Сначала полюбите себя

“Никто не может помешать духовному развитию человека, кроме его самого. Ни физическая слабость, ни умственная неспособность не могут быть препятствием к развитию ду­ховной природы, ибо развитие духовной природы — только в увеличении любви, а ничто не может препятствовать этому увеличению”. (Люси Малори, американская писательница)

Полюбить себя – это не значит, что вы должны стать эгоистическим человеком с ревнивым отношением к мнению о себе. Это значит, что вы должны полюбить себя, как индивидуальность.

Что значит полюбить свою индивидуальность?

Значит, полюбить в себе Бога, и относиться к себе как к части Бога.

Это значит, осознать, что любая критика в ваш адрес не имеет смысла, потому что вы являетесь такой же полноправной частью бога, как и те, кто вас критикует.

Те, кто критикует вас - не научились любить даже себя. В этом их невежество. Хотя критика тоже создана Богом. Самокритика служит для того, чтобы совершенствоваться, анализируя себя и свои поступки по внешней критике.

Любить себя - это значит, что вы должны быть в той обстановке, которую вы любите, а не идти туда, где вам что-либо не нравиться.

Любить себя – значит прислушиваться к тому, как чувствует себя тело, разум, душа и заботиться о том, чтобы не заставлять их страдать, болеть и делать то, что им не нравиться.

Любить себя – значит не желать себе зла. Когда вы не будете желать себе зла, тогда вы сможете полюбить других.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя», - говорил Иисус.

Но перед тем как научиться любить ближнего, вы должны научиться любить себя.

Когда вы начнёте прислушиваться к своим ощущениям, и умеренно употреблять только то, что нужно и полезно вашему телу и разуму, начнет развиваться ваша интуиция, и вы сможете любить себя, вы разбудите источник любви внутри себя. Тогда вы узнаете подлинную любовь и сможете любить Бога. Любовь – это не предмет плоти и чувств или разума и интеллекта. Любовь находится в душе и в Боге. Истинная любовь не приходит к нам из тела, только путем развития интуиции, появляется возможность проявления истинной любви в нашей жизни; а сексуальность является искажённой формой любви, т.к. такое проявления физической любви порождает разделение разума и тела от истинного нашего аспекта - души. Мы не должны любить своё тело или тело других, не оно является объектом любви. Наша цель – полюбить себя как душу и любить души других людей.

Многие в этом мире не способны любить по-настоящему. Только тогда, когда вы разбудите себя, как душу, вы сумеете найти любовь.

Святые - единственные люди, которые действительно знают, как любить: они любят всё творение, все создания (растения, животных), они любят своих врагов, любят всех и каждого. Они жертвуют своей жизнью ради других. Вся эта любовь идёт от души. Когда мы разовьём в себе любовь души, мы также сумеем любить всех. Сейчас мы не можем любить или у нас очень мало любви, и мы не можем раздавать её. Сначала мы должны просто пробудить в себе любовь и наполнить себя ею.

Любовь очень нужна в этом мире. Мы даже не можем зависеть от любви матерей, отцов, братьев и сестёр. Иногда они любят, а иногда и шлёпнут, а в другой раз могут рассердиться или оскорбить. Они способны любить нас, когда мы хорошие, но не тогда, когда мы плохие, поэтому их любовь не настоящая. Святые любят даже своих врагов.

Однажды к одному очень старому Святому пришёл человек и ударил его ногой так, что Святой упал. Схватив ногу ударившего, Святой обеспокоено спросил: «Не слишком ли больно мои сухие твёрдые кости ударили вашу ногу?» Святой молился, чтобы тот человек не повредил себя, он не жаловался и не заботился о своём собственном теле, он был просто переполнен любовью. Такого рода любовь вы познаете тогда, когда источник любви пробудится в вас, и вы наполните себя ею настолько, что она будет переливаться через край на каждого.

Все цивилизации, все культуры, все церкви говорят: "Люби других, не люби себя". И за их учениями стоит определенная стратегия.

Любовь - это питание для души. Любовь для души - это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа. И никакое государство, никакая церковь, никакие объединенные интересы никогда не хотят, чтобы у людей были сильные души, потому что человек с духовной энергией обязательно будет бунтарем.

Любовь делает нас бунтарями, революционерами. Любовь дает нам крылья, чтобы можно было парить ввысь. Любовь дает нам проницательность, прозрение в природу вещей, и никто не может нас обманывать, эксплуатировать, угнетать. А нечестивые священники и политики живут лишь тем, что выживают только благодаря эксплуатации.

Чтобы сделать человека духовно слабым, нечестивые священники и невежественные политики нашли верный метод, метод со стопроцентной гарантией, и он состоит в том, чтобы учить нас не любить самого себя. Потому что если человек не может любить самого себя, он не сможет любить и никого другого. Это учение очень коварно - они говорят: "Люби других"... потому что знают, что если ты не можешь любить себя, то не сможешь любить вообще никого. Но они продолжают говорить: "Люби других, люби человечество, люби Бога. Люби природу, люби свою жену, мужа, детей, родителей". Но мы не любим себя - потому что, по их словам, любовь к себе эгоистична. Они искажают понятие «любви к себе», приписывая ей – самолюбование, самолюбие, превосходство, тщеславие, заносчивость и т.п. Они осуждают любовь к себе, как худшее из всего.

И они придали своим учениям очень логичный вид. Они говорят: "Если ты любишь себя, то станешь эгоистом, если ты любишь себя, то станешь самовлюбленным". Это неправда, закрывающая истинное понимание и цель - любить себя, как целое душа-разум-тело и как часть всего творения, как часть Бога.

Человек, который любит себя, находит, что в нем нет никакого эго. Эго возникает именно в любви к другим без любви к себе, в попытках любить других. Миссионеры, социальные реформаторы, социальные служители многие из них имеют величайшие эго в мире - естественно, потому что они считают себя высшими человеческими существами. Они не обычные - обычные люди любят себя. Они любят других, они любят великие идеалы, они любят Бога. И вся их любовь фальшива, потому что у их любви нет никаких корней.

Человек, который любит себя, совершает первый шаг к настоящей любви. Это все равно, что бросить камешек в тихую заводь: круги начнут расходиться вокруг того места, где упал камешек, очень близко - естественно, где еще они могут возникнуть? И тогда они будут продолжать распространяться; они достигнут дальнего берега. Если остановить круги, возникающие рядом с камешком, других кругов вообще не будет. Тогда ты не можешь надеяться создать круги, достигающие дальних берегов; это невозможно.

Фарисеи, ложно трактующие писания, а также невежественные политики осознали это явление: заставь людей перестать любить себя, и тем самым разрушишь всю способность к любви. Теперь всё, что они считают любовью, будет лишь ложью. Это может быть долг, но не любовь, а долг - это навязанность, рабство.

Родители осуществляют свой долг по отношению к детям, и в ответ дети должны осуществлять свой долг по отношению к родителям. Жена исполняет долг по отношению к мужу, и муж исполняет долг по отношению к жене. Где же любовь?

Любовь ничего не знает о долге. Долг - это бремя, формальность. Любовь - это радость, щедрость; любовь неформальна. Влюбленный никогда не чувствует, что сделал достаточно; влюбленный всегда чувствует, что возможно гораздо большее и лучше. Влюбленный никогда не чувствует: "Я сделал другому одолжение". Напротив, он чувствует: "Я чувствую себя добровольно обязанным, потому что моя любовь была принята. Другой сделал мне одолжение, приняв мой подарок, не отвергнув его".

Человек долга думает: "Я выше, я духовный, незаурядный. Посмотрите, как я служу людям!" Это народные служители - самые фальшивые люди в мире и к тому же самые вредоносные. Если бы нам удалось избавиться от народных служителей, человечество освободилось бы от бремени, почувствовало бы себя очень легко, снова смогло бы танцевать, петь.

Но веками ваши корни обрубали, отравляли. Нас заставили бояться того, чтобы влюбиться в самого себя, как в душу, - а это первый шаг любви и первый ее опыт. Человек, который любит себя, уважает себя, верит в себя. Такой человек любит и уважает и других, потому что знает: "Другие точно такие же, как я. Точно так же, как я наслаждаюсь любовью, уважением, достоинством, наслаждаются и другие". Он осознает, что мы ничем не отличаемся в том, что касается основ; мы - одно. Мы подчинены одному и тому же закону. Будда говорит: "Мы живем по одному и тому же вечному закону - эс дхаммо санантано ". В деталях мы можем немного отличаться друг от друга - это приносит разнообразие, это красиво, - но в своих основах мы части одной и той же природы.

Человек, который любит себя, так наслаждается любовью и становится таким блаженным, что любовь начинает его переполнять, она начинает достигать других. Ей приходится достичь других! Если мы проживаем любовь, мы начинаем ею делиться. Мы не можем продолжать любить себя вечно, потому что одно станет нам абсолютно ясно: если любить одного человека, себя, так безмерно экстатично и красиво, насколько больший экстаз ждет нас, если мы начнем делиться любовью со многими, многими людьми!

Мало-помалу круги начинают достигать другого берега. Мы любим других людей, потом начинаем любить животных, птиц, деревья, камни. Мы сможем наполнить своей любовью всю вселенную, когда многие научатся истинно любить себя и других.

Только Будда может сказать: Люби себя. Ни священник, ни политик не смогут с этим согласиться, потому что это разрушит само их сооружение, саму структуру эксплуатации. Если человеку не позволено любить себя, его дух, душа становится с каждым днем слабее и слабее. Его тело может расти, но внутреннего роста не будет, потому что у него нет никакого внутреннего питания. Он остается телом без всякой души, или с уснувшей душой, с одной потенциальной возможностью души. Душа остается семенем - и будет оставаться семенем, если мы не сможем найти для нее правильной почвы любви. А мы не сможем ее найти, следуя этой глупой идее: "Не люби самого себя".

Любовь к себе не имеет ничего общего с эго. Фактически, любовь - это такой свет, что темнота эго вообще не может в нем существовать. Если мы любим других, если наша любовь сфокусирована на других, мы будем оставаться в темноте. Нужно обратить свой свет и любовь сначала на самого себя, стань сначала светом самому себе. Пусть этот свет любви рассеет нашу внутреннюю темноту, внутреннюю слабость. Пусть любовь сделает нас огромной энергией, духовной силой.

И как только наша душа станет сильной, мы узнаем, что никогда не умрём, что мы, как души, бессмертны, вечны.

Любовь дает нам первое прозрение в вечность. Любовь - это единственный опыт, ведущий за пределы времени: именно поэтому влюбленные не боятся смерти. Любовь не знает смерти. Единственное мгновение любви больше, чем целая вечность. Но любовь должна начаться с самого начала, с малого. Любовь должна начинаться с этого первого шага: Люби себя.

Не осуждай себя. Нас столько осуждали, и мы приняли все это осуждение. Теперь мы продолжаем причинять себе вред. Никто не считает себя достаточно достойным, никто не считает себя красивым творением Бога; никто не думает, что он вообще нужен. Все это ядовитые идеи, но нас ими отравили. Мы впитали яд с молоком матери - и таким было все наше прошлое. Человечество жило под темным, темным облаком самоосуждения. Если мы осуждаем себя, как мы можем расти? Как мы можем вообще стать зрелыми? И если мы осуждаем себя, как мы можем поклоняться существованию? Если мы не можем почитать и поклоняться высшей природе внутри себя, то не сможем поклоняться высшей природе и в других; это невозможно.

Мы можем стать частью целого, только глубоко уважая обитающего внутри нас Бога. Я-душа, Бог – наш гость. Любя себя, мы это узнаем: Бог избрал нас своим проводником. Избрав нас своим проводником, он уже воздал нам уважение, проявил любовь. Он создал нас не случайно; он создал нас с определенным предназначением, с определенным потенциалом, с определенной славой, которой мы должны достичь. Да, Бог создал человека по собственному образу. Человеку предначертано стать Богом. Пока человек не становится Богом, для него нет никакой удовлетворенности, осуществленности и совершенной, полной реализации.

Но как нам стать Богом? Наши священники нам говорят, что мы грешники, что мы обречены на то, чтобы оказаться в аду. И они заставили нас бояться любить себя. Это их трюк, нацеленный на то, чтобы обрубить сами корни любви. И теперь любовь стала пластмассовой, синтетической, притворной, напускной.

Священники говорят: "Люби человечество, родину, отчизну, жизнь, существование, Бога". Большие слова, но совершенно бессмысленные. Сталкивались ли мы когда-нибудь с человечеством? Мы всегда сталкиваемся с человеческими существами - в то время как осуждаем самое первичное человеческое существо, с которым сталкиваемся – себя.

Мы не уважаем себя, не любим себя. Вся наша жизнь тратится впустую на осуждение других. Именно поэтому люди так хорошо умеют находить недостатки в других. Мы находим недостатки в себе - как мы можем избежать того, чтобы не находить те же недостатки в других? Фактически, мы их находим и преувеличиваем, делаем их как можно больше. Это кажется единственным выходом; нам приходится это делать, чтобы хоть как-то сохранить лицо, авторитет. Именно поэтому в мире столько критики и так мало любви.

Будда говорил: Люби себя... Это может стать основанием радикальной трансформации. Не бойся любить себя. Люби тотально, и ты будешь удивлен: тот день, когда ты избавишься от всего самоосуждения, от всего неуважения к себе, - тот день, когда ты сможешь избавиться от идеи первородного греха, тот день, когда ты сможешь считать себя достойным и любимым существованием, - будет днем великого благословения. С этого самого дня и впредь мы будем видеть людей в их истинном свете, и в нас будет сострадание. И оно будет не культивируемым состраданием; это будет естественный, спонтанный поток.

И человеку, который любит себя, легко стать медитативным, потому что медитация означает быть с самим собой. Если мы ненавидим себя - а это то, что мы делаем, чему нас учили, и чему мы скрупулезно следовали, - если мы ненавидим себя, как мы можем быть, находиться с самим собой? А медитация - это не что иное, как наслаждение собственным тихим, красивым одиночеством. Празднование себя как части Божьей - в этом состоит медитация. Человек купается в собственном свете. Человеку просто радостно, потому что он жив, потому что он есть.

Величайшее чудо в мире - то, что ты есть, что я есть. Быть - вот величайшее чудо, и медитация раскрывает двери этого чуда. Но только человек, который любит себя, может медитировать; иначе он всегда бежит от себя, избегает себя. Кому захочется смотреть на уродливое лицо, кому захочется проникнуть в уродливое существо? Кому захочется глубоко войти в собственную грязь, в собственную темноту? Кому захочется войти в тот ад, каким он себя считает? Мы хотим, чтобы все это было прикрыто, заслонено прекрасными цветами, и нам всегда хочется бежать от самого себя.

Поэтому люди постоянно ищут компании. Они не могут оставаться с самими собой; они хотят быть с другими. Люди ищут какой угодно компании; если они могут избежать компании самих себя, подойдет что угодно. Они будут три часа сидеть в кинотеатре, смотря что-то совершенно глупое. Они будут часами читать детективный роман, тратя время впустую. Они будут снова и снова перечитывать одну и ту же газету, чтобы оставаться занятыми. Они будут играть в карты и шахматы, просто чтобы убить время, - как будто у них слишком много времени!

У нас немного времени. У нас недостаточно времени, чтобы расти, быть, радоваться. Но это одна из основных проблем, созданных неправильным воспитанием: мы избегаем самих себя. Люди сидят перед телевизором, приклеенные к своим стульям, четыре, пять, даже шесть часов. И что они видят? Что получают? Сжигая глаза, заражая разум беспокойством, страстями и ужастиками...

Каждый ребенок рождается красивым, но мы тут же начинаем искажать его красоту, калечить его всеми способами, парализовывать его всеми способами, искажать его пропорции, выводить его из равновесия. Это осуществляется благодаря неправильному воспитанию, а также СМИ (теле / видео / аудио информации). К примеру, большинство телепрограмм “для детей” калечат психику, искажают восприятие, понимание действительности. В мультфильмах “для детей” можно ясно увидеть пропаганду неуспешного поведения. Многие персонажи на редкость уродливы и отвратительны и развлекаются тем, что приносят страдания друг другу. Ребёнок подражает их поведению, принимает жестикуляцию, ухватки. Малыш перенимает привычки героев и начинает вести себя соответствующим образом.

Просмотр телевизора, прослушива­ние рок-поп, техно музыки, чтение разрушающей сознание литературы, также как и наше поведение, создаёт негативные впечатления в сердцах детей и показывает им плохие примеры.

Рано или поздно ребёнок начнет испытывать к себе такое отвращение, что готов будет быть с кем угодно. Он может пойти в плохую компанию, только чтобы избежать самого себя.

Люби себя, говорит Будда. И это может трансформировать мир. Это может разрушить все уродливое прошлое. Это может провозгласить новую эру, это может стать началом нового человечества. Поэтому любовь начинается с самого себя, и тогда она может продолжать распространяться. Она продолжает распространяться сама собой; не нужно ничего делать, чтобы ее распространять.

Люби себя, говорит Будда, и тотчас же добавляет: и наблюдай. Это медитация, - так Будда называет медитацию. Но первое требование: любить себя, затем наблюдать. Если, не любя себя, мы начнем наблюдать, скорее всего, нам захочется совершить самоубийство! Многим буддистам хочется совершить самоубийство, потому что они не обращают внимания, или не понимают первую часть этой сутры. Они сразу же перепрыгивают ко второй: "Наблюдай себя". Фактически, вы не встретите ни одного комментария "Дхаммапады", этих сутр Будды, который уделял бы внимание этой первой части: Люби себя.

Сократ говорит: "Познай себя". Будда говорит: "Люби себя", и Будда гораздо глубже, потому что, не любя себя, мы никогда не сможем себя познать – познание себя приходит лишь следом. Любовь подготавливает почву. Любовь - это возможность познать себя; любовь - это правильный способ познавать себя.

Первое: Люби себя и наблюдай - сегодня, завтра, всегда.

Окружи себя энергией любви. Люби тело, люби ум. Люби весь свой механизм, весь свой организм. Под "любовью" подразумевается: прими его как он есть. Не пытайся подавлять. Мы что-то подавляем, только когда это ненавидим, мы что-то подавляем, только когда мы против этого. Не подавляй, потому что, подавляя, как ты будешь наблюдать? Мы не можем смотреть в глаза врагу; мы можем смотреть в глаза только возлюбленному. Если мы не влюблены в самого себя, мы не сможем смотреть самому себе в глаза, не сможем увидеть свое лицо, заглянуть в собственную реальность.

“Не сожалейте о прошлом, какая польза в сожалении? Ложь говорит: сокрушайся; правда говорит: только люби. Удали от себя все воспоминания. Не говори о прошедшем; живи в свете любви, и пусть проходит все остальное”.

(Персидская мудрость)

Наблюдение - это медитация, так Будда называет медитацию. Наблюдение - это пароль Будды. Он говорит: "Осознавай, будь начеку, не будь бессознательным. Не веди себя сонно. Не продолжай функционировать, как машина, как робот".

“Как мать, рискуя своей жизнью, воспитывает и оберегает свое детище, своё единственное детище, так пусть каждый че­ловек воспитывает и оберегает в себе дружелюбное чувство ко всему живому”.

(Метта-сутта)

“Постарайся полюбить того, кого ты не любил, осуждал, кто оскорбил тебя. И если тебе удастся это сделать, то ты испытаешь совершенно новое и удивительное чувство радости. Ты сразу увидишь в этом человеке того же Бога, который живет в тебе. И как свет ярче светит после темноты, так и в тебе, когда ты освободишься от нелюбви, сильнее и радостнее разгорится свет любви божеской. Бесстрашие, спокойствие, радость, которые дают любовь, так велики, что блага мирские, даваемые любовью (любовь людей), незаметны для человека, познавшего внутреннее благо любви”. (Лев Толстой)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: