Медицинское направление в первичной наркопрофилактике

В медико-профилактической работе в первую очередь подлежат выявлению лица, имеющие повышенный риск приобщения к наркотикам из-за наличия тех или иных психических отклонений, дефектов психики, других медицинских неблагоприятных факторов:

- наличие умственной недостаточности;

- наличие другого психического заболевания (шизофрении, эпилепсии, неврозов, психопатии, депрессии, последствий тяжелых стрессов или физических травм и т.п.);

- наследственное отягощение в т.ч. алкоголизм и наркомании в роду, психические расстройства в родословной;

- остаточные явления и последствия органических поражений головного мозга в период внутриутробного развития, родов и вследствие инфекций раннего детства (менингиты, энцефалиты, отиты, аденоиды и др.), ранних интоксикаций (в т.ч. эпизоды отравления алкоголем, его суррогатами, наркотиками);

- эпизодическое употребление наркотиков до того, как наступила зависимость, т.е. начальный период формирования зависимости;

- глубокие дефекты воспитания и социально-педагогической запущенности, задержки психического развития, патологические формирования характера, сексуальное растление, антисоциальное растление, криминальное растление;

- выраженные формы возрастных пубертатных кризов с клиническими признаками эмоционально-вегетативных проявлений, с неврозоподобными и психопатоподобными нарушениями.

Дети и подростки с данными отклонениями (а у большинства они смешанные, комплексные) нуждаются в изучении и наблюдении специалистов, в психокоррекционной и психотерапевтической помощи, в восстановительном лечении. В особых случаях при начале употребления наркотиков может понадобиться упреждающее (профилактическое, превентивное) лечение у наркологов.

Важнейшей составной часть медицинской модели наркопрофилактики является распространение знаний о механизмах формирования зависимости к психоактивным веществам и ее последствиях, об опасности употребления наркотиков. Однако это должны быть не лекции для больших аудиторий, не выступления по радио или телевидению, не эпизодические консультации в средствах массовой информации, тем более - не эпизодические общественный акции. Такие занятия должны подаваться системно, в виде циклов занятий, или семинаров, лучше всего с малыми однородными группами (отдельно - для родителей, для учителей, для работников милиции, для детей, для подростков, для воспитателей, для работников средств массовой информации).

Что касается детей и подростков, то для них не следует специально обозначать тему наркотиков, тему беседы, лекции. Лучше всего нужную информацию подавать в структуре позитивной темы, например, темы урока или другого вида позитивного занятия. Только выборочно, отдельно, с теми, кто уже явно замечен в употреблении вещества, можно говорить откровенно на специальные темы. Как видно, главное здесь требование - адресная направленность подачи специальных сведений.

Еще одно важное положение - о роли врачей пихиатров-наркологов в медицинской модели первичной наркопрофилактики. Значительно повысится отдача от их специальной квалификации, если наркологи будут меньше задействованы в лекциях и беседах. Их главное профилактическое предназначение - обучать тех, кто непосредственно общается с детьми и подростками, работать с наиболее тяжелыми группами риска, проводить профилактическое консультирование и профилактическое лечение, разрабатывать учебные пособия и методические рекомендации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: