В преодолении стресса

Одна и та же ситуация может иметь разное значение для людей и оказывать разное воздействие на них. Поэтому в современных копинг-исследо-ваниях важно, с одной стороны, изучать копинг через специфику содержания ситуации, а, с другой стороны, через изучение личности и ее особенностей, которые выступают опосредующим звеном между ситуацией и поведением.

Под личностными детерминантами могут пониматься социальные достижения, статус человека, уровень материального дохода, образование, половозрастные особенности и др. (А. А. Бодалев, К. Муздыбаев, Ю. В. Постылякова и др.). Но более важными и устойчивыми детерминантами, которые личность конструирует и формирует сама, являются личностные особенности, такие, как Я-концепция, локус контроля, эмпатия, субъективное восприятие социальной поддержки, особенности личностных черт (Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, В. А. Бодров, В. И. Голованевская, Л. И. Дементий, К. Муздыбаев, С. А. Хазова и др.), которые и относятся к личностным копинг-ресурсам.

Личностная детерминация копинг-поведения лежит в основе личностного подхода к проблеме преодоления человеком трудных жизненных ситуаций (Л. И. Анцыферова, В. В. Знаков, С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Сергиенко, С. А. Хазова и др.).

Л. И. Анцыферова отметила, что существует, по крайней мере, два типа личности, отличающихся друг от друга специфическим отношением к миру, убеждениями, самооценкой, когнитивными стилями, мотивацией к достижениям и избегания неудач. «Исследования показывают, что люди, предпочитающие конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Люди же, уходящие от трудных ситуаций, прибегающие к механизмам психологической защиты, склонные к «идущему вниз социальному сравнению», воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом» [4, 12].

В. А. Бодров всвоих исследованиях отмечает, что именно совокупность свойств и качеств индивида обуславливают реакции человека на стрессовую ситуацию, ее восприятие и оценку как трудной, угрожающей, а также влияют на выбор стратегий и стилей преодоления стресса [6, 235].

Известно, что в зависимости от отношения субъекта к какой-либо ситуации и оценки уровня ее угрозы и трудности для себя, один и тот же стрессогенный фактор может вызывать, а может и не вызывать развития стрессовой реакции. Не сама по себе стрессовая ситуация как таковая является причиной последующей реакции личности, а отношение к ней и оценка этой ситуации трудной и угрожающей именно для себя. С другой стороны даже объективно трудная ситуация, если она не является таковой для данной личности, не является стрессором.

Т. Л. Крюкова особое внимание среди множества факторов, влияющих на выбор человеком способов совладающего поведения, уделяет диспозиционному фактору как системе индивидуально-психологических особенностей, личностных стилевых качеств, взаимодействующих со стилями совладания. Ученый пытается ответить на вопрос, существуют ли особые личностные качества, способствующие более эффективному совладанию.

Исследования Т. Л. Крюковой показали, что для личности, прибегающей к проблемно-ориентированному стилю совладанию, характерны следующие личностные детерминанты: самоотношение, самоэффективность, уровень субъективного контроля, более всего не взаимодействующими с данным стилем являлись личностная тревожность, уровень одиночества и депрессивности.

Приоритет в выборе эмоционально-ориентированного стиля совладающего поведения имеют уровень депрессивности и одиночество, уровень субъективного одиночества, личностная тревожность, пессимизм, не взаимодействуют с данным стилем все три параметра осмысленности жизненных ориентаций (уровень субъективного контроля, процесс жизни, контроль жизни, жизненные цели), затем идет самоэффективность, низкий уровень эмпатии и др.

Выбору стратегии совладания «избегание», уход от решения способствуют, по результатам Т. Л. Крюковой, общая экстернальность, самоэффективность, эмпатия и социальный интеллект, одиночество.

Базовой личностной детерминантой для выбора субстиля совладания «отвлечение» является депрессивность, затем следуют одиночество, личностная тревожность. Эти качества влекут личность переключиться от решения неприятных проблем на другую деятельность, общение, на время забыть о трудностях [34, 264–267].

Помимо ресурсов личности крайне важны и ресурсы социальной среды, которая также определяет её поведение. К ресурсам социальной среды относятся окружение, в котором живет человек, а также его умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку. Она определяется как обмен ресурсами между людьми, приводящий человека к убеждению, что его ценят, любят, заботятся о нем в любой, даже в трудной жизненной ситуации.

Социальная поддержка является функцией социальных сетей, под которыми понимаются структуры, способные оказать человеку помощь.

Люди, которые получают эффективную социальную поддер­жку от семьи, друзей, значимых для них людей и соци­альных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, более устойчивы к раз­витию заболеваний, поэтому важную роль в преодолении трудных жизненных ситуаций играет социально-поддерживающий процесс, включающий в себя три звена:

1) способность индивида находить людей, готовых оказать ему помощь – поиск социальной поддержки;

2) наличие структур, способных оказать поддержку (члены семьи, друзья, значимые другие, члены об­щественных организаций и т.д.) – сети социаль­ной поддержки;

3) способность человека принимать помощь от окру­жающих – восприятие социальной поддержки.

Выделяют следующие типы социальной поддержки:

– эмоциональная или интимная – забота о другом, до­верие и сопереживание ему;

– инструментальная или материальная – помощь кол­лег по работе, финансовая помощь, обеспечение ре­сурсами;

– информационная – содействие в разрешении пробле­мы путем предложения важной информации, совета;

– обратная связь или поддержка в форме оценки – оценка исполнения после разрешения проблем.

К компонентам социальной поддержки относятся:

– структура (семейный статус, число друзей, связи с родственниками, членами формальных и неформаль­ных организаций и т.д.);

– функции (эмоциональная, оценочная, информацион­ная, ресурсная);

– эффект (удовлетворенность поддержкой).

Низкое развитие копинг-ресурсов способствует формированию пассивного, дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: