О восприятии и об осознании – есть ли проблема взаимосвязи?

Как уже говорилось, существуют различные уровни восприятия и анализа киноматериала.

Не так давно я присутствовала на значимом для культурной жизни Санкт-Петербурга событии. «Ночь без попкорна» проходила в Доме Кино.

Название мероприятия привлекло соответствующего зрителя: в зале присутствовали люди, в-основном, молодые, - некоторые из них еще присматриваются к роли «эстет», кто-то пришел потусоваться, а некоторые редкие были похожи на ценителей, понимающих и любящих хорошее кино.

Удивительный и забавный парадокс – или банальность? – название «Ночь без попкорна» привлекло тех, в чьем сознании кино и попкорн совмещены. А содержание – три фильма Феллини – оказало не столь уж великое воздействие на зрителя, явившегося поучаствовать в «элитном» развлечении. (это к слову, к вопросу о значимости названия – «как вы лодку назовете…»)

К счастью, несмотря на такое выделение целевой аудитории, лишившее присутствующих возможности почувствовать свою связь с предыдущими поколениями киноманов-интеллектуаллов, тем не менее, и содержание оказывало на публику некоторое влияние.

Если сначала в зале раздавались смешки и присутствовало предвкушение безграничного веселья, то с течением фильма великий мастер сумел «заставить себя уважать», - и вот уже после первой картины люди выходят из зала немного другими. Впечатление от фильма читается на лицах. И вторым слоем на этих же лицах лежит печать недоумения. Всё же, наверное, для того, чтобы понимать, о чем ведет речь Феллини, нужно иметь хотя бы небольшой опыт путешествий в его время и среду, не говоря о некотором багаже культурных накоплений… Я смотрела на лица, прислушивалась к репликам людей и, ориентируясь и на себя также, остро осознавала, что еще несколько мгновений (часов, дней), и послевкусие от фильма уйдет, растворившись в последующих впечатлениях ночи… Останется ли след от прожитого фильма? – Изменится ли что-либо во мне?.. – Узнаю ли я нечто драгоценное?.. Или фильм останется на обидно-незначительной полке сознания с табличкой – «забавное времяпрепровождение»?..

Все мероприятие наводило на мысли о знакомстве детей с великим творением мировой литературы «Война и мир». Пусть многие подростки читают только оглавление, не в силах пробиться через незнакомые слова и странные нравы далекой уже эпохи, но если хотя бы один ученик из класса вернется к роману когда-нибудь уже в зрелом возрасте, - зная, что «Война и мир» существует в природе, имея его в списках «слегка познанного», а теперь готового быть узнанным, - уже это было бы большим уловом для учителей.

А еще это было похоже на отпуск. Некоторые люди приезжают, например, в Испанию, и две недели проводят на пляже бассейна в ограде отеля, где «всё включено»… Очень приятно и полезно для здоровья побыть иногда в состоянии травы, - но стоит ли это того, чтобы ехать за тридевять земель в неизвестную страну с богатейшей многовековой культурой?

Стоит ли Феллини того, чтобы его просто смотрели?.. Заслуживает ли он того, чтобы его употребляли вместо поп-корна?

Без размышлений и вербализации впечатление вынуждено томиться в бессознательных сферах и, возможно, не способно украсить личность новым приобретением, укрепить ее еще одной, ставшей явной, гранью. И фильм, - даже самый гениальный, - без периода последующих размышлений о нем и осмысления рискует остаться в памяти ярким эмоциональным пятном, так и не дошедшим до осознания и не обогатившим личность.

И в этом случае, в цепочке последовательности «исследовательское движение –восприятие информации — последующее исследование» человек застревает на уровне восприятия информации без утилизации и развития. И тогда кинокартина из истинно человеческого – интеллектуального, развивающего - удовольствия перекочевывает в разряд биологического, гурманного, - одномоментно восстанавливающего эмоциональные силы, но не питающего душу и разум человека. На ум приходит кадр из фильма: «Что это, Бэримор? – Овсянка, сэр!» … и он накладывается на ночную реальность Дома Кино с ее откликами на происшедшее: «Что это было, ты понял? – Феллини, дорогая!»

Характерны записи, оставленные посетителями «Ночи без попкорна» на форуме сайта, его рекламировавшего:

1 постскриптум (сразу после окончания мероприятия):

20 сентября 2008 в 7:24

СПАСИБО ВСЕМ БОЛЬШОЕ!!! J

2 постскриптум:

20 сентября 2008 в 15:04

ну как впечатление?

3 постскриптум:

21 сентября 2008 в 13:01

Все отсыпаются)

Отлично.

И это – всё. «Сухой остаток» оказался микроскопическим. Радости и впечатлений в процессе было много – я тому живой свидетель! - а вот обратная связь о значимости происшедшего до жалости скудная… Мероприятие не превратилось в Событие

Попробуем представить себе, что происходило бы со зрительскими впечатлениями, если бы в зале, кроме двух пассивных – публики и экрана, - присутствовал бы еще один активный элемент: ведущий.

Фильм заканчивается, люди возвращаются в свои кресла, выпив кофе и вина, но вместо того, чтобы выплеснуть свое внимание в очередной шедевр – оказываются все в том же процессе. Они обнаруживают, что путешествие по только что увиденному фильму продолжается! Как если бы они осваивали город: можно побывать в Петербурге, можно – в светском Петербурге, можно в Петербурге Достоевского, а можно и в криминальном – кого что захватит. Подобно путешествию по городу, ведущий, как опытный гид, может провести зрителей по незамеченным ими или не до конца изученным, но ярким и значимым уголкам фильма, ввести их внутрь нового пространства, открыв потайные двери своим ключом.

Делает он это, концентрируя внимание участников обсуждения на той или иной грани кино-повествования, или на возникших, совсем не иллюзорных, чувствах присутствующих, путем задавания рамок обсуждения. Как если бы мы смотрели вдаль и любовались прекрасной вершиной, но вдруг попавшийся в руки бинокль открыл совсем другие пейзажи, - так и обсуждение фильма позволяет проникнуть глубже в его содержание… Как это могло бы выглядеть?

Взяв самый простой уровень погружения, Ведущий может предложить участникам, к примеру, рассмотреть их взаимодействие с комедией.

· Рамка №1. Итак, с чего всё начиналось?

Вы прочитали аннотацию

«23:59 – «И корабль плывет» (1983, 128 мин.)

В июле 1914 года из Неаполя отплывает роскошный лайнер «Глория Н.» со странными для постороннего взгляда пассажирами на борту, которые сопровождают прах оперной дивы Эдме Тетуа (прообраз Марии алласс)»

- и приняли решение ЭТО посмотреть!

Вспомните Ваши ожидания…

- Наконец-то восполню свои культурные пробелы!

- Узнаю побольше о Марии Калас.

- Расскажу друзьям о том, что смотрел Феллини всю ночь – повышу рейтинг…

- Организаторы ведь обещали «погружение в океан эмоций с первых минут»! Говорили, что «каждый может стать королем ночи, окунувшись в атмосферу праздника искусства»! Cool!!! Я буду супер-мальчик-король!!!

- Всё равно нечего делать ночью – не спать же! Это интересное предложение! Проведу время с друзьями, необычным образом развлекусь!

· Рамка №2. Как начиналось Ваше взаимодействие с фильмом?

- Фильм начался с черно-белых беззвучных кадров. Мне это показалось смешным. Я подумал: «Ну и попал же я на тягомотину! Расскажу завтра всем, как я влип!»

- А мне сразу понравилось! Такие забавные персонажи! У них такие смешные мордочки!

- Мне было неудобно сидеть, долго не могла понять, в чем дело…

- А я сразу уснула!!!!!

· Рамка №3. Что происходило с Вами в процессе просмотра?

- Но потом я втянулся! Меня захватил сюрреалистический сюжет! Ключевым был момент появления сербов! Вот это классно! Вот это я понял и сразу включился!!! Это было для меня о том, как мы привычно погружаемся в обыденность, и только что-то экстраординарное может привести нас в чувство!

- Да, момент с сербами сделал и богему живее! Они стали похожи на людей, а не на запрограммированных роботов! Самое потрясающее место – танцы с сербами на ночной палубе корабля! Когда народы и классы слились и превратились отдельных самобытных людей! Животная страсть народного танца под полной луной разожгла азарт и во мне, захотелось двигаться вместе с ними!!! Я будто попал душой и телом к ним на корабль!

- Да, и какое разочарование постигло меня, когда наутро сербов забрали в плен, - и никто их не защитил!.. Я чувствовала себя такой же песчинкой, беззащитной перед силами большой политики, как и эти оперные дивы… Я даже прониклась к ним сочувствием… Жестокие шутки у Феллини!

- Но когда корабль стал тонуть в море, которое на поверку оказалось мятой бумагой, тогда я будто вынырнул из фильма. Я смутился! Я не мог понять, что это за бред – к чему это и почему???

· Рамка №4. О чем этот фильм был для Вас? Какое послание передал Вам режиссер?

- Для меня это было послание о выходе за пределы, о расширении привычных границ… О том, чтобы смотреть на ситуацию шире… Когда комедия превращается в фарс, она перестает быть смешной, и вместо смеха возникают более тонкие чувства… Для меня это о переходе от стереотипов к мудрости…

- Это был фильм о моей внимательности… Сначала он черно-белый, потом – сепия, потом становится цветным, а потом декорации становятся искусственными! Такая смена как будто приковывает внимание! И лица людей, казавшиеся поначалу бледными и невзрачными, оживали, как будто наливались красками… Под конец я принимал их как родных людей, а не как толпу снобов! За масками я увидел лица… Я не очень внимателен к окружающим… Надо бы научиться смотреть и видеть дальше собственного носа…

- Для меня это иллюстрация того, как личность делает историю! На фоне фильма все время присутствует Мария Калас, и даже своим прахом, памятью о себе, оказывает влияние на жизни других людей! Главная героиня, несмотря на то, что мертва, остается ключевой идеей, занимающей умы сопровождающих ее «друзей»… Она мертва, а куклами-марионетками выглядят они! Это фильм о влиянии – мощном влиянии идей на сознание и самочувствие человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: