Для большинства лесбиянок, геев и бисексуалов очень важно
иметь определенные места, где они могут встречаться с други
ми людьми и ощущать свою принадлежность к той или иной
группе
единомышленников. Эти места представляют собой
политические или социальные клубы, а также центры проведе
ния досуга. Приход человека в то или иное сообщество и его
вклад в жизнь этого сообщества определяются его потребно
стями и интересами (которые могут со временем изменяться),
а также характером самих сообществ. Так, например, сообще
ства лесбиянок дают женщинам возможность изучить и сфор
биянки вследствие своей гетеросексуальной социализации
никогда не имели возможности откровенно поговорить о том,
1 56 \ Часть II.
ЧАСТНЫЕ
ВОПРОСЫ
насколько велик разрыв между социальными долженствованц-
ями (то есть ожиданием общества в отношении реализации ими
функций жены, матери, профессионального и карьерного рос
та и т. д.) и своими собственными интересами и предпочтения
ми. Как кажется некоторым, для того чтобы быть «хорошими»
лесбиянками, им надо иметь партнершу. Они, возможно, не
осознают, до какой степени их сексуальное поведение и образ
«Я» определяются гетеросексуальными нормами, ценностями
и установками. Для того чтобы укрепить идентичность и повы
сить самооценку таких клиентов, психотерапевту необходимо
помочь преодолеть негативные стереотипы гомосексуального
и тендерного поведения.
Сообщества лесбиянок, геев и бисексуалов оказывают под
держку как тем, кто лишь начинает себя «обнаруживать», так и
тем, кто открыто демонстрирует свою гомосексуальность в те
чение более или менее продолжительного времени. Эти сооб
щества являются социальными структурами, выступающими в
качестве важнейшего фактора поддержания и развития поло
рек и Рудольф (Gonsiorek and Rudolf, 1991), наличие опреде
ленной системы социальной поддержки помогает человеку
усвоить положительный образ гомосексуальной или бисексу
альной идентичности, а также сформировать положительную
самооценку.
Одинокие лесбиянки, геи и бисексуалы сталкиваются с про
блемами, характерными и для одиноких гетеросексуалов, по
скольку симпатии гетеросексуального общества находятся на
стороне семьи. В то же время отдельные проблемы одиноких
лесбиянок и геев имеют уникальный характер либо выражены
в большей степени, чем у одиноких гетеросексуалов (Elfin
Moses, 1990). Для того чтобы противостоять давлению со сто
роны общества, в большинстве случаев негативно относящего
ся к гомосексуалььным проявениям и считающего их постыд
ными, лесбиянкам, геям и бисексуалам требуется объединение
в рамках определенной субкультуры, что способствует форми
рованию их идентичности и положительной самооценки. Од
новременно в процессе своего включения в эту субкультуру у
них возникают проблемы, связанные с телесным образом «Я»,
глава 5. Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами|1 57
внешней привлекательностью и способностью к установлению
эмоциональной близости.
Телесный образ «Я»
Будучи членами разных сообществ, лесбиянки и геи подверга
ются определенному давлению, что заставляет их вести себя
тем или иным образом. Так, например, геи испытывают такое
давление в форме
доминирующих стереотипных представле
ний о «красивом теле», ассоциирующихся с юношеским и креп
ким телосложением, которое является идеалом гомосексуаль
ной красоты. Подобные представления создают для некоторых
людей серьезные проблемы в восприятии ими собственного
тела, нарушающие их взаимоотношения с другими. В сообще
ствах лесбиянок — в основном, в крупных городах — представ
ления о «красивом теле» также получают широкое распростра
нение. В первую очередь под их влияние подпадают посети
тельницы модных баров и клубов.
Образ телесного «Я», который является частью представле
ния человека о себе самом, в немалой степени подвержен внеш
ним воздействиям, протекающим как на вербальном, так и не
вербальном уровнях. Испытывая их на себе и пытаясь опреде
ленным образом интегрировать, человек неизменно соотносит
с ними свое восприятие собственного тела. Внешность челове
ка является, однако, лишь одним из аспектов всего образа «Я»,
несмотря на то, что гомосексуальные средства массовой инфор
мации и реклама уделяют ей чрезмерно большое внимание.
Если же образ «Я» человека основан исключительно или пре
имущественно на его телесном образе «Я», высока вероятность,
что у такого человека возникнут психологические проблемы
(Etnyre, 1990).
Последние несколько лет на сознание многих представите
лей сексуальных меньшинств оказывают сильное влияние
представления о физически развитом красивом теле, имеющем
определенные пропорции и формы. Несмотря на способность
этих представлений побуждать к занятиям физической культу
рой, они приводят лесбиянок и геев к чрезмерной озабоченно-
1 58 |
Часть II.
ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ
сти внешностью и искаженному восприятию собственного
тела. Обнаруженное Брэнд и ее коллегами (Brand et al. 1992
p. 86) сходство проблем, вызванных восприятием своего тела,
которые характерны как для женщин традиционной сексуаль
зи с процессом женской социализации и лесбиянки, и женщи
ны традиционной сексуальной ориентации чаще переживают
неудовлетворенность своей внешностью и весом и чаще стре
мятся придерживаться различных диет, чем геи или мужчины-
гетеросексуалы. Как отмечают авторы, «лесбиянки в такой же
степени подвержены стереотипам восприятия собственной
внешности, что и женщины традиционной сексуальной ориен
тации. В то же время психотерапевты должны понимать, что
представления о красоте, характерные для субкультуры лесби
янок, сильно отличаются от соответствующих представлений
обычных женщин, несмотря на то, что для тех и для других их
внешность очень важна».
Многие
«обнаружившие» себя бисексуалы в меньшей сте
пени, чем лесбиянки и геи, подвержены стереотипам при оцен
ке своей внешности и одежды. Некоторые бисексуалы стремят
ся обладать «андрогенной» внешностью. Это отражает их же
лание интегрировать внешние нормы в отношении визуальных
признаков мужественности и женственности, характерные как
для гетеросексуальной, так и гомосексуальной культур.
Психотерапевты должны понимать необходимость крити
ческой оценки негативных установок и стереотипов, зачастую
навязываемых средствами массовой информации в отношении
внешности лесбиянок и геев. Давление со стороны гетеросек
суального окружения, касающееся внешности лесбиянок и
геев, постоянно растет и заставляет лесбиянок соответствовать
более «женственному», а геев — более «мужественному» обра
Алана Зинфельда (Sinfield, 1994) содержит очень интересные
сведения и рассуждения, касающиеся представлений о «муже
ственности», «женственности» и «женоподобии», а также того,
какое отношение они имеют к социальному и психологическо
му неравноправию. Женщине приходится на каждом шагу выс
лушивать слова о том, как она должна выглядеть. Поскольку
Глава 5. Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами|159
лесбиянки тоже женщины, не удивительно, что социализация
И средства массовой информации оказывают на них даже боль
шее давление
относительно их
внешности, чем на остальных
ясеншин. У мужчин это выражается в стремлении соответство
вать эталону
«идеальной
фигуры» или
мужского
поведения.
Геи придают внешности своих партнеров чрезвычайно важное
значение (Blumstein and Schwartz, 1985), и независимо оттого,
насколько привлекательны они лично, многие из них предпо
читают иметь более красивых партнеров, чем они сами (Sergios
and Cody, 1985/86).
Психотерапевты должны осознавать, что,
несмотря на это, геи часто более озабочены своей внешностью
и впечатлением, производимым ими на окружающих, чем гете-
росексуалы (Etnyre, 1990). Наблюдения Силверстейна с колле
гами (Silverstein et al., 1989) свидетельствуют о том, что чрезмер
ное подчеркивание значимости внешних достоинств
человека,
характерное для
субкультуры геев, делает их
подверженными
болезненным переживаниям в связи с неудовлетворенностью
своей внешностью и приводит к нарушениям питания.
Психотерапевт должен
стремиться к тому, чтобы
совмест
но с клиентом разобраться в мифах и реалиях, касающихся его
внешности. Ему следует
помочь
клиенту
принять
телесный
образ «Я»,
соответствующий его
собственным чувствам и по
требностям, а не внешним стереотипам и образам, создаваемым
средствами массовой информации, что приведет к укреплению
его самооценки.
Клинический пример 1
верситет, он сразу же переехал в Лондон и стал
«обнаруживать»
себя как гей. В связи с тем, что врач определил у него первые при
знаки нервной анорексии, Марк был направлен к психотерапевту.
Видя вокруг множество мужчин в хорошей спортивной форме, по
приезде в Лондон Марк стал посещать тренажерный зал. Он зани
мался по пять раз в неделю и тщательно следил за своей диетой,
стараясь ограничивать себя в еде до минимума.
В ходе психотерапии выяснилось, что он с детства всеми силами
стремится соответствовать групповым нормам. Это особенно ярко
проявилось в подростковом возрасте и в период обучения в уни-
1 6 0 | Часть II. ЧАСТНЫЕ
ВОПРОСЫ
верситете. Марк полагал, что работая над своей внешностью, оц
легче включится в сообщество геев. В то же время он понимал, что
стремление соответствовать групповым нормам в отношении внеш
ности делает его слишком зависимым от внешних оценок и нега
тивно сказывается на чувстве собственного достоинства. Проводя
много времени в тренажерном зале, Марк почти не оставлял себе
сил и времени для общения. Если его приглашали в бар или ресто
ран, ему было очень сложно
отвлечься от
навязчивых мыслей
о том, что он ест и пьет слишком много, а потому Марк, как прави
ло, отказывался от таких приглашений.
Психотерапевт помог молодому человеку лучше разобраться в чув
ствах одиночества и стыда за свою гомосексуальность.
Благодаря
применению библиотерапии Марк улучшил свои коммуникатив
ные навыки и разобрался в психологии человеческих взаимоотно
шений. Вскоре он принял
решение
включиться в
социальную
группу геев с высшим образованием.
Эмоциональна я близост ь
Эмоциональную близость можно определить как взаимное рас
крытие людей в процессе их тесного общения, связанное с вы
ражением ими чувств любви и симпатии, использованием объя
тий и иных форм
негенитальных ласк (Lewis, 1978).
В
Эмоциональная близость невозможна без тесного общения.
определенной мере она зависит от раннего детского опыта,
связанного с общением с наиболее значимыми людьми и само
раскрытием. Самораскрытие является важным элементом эмо
циональной
близости, и если в раннем детстве у
человека не
было для этого
возможности, можно
предположить, что это
негативно
скажется на его
последующих отношениях с други
ми людьми, в
особенности,
выраженных в тесном
вербальном
общении, объятиях, в проявлении любви и симпатии. В четвер
той главе
обсуждаются
некоторые
ключевые
вопросы, касаю
щиеся
самораскрытия
лесбиянок, геев и
бисексуалов, а в
восьмой главе рассматривается влияние гетеросексизма на по
ведение
молодых
людей,
стремящихся
сформировать свою
идентичность.
Глава 5.
Психотерапевтическая работа с одинокими
клиентами |161
. Геи в особенности испытывают серьезные препятствия при
^установлении эмоциональной близости, что связано с влияни
ем традиционных мужских ролевых моделей. Льюис (Lewis,
1978) называет три таких препятствия:
,— конкуренция: деньги, власть, социальное положение, влия
ющее на уровень взаимного доверия и открытости людей в
ходе их общения;
г~- сокрытие собственных слабостей и недостаточная откры-
, тость: нежелание открывать другому свои чувства, мысли,
страхи, тревоги, депрессивные переживания, а также чув
ства любви и симпатии;
Ь- дефицит ролевых моделей: отсутствие примеров того, когда
мужчины во
взаимоотношениях друг с другом могут про
явить любовь и симпатию.
Вышеперечисленное ведет к
формированию «летальных
качеств мужской роли», связанных с низким самораскрытием,
плохим пониманием своих чувств, ограниченностью эмпати-
ческих способностей и неспособностью любить себя и других.
Данные качества постепенно ведут к «деморализации» — то
есть к снижению способности мужчины противостоять эмоци
ональным стрессам, в особенности когда он чувствует, что не
соответствует строгим критериям «мужественности» (Jourard,
1971).
Психотерапевт может рекомендовать клиентам чтение опре
деленных литературных произведений, в которых описывает
ся психология человеческих отношений, к примеру, произведе
ния Клуни и Грина (Clunis and Green, 1988), Тессины (Tessina,
1989), Берзона (Berzon, 1990), Исенси (Isensee, 1990), Сандер-
сона (Sanderson, 1990; 1993), а также Дриггса и Финна (Driggs
and Finn, 1991). Эти авторы могут быть рекомендованы в пер
вую очередь тем геям и лесбиянкам, которые только начинают
устанавливать тесные эмоциональные отношения с представи
телями своего пола. Как видно из приведенного списка, данные
произведения были опубликованы в конце 1980-х — начале
1990-х годов и еще не известны многим клиентам. Более по
дробная информация о такой литературе содержится в «При
ложении 3».
б
Д.Дэйвис
1 6 2 | Часть II.
ЧАСТНЫЕ
ВОПРОСЫ
Льюис (Lewis, 1978) предлагает проводить для мужчин спе
циальные тренинги, связанные с развитием их коммуникатив
ных возможностей. Совершенствуя способность к установлению
эмоциональной близости, человек учится делиться с другими
своими переживаниями и проявлять заботу об окружающих,
а также лучше понимать собственные чувства. Благодаря это
му он становится способен установливать с другими людьми
глубокие содержательные отношения.
Принято считать, причем зачастую ошибочно, что женщи
ны в общении друг с другом более открыты и способны выра
жать свои чувства, а также проявлять бескорыстную заботу о
других лучше, чем мужчины. Лесбиянки и женщины-бисексу
алы могут проявлять недовольство тем, что им приходится про
являть излишнюю заботу об окружающих в ущерб своим соб
ственным нуждам и интересам. Поэтому в ходе психотерапев
тических сессий необходимо уделить внимание обсуждению
этих проблем, стараясь при этом выяснить, как они связаны с
полоролевыми стереотипами.
Самораскрытие, эмоциональная близость, телесный образ
«Я» и собственная внешность — все это имеет большое значе
ние для лесбиянок, геев и бисексуалов, в особенности на том
этапе жизни, когда происходит активное формирование их сек
суальной идентичности. Очевидно, что все эти вещи тесно свя
заны друг с другом и затрагивают как внутриличностную, так
и межличностную сферы. Возможно, для одиноких людей они
имеют меньшее значение, однако всякий раз, приступая к ра
боте с клиентами, психотерапевт должен выяснить, как они
относятся к данным проблемам. При этом не следует приумень
шать роль, которую играют сообщества представителей сексу
альных меньшинств в формировании гомосексуальной иден
тичности.
Жизнь провинциальных лесбиянок и геев
В настоящее время лесбиянки, геи и бисексуалы имеют гораз
до больше возможностей для общения друг с другом, чем рань-
Глава 5. Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами II 63
:ще. В газетах и журналах для представителей сексуальных
меньшинств публикуются объявления о различных меропри
ятиях, касающихся различных сфер жизни, начиная с развле
чений и заканчивая бизнесом (см. «Приложение 2»). Послед
ние несколько лет культура лесбиянок и геев развивается
.очень активно, позволяя удовлетворить самые разнообразные
.интересы. Это естественное следствие развития социальных
связей и формирования сообществ лесбиянок, геев и бисексу
алов. В то же время психотерапевты должны понимать, что
эти процессы более ярко проявляются в крупных городах.
Жизнь в небольших городах и поселках означает для геев
и лесбиянок
«пребывание в пронизанной духом гомосексизма среде, отсут
ствие социальной поддержки и многочисленные проблемы в уста
новлении друг с другом отличающихся от традиционных форм
эмоциональных отношений, что заставляет, к примеру, лесбиянок
становиться еще более "невидимыми", чем в метрополиях, где у
сексуальных меньшинств всегда было больше социальных воз
можностей» (D'Aguelli, 1989, р.121)
(«Гомосексизм» в данном контексте означает негативное
отношение к гомосексуальности и имеет много общего с поня
тием сексизма, обозначающего игнорирование женской сексу
альности.)
Вполне вероятно, что
провинциальные лесбиянки и геи
предпочтут остаться «невидимыми» в том, что касается их сек
суального поведения, и для того, чтобы встретиться с другими
представителями гомосексуального сообщества, будут вынуж
дены ездить в близлежащий город. Бисексуалам же будет еще
труднее найти социальную поддержку и круг общения. Нали
чие экономических факторов еще более ограничивает возмож
ности их социализации. Вполне возможно, что единственно
Доступными им местами общения со своими единомышленни
ками будут лишь пабы и клубы; в небольших провинциальных
сообществах лесбиянок, геев и бисексуалов иные возможности
Для контактов, скорее всего, отсутствуют. Для некоторых оди
ноких представителей сексуальных меньшинств, живущих в
провинции, имитация гетеросексуального поведения — един-
1 6 4 | Часть II.
ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ
ственно возможный способ социализации, и они предпочтут
избегать каких-либо контактов с другими лесбиянками и геями.
Одинокие геи и бисексуалы в этих условиях также стремятся
поддерживать друг с другом контакты, встречаясь в частных
домах или на квартирах. Однако в этом случае они, возможно,
ями и коллегами по работе, они будут тщательно следить за сво
ими словами и поведением. Как утверждает Д'Агуелли
(D'Aguelli, 1989, р. 122), «таким образом, гомофобия осложня
ет процесс социализации и развитие личности, поскольку важ
ные компоненты психической идентичности человека оказыва
ются несформированными, искаженными или не проявляются
в его повседневном общении с окружающими... из-за того, что
человек боится, что каким-либо образом кто-то узнает, кем он
является на самом деле».
Психотерапевт должен учитывать проблемы, с которыми
сталкиваются живущие в провинции одинокие лесбиянки, геи
и бисексуалы. Важно определить, какие ресурсы и возможнос
ти для социальных контактов у них имеются и при этом попы
таться изучить социальный опыт клиента — его прошлое, на
стоящее и то, что он ожидает от жизни — чтобы понять, почему
клиент предпочитает одиночество. Причины этого могут
крыться как в индивидуальных особенностях клиента, так и в
бую осторожность, обсуждая с клиентом возможности раскры
тия им своей гомосексуальности при общении с окружающи
ми, а также обязательно выяснить, насколько полезным для
клиента было бы установление более тесных контактов с дру
гими представителями сексуальных меньшинств. При этом
психотерапевт должен в первую очередь учитывать интересы
клиента и последствия этого шага для его дальнейшей жизни
(D'Aguelli, 1989).
Таким образом, работая с живущими за пределами крупных
городов одинокими людьми, необходимо учитывать упомяну
тые выше факторы, чтобы понять, что означает для лесбиянок,
геев и бисексуалов жизнь без достаточной поддержки гомосек
суальных сообществ.
Глава 5, Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами|165
раса и
кросс-культуральиые вопросы
Большинство исследований, проводимых среди лесбиянок,
геев и бисексуалов, касались исключительно белых высокооб
разованных представителей среднего класса. При этом не
учитывался фактор
дискриминации представителей нацио
нальных меньшинств. Лесбиянки, геи и бисексуалы, относящие
ся к этим меньшинствам, должны интегрировать свое этниче
ское и расовое чувство «Я» со своей сексуальной идентично
стью. Они сталкиваются с необходимостью изменения своей
стигматизированной идентичности путем постепенного пере
хода от негативного образа «Я» к позитивному (Espin, 1987).
Трембл с соавторами (Tremble et al., 1989) перечисляет сле
дующие проблемы, с которыми сталкиваются лесбиянки и геи,
представляющие национальные меньшинства:
особые сложности обнаружения своей гомосексуальности в
общении с членами семьи;
необходимость выбора определенной «ниши» в сообще
ствах геев и лесбиянок с учетом возможной расовой и этни
ческой дискриминации:
I трудности в интеграции расового и этнического чувства «Я»
с сексуальной идентичностью.
Ранее было показано, что самораскрытие представителей
сексуальных меньшинств сопряжено с множеством проблем.
Лесбиянки и геи, представляющие национальные меньшин
ства, находятся в особо затруднительном положении, посколь
ку они «одинаково причастны ко всем культурам и в то же вре
мя не испытывают сильной привязанности ни к одной из них»
(Tremble et al., 1989, p. 264). Работая с клиентами, представля
ющими расовые и национальные меньшинства, психотерапевт
обязан учитывать влияние специфических контекстуальных
факторов — таких как культура, классовая
принадлежность,
История — на того или иного клиента. Он должен помнить, что
При раскрытии своей идентичности клиент может лишиться
поддержки соответствующей культурной группы, а также осо
знавать, какие практические и психологические последствия
Для клиента это может повлечь в настоящем и будущем. Необ-
1 6 6 | Часть II.
ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ
ходимо понять, какие альтернативные источники социальной
поддержки клиента могут быть
использованы и как это отра.
зится на идентичности
клиента. При работе с лесбиянками
в частности, необходимо обсудить, какое значение для них бу
дет иметь разрыв связи с патриархальными культурными цен-
ностями в том случае, если они откажутся следовать жестким
культурным нормам (Espin, 1987). При этом
психотерапевт
должен
помнить о том, что
попытка свести индивидуальные
различия между людьми к
культурным
влияниям так же же
опасна, как и игнорирование ил и отрицание влияни я культур
ных факторов на поведение человека (Espin, 1987).
Представители этнических и расовых меньшинств имеют
дело с сообществами лесбиянок и геев, для которых характерен
евроцентризм по типу своей культуры и по системе ценностей.
Включение в эти сообщества сопряжено с негативным отно
шением, проявлениями расизма и желанием других принизить
роль той
культуры, которую лица,
вступающие в то или иное
сообщество, представляют. Необходимо принять во внимание
наличие «скрытого» расизма, а также страх человека перед воз
можной дискриминацией, который влияет на его установки и
поведение и заставляет избегать определенных лиц или ситуа
ций (May s et al., 1993).
Клинический
пример 2
Родившейся и выросшей в Азии Камлеш слегка за 20. Она прохо
дит последипломную подготовку в университете. Камлеш знает,
что она лесбиянка, ей никак не удается интегрировать свою сексу
альную идентичность с культурным и расовым чувством «Я». Ее
обращение к психотерапевту связано именно с этим. Камлеш оди
нока, у нее ограниченный круг друзей, знающих, что она девушка-
лесбиянка. Она очень застенчива и предпочитает проводить досуг
вдали от шумных мест. Камлеш не знает ни одной лесбиянки и ни
одного гея — выходцев из азиатских стран. Ей кажется, что она не
сможет «вписаться» в местные гомосексуальные сообществ.а
Родители Камлеш
придерживаются традиционных взглядов на
лучила хорошее образование и работу.
В ходе
психотерапии Камлеш укрепила свою
культурную иден
тичность и при определенной поддержке со стороны старшего бра-
5. Психотерапевтическая работа с одинокими клиентами I 1 6 7
та обсудила со специалистом вопрос своей сексуальности. Она
также начала посещать дискотеку «Бхунгра», организованную
«Шакти» — группой поддержки лесбиянок, геев и бисексуалов и
их друзей из азиатских стран.
Психотерапевту следует проявлять чуткость к потребно
стям клиентов, особенно анализируя чувства гнева, фрустра
ции, боли и скорби, а также рассматривая их опыт конфронта
ции с различными проявлениями дискриминации, оказываю
щими определенное влияние на психическое состояние
клиента (Cromwell, 1983).
Может показаться, что бисексуалам, представляющим этни
ческие и расовые меньшинства, легче интегрировать свою сек
суальность в культурное чувство «Я», однако расизм, бифобия
яевроцентризм, характерные для западных сообществ лесбия
нок, геев и бисексуалов, а также гетеросексизм и гомофобия,
свойственные их родной культуре, значительно затрудняют
свободное выражение ими своих бисексуальных переживаний,
из-за чего эти люди часто оказываются изолированными.
Психотерапевты должны принимать во внимание многооб
разие проявлений расовой и этнической дискриминации, с ко
торыми сталкиваются некоторые клиенты, и стремиться к
тому, чтобы лучше понять, каким образом их собственный
культурный опыт влияет на их восприятие клиента. Там, где су
ществуют расовые различия, существуют и определенные про
явления расизма (Lado and Thompson, 1989).