Наставником

В бессознательной сфере у человека скрываются бесценные источники энергии и мудрости, которые можно мобилизо­вать для исцеления и развития личности На протяжении всей истории психологии теоретики предполагали существо­вание некоторого «центра» психики, который влияет на жизнь человека, направляет и регулирует ее течение

Этот центр называли по-разному Фрейд первый назвал его бессознательное и считал источником инстинктов и по­буждений, которые, влияя на поведение человека, по боль­шей части остаются неосознанными Юнг полагал, что суть бессознательного в ином — оно не только побуждает чело­века к определенному виду поведения, но и ведет его по этапам личностного развития, определяет его стремление к достижению психического благополучия Кроме того, Юнг предполагал, что центр человеческой психики (он называл его самостью) имеет компенсаторную функцию Когда, на­пример, человеку страшно, самость, его внутреннее «я», будет стараться дать ему ощущение силы и мужества, необходимое, чтобы справиться с данной ситуацией Юнг считал, что сиг­налы, которые бессознательное, или самость, передает созна­нию человека, всегда направлены на то, чтобы человек дос­тиг благополучия.

В качестве средств, которые выбирает бессознательное для передачи своих посланий сознанию, выступают чувства, интуиция и сны. К сожалению, наша культура склонна недо­оценивать эти послания Нас учат придавать значение пред­метам и событиям внешнего мира — поведению, телу, мате­риальным вещам, логическим выводам нашего разума, — но не внутренним факторам

Поэтому мы обычно пренебрегаем чувствами, снами, интуитивными посланиями нашего внутреннего «я», которые стремятся предложить нам средства, необходимые для удовлетворения потребностей внешнего мира.

Некоторые ученые высказывают предположение, что у онкологических больных произошло нарушение связи с ре­сурсами бессознательного. Как подсказывает наш опыт, мно­гие из выздоровевших пациентов в конце концов приходят к выводу, что их болезнь частично являлась сигналом того, что им необходимо уделять больше внимания своему бессозна­тельному «я», а не тому, чего от них ждут окружающие. Мно­гие из наших пациентов рассказывали об особых озарениях, чувствах, снах или образах, благодаря которым они приобре­тали очень важные знания, необходимые на пути к восстанов­лению здоровья.

Чтобы наши пациенты смогли установить связь со своим глубинным источником исцеления и силы, мы обучаем их работе с Внутренним Наставником. Мысленно вызывая об­раз Внутреннего Наставника, вы получаете доступ к своему бессознательному. Этот символ отражает те стороны личности, которые человек обычно в себе не осознает. Ког­да вам удается установить контакт с этим внутренним ис­точником мудрости, вы воссоединяетесь с важными процес­сами своей психики, от которых обычно человек бывает отрезан

Впервые работа с Внутренним Наставником была приме­нена в психотерапии психоаналитической школой Юнга (Юнг называл его Мудрым Существом. — Примеч. перев.}. Юнг говорил, что иногда во время медитации или состояния за­думчивости возникают образы, существующие как бы само­стоятельно, независимо. Психотерапия Юнга уделяет огром­ное внимание установлению связи с этими положительными источниками бессознательного.

Один из способов, позволяющих соприкоснуться с Внут­ренним Наставником, называется «направляемый сон на­яву» — особая форма работы с воображением. На важность установления контакта с Внутренним Наставником как на одно из непременных условий личностного роста и самопознания указывает психосинтез — сравнительно новое пси­хотерапевтическое направление, в основе которого лежат тру­ды доктора Роберто Ассаджиоли.

У многих людей Внутренний Наставник принимает облик какой-то уважаемой авторитетной личности (старой мудрой женщины или мудреца, доктора, религиозного деятеля), с кем можно вести внутренний диалог, задавать вопросы и выслу­шивать ответы, выходящие, казалось бы, за рамки сознатель­ных способностей человека.

Более того, пациенты часто лучше реагируют на озарения, которые приходят к ним во время разговора с Внутренним Наставником, чем на наблюдения терапевта. Поскольку Внут­ренний Наставник является не кем иным, как частью их собственной личности, доверие к такому руководителю — здоровый шаг на пути к принятию на себя ответственности за собственное физическое и психическое здоровье.




double arrow
Сейчас читают про: