Этапы развития:
Периоды | «Теоретический» | «Психотехнический» | «Бюджетный» | «Возрожденческий» |
Хронология | Последняя четверть прошлого века - вторая половина двадцатых годов нашего века | Примерно 1912 год - середина двадцатых годов | Примерно 1908 год - начало тридцатых годов | Середина шестидесятых годов - настоящее время. |
Предметные области | Общие вопросы социологии, правоведения, философии истории; теории организации | Принципы системы Тэйлора, файолизм, психофизиологические и социальные последствия труда | Бюджеты различных категорий населения (рабочих, служащих, безработных и т.д.) | Вопросы отношения к труду, мотивации, профпригодности и профориентации |
Методический аппарат | Теоретические концепции социального устройства общества | Психофизиологические исследования и эксперименты | Бюджетные исследования с использованием методов анкетирования, прямого наблюдения и т.д. | Опрос, анализ статистической информации, прямое наблюдение |
Персоналии | Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, А.А. Богданов | В.М. Бехтерев, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, П.М. Керженцев | С.Г. Струмилин, С.Н. Прокопович, Е.О. Кабо | В.А. Ядов, О.И. Шкаратан, Г.Н. Черкасов |
Особенности развития социологии в России:
|
|
1) Неоднородность
2) Противостояние властей
3) Одностороння связь с Западом
4) Высокий уровень проводимых исследований
5) Публицистичность стиля
Проблемы развития социологии на современном этапе:
1) Нечеткий предмет социологии
2) Нехватка квалифицированных кадров
3) Низкий уровень социального мышления
4) Отсутствие финансирования социальных исследований
5) Отрыв теории от практики