "невидимыми", чем в метрополиях, где у

сексуальных меньшинств всегда было больше социальных воз

можностей» (D'Aguelli, 1989, р.121)

(«Гомосексизм» в данном контексте означает негативное

отношение к гомосексуальности и имеет много общего с поня

тием сексизма, обозначающего игнорирование женской сексу

альности.)


Вполне вероятно, что


провинциальные лесбиянки и геи


предпочтут остаться «невидимыми» в том, что касается их сек

суального поведения, и для того, чтобы встретиться с другими

представителями гомосексуального сообщества, будут вынуж

дены ездить в близлежащий город. Бисексуалам же будет еще

труднее найти социальную поддержку и круг общения. Нали

чие экономических факторов еще более ограничивает возмож

ности их социализации. Вполне возможно, что единственно

Доступными им местами общения со своими единомышленни

ками будут лишь пабы и клубы; в небольших провинциальных

сообществах лесбиянок, геев и бисексуалов иные возможности

Для контактов, скорее всего, отсутствуют. Для некоторых оди

ноких представителей сексуальных меньшинств, живущих в

провинции, имитация гетеросексуального поведения — един-


1 6 4 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


ственно возможный способ социализации, и они предпочтут

избегать каких-либо контактов с другими лесбиянками и геями.

Одинокие геи и бисексуалы в этих условиях также стремятся

поддерживать друг с другом контакты, встречаясь в частных

домах или на квартирах. Однако в этом случае они, возможно,

ями и коллегами по работе, они будут тщательно следить за сво

ими словами и поведением. Как утверждает Д'Агуелли

(D'Aguelli, 1989, р. 122), «таким образом, гомофобия осложня

ет процесс социализации и развитие личности, поскольку важ

ные компоненты психической идентичности человека оказыва

ются несформированными, искаженными или не проявляются

в его повседневном общении с окружающими... из-за того, что

человек боится, что каким-либо образом кто-то узнает, кем он

является на самом деле».

Психотерапевт должен учитывать проблемы, с которыми

сталкиваются живущие в провинции одинокие лесбиянки, геи

и бисексуалы. Важно определить, какие ресурсы и возможнос

ти для социальных контактов у них имеются и при этом попы

таться изучить социальный опыт клиента — его прошлое, на

стоящее и то, что он ожидает от жизни — чтобы понять, почему

клиент предпочитает одиночество. Причины этого могут

крыться как в индивидуальных особенностях клиента, так и в

бую осторожность, обсуждая с клиентом возможности раскры

тия им своей гомосексуальности при общении с окружающи

ми, а также обязательно выяснить, насколько полезным для

клиента было бы установление более тесных контактов с дру

гими представителями сексуальных меньшинств. При этом

психотерапевт должен в первую очередь учитывать интересы

клиента и последствия этого шага для его дальнейшей жизни

(D'Aguelli, 1989).

Таким образом, работая с живущими за пределами крупных

городов одинокими людьми, необходимо учитывать упомяну

тые выше факторы, чтобы понять, что означает для лесбиянок,

геев и бисексуалов жизнь без достаточной поддержки гомосек

суальных сообществ.


Глава 5, Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами|165


раса и


кросс-культуральиые вопросы


Большинство исследований, проводимых среди лесбиянок,

геев и бисексуалов, касались исключительно белых высокооб

разованных представителей среднего класса. При этом не


учитывался фактор


дискриминации представителей нацио


нальных меньшинств. Лесбиянки, геи и бисексуалы, относящие

ся к этим меньшинствам, должны интегрировать свое этниче

ское и расовое чувство «Я» со своей сексуальной идентично

стью. Они сталкиваются с необходимостью изменения своей

стигматизированной идентичности путем постепенного пере

хода от негативного образа «Я» к позитивному (Espin, 1987).

Трембл с соавторами (Tremble et al., 1989) перечисляет сле

дующие проблемы, с которыми сталкиваются лесбиянки и геи,

представляющие национальные меньшинства:

 особые сложности обнаружения своей гомосексуальности в

общении с членами семьи;



необходимость выбора определенной «ниши» в сообще

ствах геев и лесбиянок с учетом возможной расовой и этни

ческой дискриминации:


I трудности в интеграции расового и этнического чувства «Я»

с сексуальной идентичностью.

Ранее было показано, что самораскрытие представителей

сексуальных меньшинств сопряжено с множеством проблем.

Лесбиянки и геи, представляющие национальные меньшин

ства, находятся в особо затруднительном положении, посколь

ку они «одинаково причастны ко всем культурам и в то же вре

мя не испытывают сильной привязанности ни к одной из них»

(Tremble et al., 1989, p. 264). Работая с клиентами, представля

ющими расовые и национальные меньшинства, психотерапевт

обязан учитывать влияние специфических контекстуальных


факторов — таких как культура, классовая


принадлежность,


История — на того или иного клиента. Он должен помнить, что

При раскрытии своей идентичности клиент может лишиться

поддержки соответствующей культурной группы, а также осо

знавать, какие практические и психологические последствия

Для клиента это может повлечь в настоящем и будущем. Необ-


1 6 6 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


ходимо понять, какие альтернативные источники социальной


поддержки клиента могут быть


использованы и как это отра.


зится на идентичности


клиента. При работе с лесбиянками


в частности, необходимо обсудить, какое значение для них бу

дет иметь разрыв связи с патриархальными культурными цен-

ностями в том случае, если они откажутся следовать жестким


культурным нормам (Espin, 1987). При этом


психотерапевт


должен


помнить о том, что


попытка свести индивидуальные


различия между людьми к


культурным


влияниям так же же


опасна, как и игнорирование ил и отрицание влияни я культур

ных факторов на поведение человека (Espin, 1987).

Представители этнических и расовых меньшинств имеют

дело с сообществами лесбиянок и геев, для которых характерен

евроцентризм по типу своей культуры и по системе ценностей.

Включение в эти сообщества сопряжено с негативным отно

шением, проявлениями расизма и желанием других принизить


роль той


культуры, которую лица,


вступающие в то или иное


сообщество, представляют. Необходимо принять во внимание

наличие «скрытого» расизма, а также страх человека перед воз

можной дискриминацией, который влияет на его установки и

поведение и заставляет избегать определенных лиц или ситуа

ций (May s et al., 1993).


Клинический


пример 2


Родившейся и выросшей в Азии Камлеш слегка за 20. Она прохо

дит последипломную подготовку в университете. Камлеш знает,

что она лесбиянка, ей никак не удается интегрировать свою сексу

альную идентичность с культурным и расовым чувством «Я». Ее

обращение к психотерапевту связано именно с этим. Камлеш оди

нока, у нее ограниченный круг друзей, знающих, что она девушка-

лесбиянка. Она очень застенчива и предпочитает проводить досуг

вдали от шумных мест. Камлеш не знает ни одной лесбиянки и ни

одного гея — выходцев из азиатских стран. Ей кажется, что она не

сможет «вписаться» в местные гомосексуальные сообществ.а


Родители Камлеш


придерживаются традиционных взглядов на


лучила хорошее образование и работу.


В ходе


психотерапии Камлеш укрепила свою


культурную иден


тичность и при определенной поддержке со стороны старшего бра-


5. Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами I 1 6 7

та обсудила со специалистом вопрос своей сексуальности. Она

также начала посещать дискотеку «Бхунгра», организованную

«Шакти» — группой поддержки лесбиянок, геев и бисексуалов и

их друзей из азиатских стран.

Психотерапевту следует проявлять чуткость к потребно

стям клиентов, особенно анализируя чувства гнева, фрустра

ции, боли и скорби, а также рассматривая их опыт конфронта

ции с различными проявлениями дискриминации, оказываю

щими определенное влияние на психическое состояние

клиента (Cromwell, 1983).

Может показаться, что бисексуалам, представляющим этни

ческие и расовые меньшинства, легче интегрировать свою сек

суальность в культурное чувство «Я», однако расизм, бифобия

яевроцентризм, характерные для западных сообществ лесбия

нок, геев и бисексуалов, а также гетеросексизм и гомофобия,

свойственные их родной культуре, значительно затрудняют

свободное выражение ими своих бисексуальных переживаний,

из-за чего эти люди часто оказываются изолированными.

Психотерапевты должны принимать во внимание многооб

разие проявлений расовой и этнической дискриминации, с ко

торыми сталкиваются некоторые клиенты, и стремиться к

тому, чтобы лучше понять, каким образом их собственный

культурный опыт влияет на их восприятие клиента. Там, где су

ществуют расовые различия, существуют и определенные про

явления расизма (Lado and Thompson, 1989).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: