В чрезвычайных ситуациях

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ

НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Минск

ББК

Рецензенты:

1. Кафедра производственной и экологической безопасности Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (Зав. Кафедрой доктор медицинских наук, профессор Асаёнок И.С.)

2.Доцент каферы «Безопасность жизнедеятельности» Белорусского государственного экономического университета, к.с.х.н. Марцуль И.Н.

Авторский коллектив:

Кафедра «Экология» БНТУ: Дорожко С.В., Ролевич И.В., Пустовит В.Т., Смирнова Е.К., Тавгень Т.А., Морзак Г.И., Реут Т.А., Макаревич Н.Ф., Гордеева Л.Н.

С участием:

Кафедра «Геотехника и экология в строительстве» БНТУ: Колобков В.Н., Банников С.Н.

Заместитель начальника штаба гражданской обороны Министерства образования Мурашко В.Ф.

Инженер-программист ЗАО «Международный деловой альянс»

Конюшко М.И.

Учебно-методическое пособие содержит учебно-методические материалы по практическим занятиям, которые предусмотрены типовой учебной программой по дисциплине «Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность».

ОТ АВТОРОВ

Типовая учебная программа по дисциплине "Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность" включает практические занятия, которые должны учитывать профиль обучения студента.

Настоящее учебно-методическое пособие по практическим занятиям разработано для студентов и преподавателей Белорусского национального технического университета (БНТУ), но отдельные методические разработки могут быть использованы в учебном процессе и в других учебных заведениях.

Пособие разработано преподавателями кафедры «Экология» с участием кафедр «Геотехника и экология в строительстве», «Техническая физика», специалистов НАН Республики Беларусь, Министерства образования и ЗАО «Международный деловой альянс».

Темы основных практических занятий представлены для всех факультетов и профилей обучения в БНТУ.

Материалы для практических занятий с одной стороны обеспечивают подготовку инженеров, способных предупреждать техногенные чрезвычайные ситуации на своих участках работы, а с другой обеспечивают получение студентами общей грамотности по правилам поведения и способам выживания в чрезвычайных ситуациях 21 века.

Пособие охватывает изучение практических тем по природным, техногенным, экологическим, биолого-социальным и частично социальным чрезвычайным ситуациям.

Пособие состоит из 4-х частей:

Часть 1. Прогнозирование, оценка и предупреждение техногенных чрезвычайных ситуаций.

Часть 2. Прогнозирование, оценка и предупреждение экологических чрезвычайных ситуаций.

Часть 3. Оценка радиационной опасности и применение способов радиационной защиты.

Часть 4. Комплекс мероприятий по защите населения и объектов в чрезвычайных ситуациях.

Рекомендуется, при наличии компьютерной учебной базы, планировать больше занятий с использованием компьютеров. Практика показала высокую эффективность их применения.

Коллектив авторов будет благодарен всем читателям за замечания и рекомендации по дальнейшему совершенствованию практической подготовки студентов, чтобы предупреждать чрезвычайные ситуации 21 века и успешно выживать в них.

Коллектив авторов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Методические указания…………………………………………..

1. Занятие1. В.Т. Пустовит, Т.А. Тавгень. Средства индивидуальной и коллективной защиты ………………………………………………

2. Занятие 2. С.В. Дорожко, В.Т. Пустовит. Управление в чрезвычайных ситуациях. Выработка и принятие решения на эвакуацию………………..

3. Занятие 3. И.В. Ролевич. Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях…………………………………………………..

4. Занятие 4. И.В. Ролевич. Действия населения в биолого-социальных чрезвычайных ситуациях…………………………………………………….

5. Занятие 5. В.Т. Пустовит. Демеркуризационные работы…………………

6. Занятие 6. И.В. Ролевич. Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (компьютерный

вариант оценки знаний)……………………………………………………

7. Занятие 7. В.Т. Пустовит, Г.И. Морзак, Т.А. Реут, Е.К. Смирнова, Конюшко М.И. Правила поведения и действия населения во время стихийных бедствий (компьютерная обучающая и тестирующая программы)………………..

8. Занятие 8. В.Т. Пустовит, Г.И. Морзак, Т.А. Реут, Е.К. Смирнова, Конюшко М.И. Правила поведения и действия населения во время техногенных аварий и катастроф (компьютерная обучающая и тестирующая программы)………

9. Занятие 9. В.Т. Пустовит, Т.А. Реут, М.И. Конюшко, В.Ф. Мурашко. Действия населения по выживанию в экологических чрезвычайных ситуациях (компьютерная обучающая и тестирующая программы)………

10. Занятие 10. В.Н. Колобков, С.Н. Банников, Р.И. Ленкевич. Оценка инженерной защиты рабочих и служащих объекта…………………………

11. Занятие 11. В.Н. Колобков, С.Н. Банников, Л.Н. Гордеева. Строительство быстровозводимых убежищ в угрожаемый период………

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Целью предлагаемых методических указаний – дать учащимся теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей и гражданского долга в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

Учитывая это, коллектив авторов данных методических указаний по дисциплине «Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность» предусмотрел возможность проведения практических занятий с учетом профиля обучения. Преподаватель, с учетом запланированной педагогической нагрузки, может использовать предлагаемый учебно-методический материал полностью или частично.

Под руководством преподавателя все практические расчетные задачи выполняются по указанным в методических указаниях вариантам в учебной аудитории. При необходимости, преподаватель может изменять отдельные исходные данные, использовать не только рекомендованные технические средства обучения, но и другие, имеющиеся у него на кафедре средства, для пояснения наиболее сложных вопросов.

После выполнения задания студент представляет отчет по указанной форме. Один из таких вариантов приводится в конце каждой методической разработки к занятию. В том случае, если результаты работы студента не связаны с расчетами, в конце каждой методической разработки предлагаются тесты, на которые студент должен дать правильные письменные ответы.

На всех занятиях, за исключением семинарских, каждый студент выполняет свой вариант. В отдельных случаях, с учетом профиля подготовки, преподаватель может предложить решение одного варианта двум студентам.

На всех занятиях студенты должны иметь конспекты лекций по предмету, рабочие тетради, рекомендованную литературу для правильных ответов на поставленные в работе вопросы. Кроме того, студентам необходимы линейки и микрокалькуляторы, с помощью которых можно произвести все необходимые математические расчёты (извлечь корни, возвести числа в любые степени, вычислить логарифмы).

Некоторые практические занятия могут проводиться в форме семинара с использованием просмотра фрагментов видеофильмов, их обсуждением, пояснениями и выводами преподавателя. Вопросы для семинаров предлагаются в методических разработках.

При наличии на кафедре достаточной компьютерной учебной базы необходимо планировать максимальное число занятий с использованием компьютерных обучающих и тестирующих программ. Оптимальным является деление группы на две подгруппы так, чтобы за одним компьютером работало не более двух студентов. Это наиболее эффективный способ практической подготовки студентов.

Занятие 1. СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

(4 часа )

Рекомендации преподавателю. Занятие может быть проведено в одном из следующих вариантов:

1. Студенты в течение первого часа самостоятельно изучают учебно-методические материалы, конспектируют ответы на вопросы 1 и 2, вынесенные на зачет. На втором часе занятий студенты вместе с преподавателем следуют в убежище (корпус №6), где знакомятся с помещениями и оборудованием убежища, со средствами индивидуальной защиты. Показ убежища может быть заменен показом видеофильма по средствам коллективной защиты.

2. Студенты в течение 3 и 4 часа изучают учебно-методические материалы по средствам индивидуальной и медицинской защиты, конспектируют ответы на вопросы 3 и 4, смотрят видеофильм.

3. Занятие в течение двух часов проводится в аудитории с использованием настоящих методических материалов, с конспектированием ответов на вопросы 1,2,3 и 4. Оставшееся время занятие проводится в убежище или студенты смотрят видеофильм в аудитории.

В конце каждой пары преподаватель проверяет в рабочих тетрадях законспектированный материал, проводит контрольный опрос с выставлением оценок в классный журнал.

1. Цель работы — ознакомить студентов со средствами индивидуальной и коллективной защиты и порядком пользования ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: