Факт в информационных жанрах

К информационным жанрам относятся: заметка, репортаж и интервью.

Их основное назначение – сообщение новых и интересных фактов из всех сфер общественной жизни людей.

Заметка:

· Новость отражается в каком-либо факте или цифровом материале (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.);

· Информационный повод – любые общественно значимые события;

· Должна чётко отвечать на вопросы: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему»;

· Об актуальном факте журналист может сообщить как до начала события («завтра, в 15.00 намечается очередной запуск космического корабля…»), так и после его завершения («вчера состоялось торжественное вручение правительственных наград группе театральных деятелей…»).

В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Например, М.Шостак выделяет два варианта информирования:

· «Жёсткое»: Журналист оперативно информирует читателя о состоявшемся событии; Используя один-два опорных факта, журналист даёт их без комментария или какой-либо подробности; Новость в данном случае представляет краткий, точнее, сжатый вариант, в котором излагается только суть события

· «Мягкое»: Журналист может прокомментировать то, что кроется за фактами, тем самым выявив суть описываемого явления:

Итак, в основе заметки лежат один или два опорных факта. В зависимости от степени их аутентичности выбирается «жёсткое» или «мягкое» информирование. В заметках используются, как правило, общественно значимые факты. При подготовке материала важно сделать их правильный выбор.

Репортаж:

· Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие;

· Журналист важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему своё отношение;

· «Наглядность» достигается благодаря использованию различных деталей, штрихов и подробностей, а также через авторское сопереживание разворачивающимся на его глазах действиям;

· «Эффект присутствия», который создаётся при помощи следующих средств: внутренние монологи, размышления, ремарки, отступления, реплики, характеристики и т.п.;

· В ткань репортажного описания могут быть включены факты, зафиксированные журналистом ранее.

· Большая роль отводится автору. Он – главный распорядитель всего действия. Именно от автора зависит, в какой очередности будут преподнесены факты, какая картина будет «высвечена» наиболее зримо, как будет выстроена сюжетно-композиционная структура репортажа.

Итак, в репортаже не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, открыто выражая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах.

Интервью:

Журналисты обращаются к данному жанру тогда, когда им нужно со ссылкой авторитетного лица осветить те или иные события, когда требуются экспертные оценки по поводу определённых фактов, когда нужно от самого человека узнать какие-либо подробности из его личной или общественной жизни и т.д.

Факты всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому стремясь воссоздать логику беседы, журналисты используют в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника;

Журналист комбинирует различные куски беседы, исходя из основного замысла;

Факты в интервью используются с учётом разновидностей данного жанра:

· В интервью-сообщении собеседник информирует читателей о наиболее важных событиях;

· В интервью-диалоге факты – лишь повод для развёртывания беседы;

· В портретном интервью могут быть использованы факты, взятые не только из беседы с интервьюируемым, но и из других источников.

По форме изложения факты подразделяются на:

· Повествование – это изложение: а) хода событий во времени, или б) последовательности отображения частей сложного события. Разновидностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронология, прямая хронология с отступлениями. Иногда интервью концентрируется вокруг какого-то центрального события.

· Описание – это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Связь между компонентами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или иных отношений.

· Рассуждение – это тип смысловой связи, основанный на причинно-следственных отношениях: оно может разворачиваться от посылок к выводу; от тезиса к аргументам и от них к выводам; от фиксирования изменения к анализу его причин; от элементов к их связям; от установления закона к раскрытию его модификаций; от индукции к дедукции и т.д.

Как видим, формы изложения фактов в интервью во многом зависят от характера смысловых связей, установившихся между ними. Задача журналиста в том и состоит, чтобы в ходе подготовки материала исключить из него все элементы, которые не работают на раскрытие основной темы.

Итак, в информационных жанрах факты могут быть подвергнуты определённому анализу. Правда, в интервью аналитиком выступает респондент, а не журналист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: