Теория по вопросу «Электронное образование»

Отличительной чертой нашего времени является огромный объем накопленной информации, а также постоянно растущие темпы производства и накопления новых знаний. По оценкам специалистов, общий объем знаний, накопленный человечеством, удваивается каждые пять лет. Соответственно происходят изменения и в образовательных технологиях, традиционные методы все меньше и меньше соответствуют новым требованиям.

Таким образом, одной из новых эффективных технологий является электронное образование или в оригинальной транскрипции - E-learning. Специалисты ЮНЕСКО определяют термин e-Learning следующим образом: «обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Европейская комиссия определяет e-Learning как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы».

К e-learning предоставляет такие возможности, как:

§ самостоятельную работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мобильного телефона;

§ получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

§ создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

§ своевременную круглосуточная доставка электронных учебных материалов;

§ стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

§ формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений Группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;

§ освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

§ возможность развивать учебные веб-ресурсы;

§ возможность в любое время и месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

§ доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

Среда e-Learning предоставляет сегодня большой диапозон технологий и средств, которые могут быть использованы для проведения дистанционного электронного обучения. К наиболее значимым технологиям и средствам e-Learning можно отнести следующие:

· системы дистанционного обучения;

· курсы дистанционного обучения;

· подкасты;

· электронная почта;

· MP3 плееры;

· CD-ROM;

· Web-сайты;

· инструменты Web 2.0;

· системы коллективной работы;

· блоги;

· вики;

· чаты;

Плюсы E‐learning. Начнём с приятного - с преимуществ смешанного обучения, а точнее информационных технологий в обучении:

- Преподаватель доступен практически постоянно – есть возможность написать преподавателю по электронной почте и получить ответ в короткий промежуток времени.

- Обучение возможно в независимости от времени и места – можно работать дома,

на работе или в Интернет-кафе, а также можно просто скачать необходимые материалы и работать в режиме офф-лайн. Кроме этого, все учебные материалы находятся в одном месте – что даёт возможность более эффективно работать.

- Индивидуальный контроль за обучением – у преподавателя есть возможность наблюдать за прогрессом, временем выполнения заданий и ритмом работы отдельных студентов. Это даёт возможность выстраивать определённый график обучения для студентов, и консультировать каждого студента в отдельности.

- Контент многократного использования. Этот плюс больше относится к университету, так есть возможность не писать каждый раз заново повторяющиеся в нескольких дисциплинах темы, а использовать уже написанные ранее. Это сокращает время и затраты на разработку новых курсов.

- Снижение временных и финансовых затрат на обучение. Это преимущество относится и к университету, и к студентам. У университета снижаются затраты на производство учебных курсов и время на разработку, но это происходит постепенно. У студентов же снижаются затраты по времени – нет затрат на дорогу.

- Разнообразие дидактических подходов. Все люди учатся по-разному – некоторые лучше воспринимают на слух, некоторые предпочитают чтение и прочее. При смешанном обучении есть возможность предоставить всем возможность учиться, так как наиболее удобно

История возникновения рынка электронного обучения началась в начале 20 века с разработкой аналогового компьютера для создания симуляции полетов на самолетах США. Создание персональных компьютеров оказало огромное влияние на виток развития программного обеспечения, и к середине 80-х годов доступность персональных компьютеров в мире достигла такой точки, когда начали создаваться компании, специализирующиеся на образовательном программном обеспечении. В мире, начиная с середины 90-х годов, количество разработанных программ в этой сфере насчитывает тысячи.

Потребителей электронного обучения можно разделить на три сектора: корпоративный, образовательный сектор и потребителей индивидуального обучения. В корпоративном секторе заинтересованными компаниями являются те, которым необходимо проводить регулярное обучение сотрудников, особенно если компания имеет филиалы.

Образовательный сектор в свою очередь можно разделить на государственный, к которому относятся государственные учебные заведения, и частный, к которому относятся компании, предоставляющие образовательные услуги.

Индивидуальные пользователи e-learning используют все возможности, которые предоставляет интернет, а также бесплатные сайты по обучению. Это сайты, предоставляющие лекции, видеоматериалы, вебинары и тесты практически во всех областях, доступных для изучения через интернет.

Рынок услуг для электронного обучения можно разделить на 2 сегмента:

· Компании-разработчики программного обеспечения;

· Компании-разработчики электронных курсов и учебного контента.

. Первый сегмент составляет основную часть рынка услуг электронного обучения. На нем представлены компании-разработчики программного обеспечения, которых также условно делятся на следующие сегменты:

· Разработка LMS (Learning management system - система управления обучением) и LCMS (Learning Content Management Systems - система управления учебным контентом).

· Инструменты для организации и проведения вебинаров или виртуальных классов;

· Создание средств для разработки электронных курсов и учебного контента (системы разработки курсов).

e-Learning (или электронное обучение) – это технология получения знаний посредствам использования ИТ.

Предпочтения к применению технологии e-Learning в предметах.

Дисциплина Без технологии Применение ограничено Широкое применение
Техника 4,8% 24,4% 67,8%
Биология 4,8% 35,3% 56,3%
Бизнес 1,3% 28,2% 64,3%
Физика 5,7% 40,9% 51,8%
Социология 7,9% 44,4% 44,2%
Гуманитарные науки 3,5% 47,9% 42,9%
Искусство 9,0 % 46,9% 39,3%

Понятие e-learning состоит из довольно большого количества составляющих, при этом электронное обучение может работать при использовании как одного, так и нескольких или всех элементов.

Одной из главных частей e-learning считается LMS (Learning Management System) или система дистанционного обучения (СДО). Эта система представляет собой платформу, в которой организуется и происходит весь процесс обучения. СДО состоит из множества инструментов, предназначенных для той или иной работы в сети: форумы, чаты, система тестирования, система обмена файлами, электронная ведомость, виртуальные классные комнаты, блоги, виртуальные лаборатории и т.д.

Студенты, преподаватели и сотрудники деканатов тоже являются элементами e-Learning, только называются они несколько по-другому:

• студенты в электронной среде становятся слушателями,

• преподаватели – тьюторами,

• сотрудники деканатов – организаторами.

Появление смартфонов, карманных ПК и коммуникаторов положило начало развитию нового направления электронного обучения, m-Learning (mobile learning). MLearning подразумевает обучение при помощи мобильных средств связи. Загрузив к себе на телефон курс или подключившись к Интернет через GPRS, люди могут читать материалы, общаться с преподавателями и проходить тестирования.

Почему университеты внедряют e-Learning в образование?

В целом, не только новые возможности Интернет технологий привлекают университеты. Существует определённое давление со стороны общества и окружающей стороны университетов, которое стимулирует внедрение новых технологий в образование. Было проведено исследование, которое показало, что существует 6 групп факторов, стимулирующих университеты внедрять новые технологии:

1.Давление со стороны внешней среды университета (новые рынки образовательных услуг, появление бизнес образования, появление студентов, обучающихся неполный день).

2.Технологические разработки (быстро развивающиеся технологии, зависимость от информационных технологий).

3.Внутренние условия университетов (новая организационная структура, постоянное участие в совместных проектах, цель на лидерство).

4.Образовательные разработки (новые концепции обучения, новые модели преподавания, фокус на студента).

5.Снижение расходов (снижение расходов, эффективность затрат, прибыль)

6.Вспомогательные возможности (техническая поддержка, административная поддержка, доступность технологий, доступность возможностей).

Анализируя эти факторы, можно сделать вывод, что университеты сейчас находятся в стадии постоянного изменения, когда меняется не только внутренняя часть университета, но внешняя – потребности потребителей (студентов и работодателей), необходимость постоянного совершенствования для успешной работы на образовательном рынке.

Вывод: на мой взгляд дистанционное образование через Интернет (e-learning) даёт как студентам, так и университетам большое количество преимуществ. Студенты могут учиться независимо от места и времени, дома или на работе, не тратить время на дорогу. Интернет позволяет проводить оценку успеваемости без приезда в университет, а также возможность пользоваться максимально возможным количеством учебных материалов. Университеты же могут работать со студентами, которые находятся в различных точках страны (мира).

Интернет технологии в образовании также дают возможность набирать большее количество студентов и предоставлять им те же возможности, что и студентам очной формы обучения. При использовании Интернет технологий существует значительно меньше ограничений по количеству студентов, которых может обучать один преподаватель. Новые технологии позволяют имитировать реальную аудиторию, реальное присутствие преподавателя и одноклассников. Возможности Интернет технологий позволяют интегрировать в интерактивный курс большое количество вспомогательных элементов, которые помогают усваивать новый материал быстрее и формировать более качественные знания. Такими элементами могут быть видео и аудио ролики, анимации, иллюстрированные графики и схемы, интерактивные обучающие игры, ссылки на ресурсы Интернет, симуляции, а также обеспечить возможность общения, групповой работы и обмена информацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: