Смотрите, не заблудитесь

Из истории появления лабиринтов

Чтобы уяснить, что же такое ЛАБИРИНТ, лучше сначала обратить взоры к его предтечам и истокам, которые лежат в далеком прошлом.

Вообще, само слово "лабиринт" имеет несколько значений. Правильнее было бы сказать даже – существует несколько различных сущностей, называющихся этим словом. Обратимся к словарям:

Лабиринт - от немецкого Labyrinth (лат.labyrinthos, греч.labyrinthos)

1. чего. Запутанная сеть ходов, переходов, улиц, сообщающихся друг с другом помещений, откуда трудно выбраться.

2. перен. чего. Запутанные отношения, положения, из которых трудно найти выход. Лабиринт мыслей. В лабиринте противоречий.

3. В регулярных парках XVII – XVIII вв.: участок с затейливым расположением узких дорожек между высокими стенками стриженых кустов.

В словаре Ожегова: ЛАБИРИНТ -запутанные дорожки, переходы, место, откуда трудно найти исход, произошло от древних зданий в Египте и на Крите.

Прежде всего, это сам образ лабиринта. Лабиринт - это не просто совокупность запутанных коридоров, это странное, вечно меняющееся место, причудливое переплетение иных времён и измерений. Лабиринт принимает всё и всех, все найдут в нём себе место, но нити Ариадны в нём не существует: выйти из него невозможно, т.к. Лабиринт, по сути, не имеет границ. Лабиринт - нечто иррациональное, таинственное, мистическое.

Очень многие считают, что название «лабиринт» произошло от слова «лаброс» - такая обоюдоострая секира, часто изображаемая на фресках Кносского дворца. Это трудно доказать и трудно оспорить. Но самое забавное в том, что именно кносский дворец и считают лабиринтом, ссылаясь на то, что там много комнат, запутанные переходы, коридоры, лестницы… Ну, если бы это было так, то Минотавр, который по легендам, жил именно в лабиринте, должен был бы бродить беспрепятственно в покоях дворца в поисках своих жертв. А это нонсенс.
Древние легенды рассказывают, что Лабиринт спроектировал и построил знаменитый ученый, скульптор, зодчий и механик того времени – Дедал, которого все помнят как создателя крыльев. Упоминается, что Дедал строил Кносский Лабиринт по образцу египетского, описанного Геродотом. Египетский лабиринт насчитывал 3000 подземных и наземных комнат, однако считается, что Дедал воспроизвёл лишь одну сотую его часть.


Дедал, талантом своим в строительном славен искусстве,
Зданье воздвиг; перепутал значки и глаза в заблужденье

Ввел кривизною его, закоулками всяких проходов.
Овидий


Найденные при раскопках критские монеты подтверждают то, что Лабиринт был самостоятельным сооружением, (подобные по конфигурации, правда каменные лабиринты, найдены во многих частях света, начиная от Англии, Норвегии, Соловецкого архипелага и заканчивая Южной Америкой). Более того, на критских монетах изображен так называемый «правильный или классический» лабиринт, в котором отсутствуют тупики, карманы, ложные хода, и в котором невозможно сбиться с пути.

Многие древние легенды и сказания народов мира говорят о лабиринтах как о «входах» в подземное (потустороннее) царство, открывающихся тем, кто знал соответствующие заклятия, или оказывался поблизости в тот момент, когда этот вход открывался. Вот в подземном лабиринте и было самое место для Минотавра.
А вот описание Геродота: "Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт. Конечно, пирамиды - это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений (эллинского строительного искусства), вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит (размерами) и эти пирамиды. В нем двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех или других. По наземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят (все) творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы." (Геродот. История)

Если спросить у любого нашего современника, что такое лабиринт, то ответ наверняка будет такой: лабиринт — это сложная путаница ходов. Однако в пралабиринте — прадедушке всех лабиринтов — нет ничего подобного. Заблудиться в нем невозможно, поскольку нет ни перекрестков, ни развилок. Начиная со входа, путь неизбежно ведет к центру. Уместно возникает вопрос: а лабиринт ли это вообще? Ответить на него не так просто. В чем смысл понятия "лабиринт", которым пользовался Геродот, говоря о сложном и запутанном архитектурном сооружении? И что было главным в сооружении: красота или путаница? Древние греки (в Греции, как считается, хотя этот факт и оспариваемый, впервые и появился лабиринт) обозначали им и то, и другое. Правда, есть основания полагать, что эта фигура была известна людям давно — так, в местечке Лудзанас на острове Сардиния на одной из скал высечен пралабиринт, датируемый III тысячелетием до н.э.

Впрочем, в древних источниках лабиринт называется не иначе как "хорос", то есть "круг". Однако это понятие можно трактовать по разному — не только как форму здания – цирка но и как форму движения, "хоровод". Не случайно в мифах повествуется о том, что Дедал, научивший людей летать, построил этот самый лабиринт на острове Крит для дочери царя Миноса Ариадны. Это уже у Гомера в "Иллиаде". Там он повествует о пути, который есть не что иное, как преодоление одного за другим концентрических ходов лабиринта, что, по сути, напоминает танцплощадку, где девушки обучались танцам, — и там, где были всего лишь размечены основные па. Может быть, эта гипотеза не лишена смысла потому, что из все тех же мифов известно, что Тезей, выбравшись из лабиринта при помощи нити Ариадны, привез на остров Делос танец под названием "Геранос" (Журавлиный), движения которого повторяли ходы лабиринта.
Но это обстоятельство нисколько не приближает нас к истине и соответственно к решению загадки: зачем придуман символ лабиринта? Одно из предположений — первоначально его узор фиксировал движения ритуального танца. Так или иначе, но вскоре сам символ перекочевал в Европу, Индию, на Яву и Суматру... Но тут возникает другой вопрос: для того, чтобы символ стал востребованным другими народами нужно, чтобы он стал для них важным. Иначе, зачем в своих святилищах воспроизводить чужие ритуалы? Какой от этого прок?!
Значит, лабиринт и связанный с ним танец — часть ритуала, а чему был посвящен сам ритуал? Ответа опять нет, хотя догадок предостаточно. Одна из них: лабиринт — схема орбит Солнца и планет. Но самое интересное предположение, пожалуй, такое: лабиринт — магический символ некоего посвящения. Он якобы символизирует проникновение в иной мир, более совершенный по сравнению с нашим, а путь к центру — путь постижения, путь к познанию. Достигнув этого центра, "посвященный" возвращался обратно в свой мир. У многих архаичных народов, а в более поздние времена и в некоторых тайных обществах существовали подобные ритуалы, означавшие смерть и возрождение — то есть воскресение в конце времен. Так, для индейцев хопи лабиринт — символ духовного возрождения, мистического посвящения и спасения.
Понятно, почему его не было в иудаизме и в исламе. А вот в христианском мире наоборот, это важнейший мотив веры. Нет, не случайно во многих церквях Европы вплоть до XV века лабиринт служил важнейшим элементом интерьера, а до середины XVIII — элементом монастырских садов и парков. Изображение лабиринта помещалось обычно у самого входа, что как бы защищало данное место от проникновения злых духов.

Особенно много сохранилось лабиринтов в Скандинавских странах: в Швеции их около 300, в Норвегии — более 20, в Финляндии — 141, в Дании — 31. И на островах Северной Балтии их хватает.

Но последним местом, где помнили «хоровод лабиринта», была, видимо, Страна Басков, где в районе От-Суль еще меньше ста лет назад на деревенских праздниках танцевали так называемую "Улитку", во время которой танцующие становились цепочкой и двигались, выполняя определенные "повороты" и "проходы". Цель этого танца-игры в том, чтобы, постепенно формируя узор, сбить вожака с толку, чтобы он "потерял нить" и, загнанный в угол, оказался внутри цепочки. Но и в то время уже никто не знал, откуда пошла эта традиция, и что она означала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: