Электронное образование в Германии

В Старом Свете стремительно развивается система электронного обучения. В передовых странах более 90 % студентов вовлечены в учебный процесс посредством Е-learning. Более 80 % вузов предоставляют услуги по дистанционному образованию.

В Германии студенты тоже широко применяют цифровые технологии в каждодневной учебе. Особенно активно Е-learning используют в медицинском образовании. Для нас это вообще непостижимо — как можно учить врача электронным методом?

Немногие знают об инициативах Европы, которая предоставляет огромные права практически всем гражданам континента. Это высший уровень компьютерной грамотности, позволяющий людям обучаться on-line, а европейской молодежи — жить в цифровом веке, ускоренное внедрение электронной коммерции, электронное общество, обучение граждан с ограниченными возможностями или нетрудоспособных. В общем, Е-learning — везде.

В Германии Virtuelle Hochschule Oberrhein объединила интерактивные программы университетов Фрайбурга, Карлсруэ, Мангейма, Гейдельберга. Полноценный курс обучения через Интернет предлагает Виртуальный университет прикладных наук (Virtuelle Fachhochschule) - объединение 15 немецких и четырех шведских вузов.

По данным федерального министерства образования и науки Германии, за последний год в виртуальном институте (Virtuelle Fachhochschule - VFH) значительно возросло число учащихся. В зимнем семестре 2007/2008 года в нем училось 170 студентов, сейчас более 600 человек учатся на онлайновых курсах институтов Любека, Брауншвейга/Вольфенбюттеля, Бранденбурга, Берлина, Бремерхафена и Вильгельмсхафена.

Министерство образования за последние пять лет выделило на нужды виртуального института около 22 миллионов евро. Институт предлагает заинтересованным лицам, независимо от места их проживания, возможность обучения по гибкому графику через Интернет. Наибольшей популярностью среди студентов пользуется курс по информатике СМИ.

Еще в 1999 г. правительство ФРГ приняло программу "Инновации и рабочие места в информационном обществе 21 века", которая преследовала честолюбивую цель - к 2005 г. видеть Германию лидером в области компьютерных образовательных программ. Уже сейчас немецкие университеты и высшие технические школы предлагают 1500 семинаров и лекций в режиме online. На создание обучающих программ, в том числе для средней школы, только в 2000 г. затрачено 100 млн. немецких марок.

Европейский Союз спонсирует большой проект "Cuber". Он стартовал в апреле 2000 года и был рассчитан на 30 месяцев. Базовым центром стал Университет дистантного обучения г. Хаген (Германия), существующий уже 25 лет. Задача проста: составить возможный "образовательный пакет" из курсов, предлагаемых интернет-университетами 9 европейских стран; достичь взаимного признания оценок за курсы, "прослушанные" студентом в разных университетах; создать возможную систему унифицированного представления курсов разных университетов; создать проект единого и признаваемого всеми заключительного квалификационного экзамена (и диплома, соответственно); разработать рекомендации по приему интернет-экзаменов; подготовить основы для создания возможных виртуальных европейских университетов.

С каждым годом доля студентов, имеющих домашний выход в Интернет, увеличивается: например, в Германии в 2000 г. около 55% студентов имели доступ в Интернет, в 2003 г. – уже 80%, в 2004 г. – примерно 90 %. В настоящее время расширились предложения электронного обучения. Больше всего в этом направлении используются материалы и сведения, сопровождающие занятия (конспекты лекций, изложенные в электронном виде, задачники с примерами решений, списки соответствующей литературы, которые могут размещаться и в Интернете), реже – интерактивные учебные предложения (оnline-курсы, Web-Based Trainings, Computer-Based Trainings) и совсем незначительно – виртуальные семинары (чаты, телеконференции, WWW-дискуссионные форумы), телелекции (такие лекции распространяются «вживую», их можно смотреть благодаря Интернету и в отдаленных районах), виртуальные практики (с их помощью возможна постановка реальных экспериментов через Интернет, например, управление роботом) и виртуальные лаборатории (в них могут проводиться виртуальные эксперименты с помощью различных аппаратов). Материалы и сведения, применяемые при обучении и размещённые в Интернете, достигают очень высокой степени распространения, в то время как интерактивные учебные предложения, а также виртуальные семинары известны все ещё сравнительно небольшому количеству студентов.

По данным исследования, проводимого Hochschul-Informations-System в 2003 г. в Германии, более 80% студентов знают е-learning предложения в релевантной для них форме. 87% студентов медицинских учебных заведений знают о материалах и учебной информации, размещённых в Интернете. По данным того же исследования, 33% студентов знают об интерактивных учебных программах, 10% – о виртуальных семинарах. Отчетливое повышение показателя доли студентов, знающих о е-learning, можно приписывать как к увеличению предложений электронного обучения, так и

к лучшей осведомленности студентов.

По данным того же исследования, между отдельными дисциплинами имеются значительные различия по использованию учебных форм, опирающихся на Интернет. Например, 90% студентов медицинских учебных заведений Германии используют е-learning, в то время как у студентов художественных и искусствоведческих учебных предметов эта цифра составляет всего 60%. Студенты-медики чаще других пользуются интерактивными учебными программами (47%), телелекциями (11%, причём чаще студенты первых курсов), а также виртуальными семинарами и лабораториями (18%), так как для них большую роль при обучении играют опыты, эксперименты. Таким образом, медицина принадлежит к областям деятельности, которые наиболее интенсивно используют е-learning.

По поводу необходимости внедрения e-learning в вузы: утвердительно ответили 62% студентов, отрицательно – 9%, «скорее да, чем нет» – 6%, «скорее нет, чем да» – 3%, 20% студентов не смогли определиться с ответом. (рис. 1)

Рисунок 1. Мнение студентов о необходимости внедрения электронного образования.

Свои ответы студенты аргументировали следующим образом (их условно можно разделить на 3 группы – первые две выражают положительное мнение, последняя – отрицательное). Для студентов заочных отделений e-learning должно быть, ведь можно пообщаться с преподавателем, выслать контрольную работу, не приезжая за сотни километров специально для этого, таким образом, использование e-learning повлечёт за собой уменьшение финансовых затрат. Для студентов очных отделений повышаются доступность, оперативность, мобильность и удобство, экономия времени, возможность «скачивания» видеолекций, презентаций лекционного материала, методических пособий, возможность повторения материала дома и быстрый его поиск, предоставляется студентам возможность больше заниматься самостоятельно, просмотра рейтинга и баллов по конкретным темам, возможна смешанная форма обучения (blended learning),отмечено также, что на доклинических дисциплинах возможно использование e-learning, а на клинических скорее всего нет. Необходимо реальное общение с преподавателем, а не виртуальное, не все имеют возможность заниматься вне учебного класса, не у всех хорошие навыки работы на компьютере.

Почти все студенты медицинских вузов в Германии пользуются электронной почтой (84%) и Интернетом (92%). В нашем исследовании 2009 г. использующих электронную почту 80% и Интернет 99% студентов причём каждодневно пользуются Интернетом в среднем 43% студентов. Имеется тенденция увеличения данного показателя к старшим курсам: 1-й курс – 35%, 3-й курс – 51%, 5-йкурс – 74% студентов. 82% студентов Германии во время своей учебы применяют текстовые редакторы, например Microsoft Word, 47% – программы-презентации, например PowerPoint, 46% – электронные таблицы, например Excel, 37% – программы, используемые для создания иллюстраци, 23% – графические программы, например Corel Draw (в нашем исследовании 15%),18% – мультимедийные программы, необходимые для воспроизведения фото, видео, музыки, 17% – владеют умением оформлять Web-страницы, 14% знают языки программирования, например Java, C++, Visual Basic,13% – банки данных, например Access, Fox Pro и 8% –статистические программы, например SPSS, Statistica. Однаков зависимости от профессиональной направленности студентов существуют различия в применении других компьютерных программ, так как во время учёбы возникает необходимость использования специфического программного обеспечения.

Особенно важно для студентов содержательное качество (контент) e-learning (43%): предоставляемые материалы должны быть актуальны, понятны, подробны, полны, безошибочны, иметь ясную, наглядную структуру, резюмирующий характер. При этом необходим не зависимый от места и времени доступ в Интернет (34%). Обучающиеся (18%) обращают внимание также на удобство обслуживания, дизайн, интерактивность, мультимедийность. Студенты отмечают, что существуют определённые трудности при использовании е-learning: технические проблемы – загрузка, хранение, затруднённый доступ (20%); проблемы, связанные с предоставлением учебного материала – слишком позднее предоставление, ввод пароля (11%). Студенты узнают о предложениях e-learning от преподавателей (84%), от сокурсников (60%), благодаря информационным службам собственного учебного заведения (55%), через интернет-поиск (32%). По мнению студентов, к наиболее интенсивному использованию e-learning привели бы указания преподавателей и других представителей учебных заведений на соответствующие предложения.

Вывод

Е-learning является наиболее перспективной формой обучения при формировании специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда. В учебные заведения необходимо как можно активнее внедрять e-learning, так как при этом учебный процесс протекает более интенсивно, повышаются его наглядность, результативность, происходит рост активности студентов, их самореализации. Сравнительный анализ мнений студентов показал, что немецкие медицинские вузы отстают от европейских в предоставлении современных образовательных услуг, но это отставание не является, на наш взгляд, критичным. Менее внедрены в учебный процесс e-learning предложения, требующие больших финансовых издержек: видеоконференции, телелекции, виртуальные лаборатории; хотя студенты, также, как и европейские, и с психологической точки зрения, и с технической готовы к использованию e-learning. Однако же следует отметить, что для успешного внедрения e-learning необходима как финансовая поддержка инициатив со стороны правительства, так и интеграция усилий педагогов, администрации вузов, технических сотрудников для создания качественного учебного контента.

5.ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ КАРЬЕРЫ

Вакансия Требования работодателя Уровень ЗП, у.е. Список компетенций для удовлетворения требованиям
Тестировщик ПО · Базовые знания методологий и процесса разработки ПО · Понимание процесса тестирования, роли тестировщика в процессе разработки ПО · Знание технического английского языка · Внимательность, критический склад ума, аналитические способности, обучаемость · Коммуникативные способности, умение работать в команде. 200-3500 Базовые знания методологий и процесса разработки ПО, английский на уровне – Intermediate, опыт работы с СУБД, написание SQL-запросов, навыки программирования на базовом уровне.
Бизнес-аналитик · знание процесса сбора и документирования требований · базовое понимание банковского или финансового бизнеса (учета операций) · технические знания: UML, SQL/базовое понимание реляционных баз данных, базовое понимание архитектуры многозвенных web приложений · аналитические способности и быстрая обучаемость · высокий уровень ответственности и самоорганизованности · Знание процесса сбора, анализа, документирования и проверки требований под конкретный продукт, · знание процесса визуализации и моделирования · владение английским языком выше среднего 520-3300 Способность к принятию ответственных решений, самостоятельное разрешение возникающих проблем, техническая грамотность, способность четко формулировать задачи и умение работать в команде
Менеджер по продажам ПО · навыки ведения переговоров; · опыт продаж от 1 года; · Приветствуется опыт работы в IT сфере; · Активность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, находчивость, инициативность, ответственность 400-2500 Высшее образование, навыки разработки ПО, Способность к принятию ответственных решений, самостоятельное разрешение возникающих проблем,
Управляющий проектами · Опыт управления масштабными проектами; · Опыт выстраивания процессов (от ТЗ до сдачи проекта в эксплуатацию); · Знание MS Project на высоком уровне; · Опыт работы с 3D и 2D художниками; · Опыт принятия стратегических самостоятельных решений, определяющих качество продукта и ключевые технические решения; · Опыт управления проектами 20+ человек, длительностью больше 6 месяцев; · Опыт оценки графических/художественных задач; · Хороший опыт выполнения проектов по модели Fix Price. · Знание и опыт применения современных методологий – Lean, Kanban, SCRUM; · Владение JIRA, Confluence или подобными системами; · Наличие опыта игры в WoT, другие компьютерные игры; · Знание английского языка на уровне не ниже Upper-Intermediate. · 400-5000 Высшее образование, навыки разработки ПО, администрирования Windows- и *nix-систем, опыт разработки технической документации, знать современные методики организации IT-деятельности, сетевые технологии и протоколы, методы защиты информации
Руководитель управления информационных технологий · отличные знания современных аппаратных и программных решений: сервера и СХД, системы виртуализации; · опыт создания, запуска и продвижения новых продуктов или услуг; · лидерские качества, умение организовать работу персонала (коллективы от 10 человек), опыт работы ИТ-директором от 3х лет; · умение четко формулировать задачи и добиваться их исполнения в срок; · опыт внедрения бизнес-процессов; · представление о мировом рынке облачных сервисов, хостинга, виртуализации и пр.; · знание международных практик в области управления ИТ-услугами (ITIL, Cobit, ISO 20001 и другие); · знание английского языка. 1000-6000 Высшее образование, Хорошее знание сферы деятельности и ее рынка; умение составлять документацию (техническую и проектную), отличные коммуникативные навыки, разговорный и письменный английский язык

Вывод

После окончания университета, я бы хотел попробовать свои силы тестировщиком программного обеспечения и построить дальнейшую карьеру именно в этом направлении. В будущем запланирован карьерный рост по данному направлению и самосовершенствование как в духовном, так и программном плане. Эта профессия, на мой взгляд, очень актуальная и привлекательная потому, что в компетенцию данных специалистов входит как разработка, так и осуществление различных типов тестирования программного обеспечения. Тестировщики отслеживают, регистрируют и анализируют дефекты, обнаруженные в ПО, взаимодействуют с программистами и аналитиками для эффективного устранения возникших неполадок. Но для того что бы воплотить это все в реальность нужно очень много работать и учится, а также уверенно владеть компьютером. Я должен знать основы администрирования Windows- или *nix-систем, теорию тестирования ПО, а также английский язык на уровне, достаточном для чтения технической документации методики организации IT-деятельности, сетевые технологии и протоколы, методы защиты информации, навыки документирования процесса тестирования и регистрации обнаруженных дефектов. А также коммуникативные способности, умение работать в команде. Ну и в дополнение к сказанному неплохо бы и иметь хорошую базу знаний и начальный опыт работы, для данного направления, которые мы получаем в высшем учебном заведении, на что очень часто обращают внимание работодатели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: