Дженифер

У 30-летней Дженифер был обнаружен рак яичников. Глядя на нее, можно было сразу понять, что это — застенчивая

Рис. 4. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, первый рисунок.

женщина, которой трудно настоять на своем и удовлетворить свои эмоциональные потребности.

Когда ее попросили нарисовать то, что она представляла себе во время визуализации, Дженифер сделала два рисунка.

На первом (рис. 4) рак был изображен в виде ледяной глы­бы, а лейкоциты — в виде солнца, лучи которого растаплива­ют этот лед.

Химиотерапия выглядела как белый порошок, который засыпал рак, рядом с которым Дженифер сделала пометку «раковое чудовище».

Очевидно, слово «чудовище» отражало ее страх перед раком и одновременно его силу и свирепость. Образ химиотерапии был весьма слаб: порошок едва ли может что-то поделать с чудовищем. И хотя солнце (лейкоциты) способно растопить глыбу льда, оно все же яв­ляется слабым образом, которому не хватает определенной направленности — оно как бы светит вообще и заодно рас­тапливает рак.

Ее второй рисунок (рис. 5) свидетельствовал об ощуще­нии еще большей беспомощности. Рак был изображен в виде бревен, застрявших в ходе лесосплава, а один-единственный человечек, символизировавший лейкоциты, пытался устранить этот завал. Бревна удастся спустить только в том случае, если этот человечек сможет разобрать завал, но даже и тог­да они останутся не измененными, то есть раковыми клетка­ми, плавающими в ее организме. Имея в арсенале всего один такой лейкоцит, Дженифер вряд ли справится с образовав­шимся завалом.

Рисунок говорил и об отсутствии твердости и силы — то есть той энергии, которая могла бы устранить завал накопив­шихся в ее жизни проблем (люди, изображающие всего один лейкоцит, обычно ощущают, что если им предстоит что-то со­вершить, то делать это им придется в одиночестве, без посто­ронней помощи, и это еще больше усиливает чувство беспо­мощности и безнадежности).

Образ химиотерапии на этом рисунке тоже не отличался силой — это был яд, который потихоньку капал на рак, опять-таки обозначенный «раковое чудовище», и, по всей видимости, не наносил ему серьезного вреда. Само чудовище выглядело

достаточно человекообразно — у него были глаза и рот, что предполагало ум и бдительность, с помощью которых оно могло защитить себя.

Судя по обоим рисункам, Дженифер находилась в состо­янии полного замешательства, ее образы постоянно меня­лись, и она не верила в то, что химиотерапия или ее соб-

Рис. 5. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, второй рисунок.

Рис. 6. Мысленные образы Дженифер полгода спустя.

ственная естественная защита смогут существенно повлиять на рак.

Через шесть месяцев в визуализации Дженифер (рис. 6) произошли значительные положительные изменения. Ее лей­коциты теперь выглядели как злые акулы с острыми зуба­ми. Для Дженифер проявление каких-то признаков злобы и агрессии — а акулы, бесспорно, агрессивны — было боль­шим шагом вперед. Раковые клетки тоже были гораздо мень­ше и менее зловредны. К сожалению, между акулами и ра­ковыми клетками не происходило никакого взаимодействия,

более того, судя по рисунку, акулы, казалось, направляют свою агрессивность на химиотерапию (которая удивитель­ным образом напоминала «раковые бревна» с первого ри­сунка).

Эти образы соответствовали тому, что происходило в ее реальной жизни: Дженифер была явно враждебно настрое­на против химиотерапии. Хотя акулы символизировали ту ее часть, которая могла бы помочь ей поправиться, эту агрессивную силу следовало бы обратить не на лечение, а на действительный источник ее неприятностей. Несмотря на злость, которую она испытывала к химиотерапии, образ лечения был не очень сильным — она ассоциировала его с таблетками «Алка-зельцер», которые никак нельзя на­звать сильным лекарственным препаратом, что свидетель­ствовало о слабой вере в результаты лечения. Хотя таб­летки и растворялись у нее в крови, здесь снова не было показано никакого взаимодействия между химиотерапией и раком.

По сравнению с первым рисунком Дженифер очевидно делала некоторые успехи, но вновь обретенная твердость и энергия в тот момент все еще не были направлены на глав­ный источник проблем. Однако за последние два года она значительно продвинулась вперед.

Гленн

Гленну было 50 лет, и он работал психологом в клинике. У него был рак почки с метастазами в легкие, но уже в течение четырех лет болезнь не прогрессировала. Поскольку при этом виде рака химиотерапию не назначали, он не полу­чал никакого лечения.

На своем первом рисунке Гленн изобразил рак, окружен­ный лейкоцитами. Под их воздействием рак постепенно умень­шался, пока от него не оставалась одна-единственная клетка (рис. 7). Во время релаксации и работы с воображением Гленн никак не мог уничтожить эту последнюю клетку, но во время бега трусцой ему удавалось представить себе, как

Рис 7 Первоначальная визуализация Глепна

эту последнюю раковую клетку поглощает гигантский лей­коцит

Хотя на рисунке и было показано, что в конце концов ему удавалось уничтожить рак, образы Гленна все таки вы­глядели недостаточно сильными Казалось, что лейкоциты располагались лишь по периметру рака, между ними и раком не видно было активного взаимодействия, лишь поверхност ное соприкосновение (такое стремление быть на поверхно­сти часто свидетельствует о нежелании пациента подробно проанализировать причины возникновения рака) Кроме того,

Рис 8 Визуализация Гленна спустя полгода

уничтожение последней раковой клетки требовало от Глен­на неимоверных усилий — для того, чтобы это произошло, ему непременно надо было бегать В последней раковой клетке было что то почти магическое, почти что нежелание расста­ваться с болезнью и указание на то, что для избавления от болезни потребуется невероятно большой лейкоцит и какое-то сверхзначимое событие

Шесть месяцев спустя его рисунок (рис 8) говорил уже о наличии большего взаимодействия между лейкоцитами и раком, но относительные размеры опухоли и этих лейкоци­тов не предполагали абсолютного перевеса в силе со сторо­ны защитной системы организма Внезапно, откуда ни возьмись, появлялся огромный лейкоцит, который разбивал опухоль, и ее осколки подбирали обычные лейкоциты Рисунок снова показывал, что должно произойти что то экстраординарное, что, пока не произойдет чуда, рак будет оставаться цел и

невредим. Мы в этом видели нежелание Гленна разбираться в составляющих главную проблему мелких обстоятельствах. Он, скорее, предпочитал выжидать, пока не произойдет нечто, что все объяснит и все решит.

Как это происходило и в визуализациях Гленна, его опу­холь не уменьшается, хотя общее самочувствие остается не­плохим, он продолжает преподавать в университете и бегать трусцой.

Чарльз

Чарльз был успешным предпринимателем, у которого в 62 го­да, после выхода на пенсию, развилась множественная миело-ма. Поскольку заболевание было выявлено лишь на основа­нии лабораторных анализов, а у самого Чарльза не наблюдалось никаких болезненных симптомов, его лечащий врач решил подождать с химиотерапией. С тех пор прошло три года, и обследование показывает, что болезнь значительно отступила, хотя он так и не получал никакой химиотерапии Еще до участия в нашей программе Чарльз в течение нескольких лет посещал частного психотерапевта, и одна из проблем, над ко­торой они работали, состояла в том, что он испытывал труд­ности в выражении гнева.

Рисунки, которые Чарльз выполнил с промежутком в год, очень похожи друг на друга (рис. 9 и 10). На обоих лейко­циты (акулы или крупные рыбы) очевидно сильнее рака, что отражает положительные ожидания пациента. Самое глав­ное отличие рисунков заключалось в их размере: первый занимал почти весь лист, а второй — небольшую его часть. Это говорит о том, насколько меньше места занимает теперь рак в жизни Чарльза — анализы крови свидетельствуют, что рак уменьшается, физическое состояние пациента про­должает оставаться отличным, и в свои 62 года он регуляр­но обыгрывает авторов этой книги в теннис.

Еще одним положительным знаком было то, что на первом рисунке рак был в большой степени отгорожен от внешнего мира организованными рядами лейкоцитов, иными словами,

Рис. 9. Первоначальный мысленный образ Чарльза.

Ot^J ^ ^

Рыс. /0. Мысленный образ Чарльза спустя год.

был изолирован, подобно тому, как Чарльз изолировал свои жизненные трудности. На втором рисунке такой ограничен­ности гораздо меньше. Мы связали эти образы с меньшим стремлением Чарльза эмоционально защищаться и его боль­шей готовностью открыто рассматривать встающие перед ним проблемы.

Об одной из таких проблем можно догадаться, глядя на второй рисунок: там у его акул или рыб нет пасти — их основного оружия. В то время, когда был сделан первый рисунок, Чарльз переживал сильную горечь и боль по поводу смерти близкого друга, и его злоба выразилась в острых, агрессивных зубах. Ко времени выполнения второго рисун­ка он стал снова сдерживать свой гнев по поводу жизненных проблем, и нам пришлось еще раз вместе с ним работать над этой трудностью.

Визуализация как способ описания человеческого «я»

Интерпретируя рисунки наших пациентов, мы стремимся при­нимать во внимание все существенные жизненные проблемы, стоящие перед ними в данный момент. Мы стараемся понять рисунок исходя из того, что знаем о личности больного и его жизненной ситуации. Поэтому если для Бетти можно считать достижением, когда ей удается ослабить свой гнев и враждеб­ность, выраженную в рыбах-пираньях, то для Дженифер, на­оборот, прогрессом будет, если она изобразит естественную защиту своего организма в виде акул. В первом случае гнев и враждебность Бетти заставляли ее отвергать одобрение и признание окружающих, которого ей так недоставало и кото­рое она, будем надеяться, все-таки получит. А для такого пассивного человека, как Дженифер, та энергия, которую иногда может нести с собой гнев, была совершенно необходима, хотя ей все еще предстоит научиться пользоваться этой энергией себе во благо.

Иногда работу с воображением можно использовать не только для выяснения представлений пациентов относитель-

но рака, но и как способ описания более широкой психологи­ческой ситуации, в которой они находятся. Интерпретируя их визуализации, мы рассматриваем символ рака как ту часть личности человека, которая либо сама ищет смерти, либо хо­чет его убить, а лейкоциты — как ту его часть, которая стре­мится к жизни или поможет ему выжить.

Болезнь становится физическим выражением схватки, ко­торую ведут между собой две части человеческого «я»: та, которая отрицает и разрушает, и та, которая поддерживает и утверждает жизнь. Символическое соотношение сил между раком и естественной защитой организма — это не только показатель живущих в человеке представлений о болезни, оно говорит и о том, хочет ли он жить или умереть.

Наши пациенты выполняют подобные рисунки каждые три месяца, когда в очередной раз приезжают в Форт-Уорт. И хотя они полностью осведомлены о том, для чего эти ри­сунки нужны, это не влияет на их визуализации, которые остаются источником информации о внутренних психологи­ческих процессах.

Мы рекомендуем им использовать работу с воображе­нием (включая свое отношение к самой этой работе и из­менения мыслительных образов в ее процессе) в качестве важного способа познания своего психологического состоя­ния. Когда наши пациенты начинают спрашивать себя: «По­чему ко мне сейчас приходят именно эти образы? Какие изменения в моих представлениях они символизируют? По­чему в данный момент я вижу вещи именно в этом свете?», то это означает, что они принимают участие в процессе фор­мирования своих установок и в немалой степени им управ­ляют.

Попробуйте использовать упражнение на релаксацию и визуализацию для исследования и других жизненных про­блем. Конечно, в первые недели и месяцы главное внимание нужно уделять тому, чтобы поправиться — без этого вам будет трудно сосредоточиться на других проблемах. Но, по мере того как здоровье начнет к вам возвращаться, поста­райтесь найти способ применить данный подход к более ши

рокому спектру жизненных проблем. Как мы уже не раз повторяли, мысленное представление положительного резуль­тата является основным принципом самореализующегося предсказания. Оно поможет вам добиться желаемых резуль­татов во множестве областей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: