Механизмы психологической защиты

В условиях стресса у человека актуализируются два типа адаптационных механизмов: психологическая защита – компенсация стресса и копинг – совладание со стрессом.

Проблема психологической защиты была и остается одной из самых интересных и актуальных в психологии. Многие авторы говорят о том, что разработка проблемы психологической защиты связана с решением вопросов социально-психологической адаптации личности и представляет значительный интерес для психологов-практиков и социальных педагогов. Выявление особенностей становления индивидуальных форм психологической защиты позволит прогнозировать возможные проблемы, связанные с социальной адаптацией и психологическим здоровьем ребенка.

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций защита использует специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, катарсис, отчуждение.

Первоначально разработка понятия психологической защиты было осуществлено в психоанализе. Впервые термин «защита» появился в 1894 году в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов.

А. Фрейд систематизировала и доработала классическую психоаналитическую концепцию психологической защиты, классифицировала защитные механизмы и предложила этапы их формирования. Классической работой в этой области является ее монография «Психология «Я» и защитные механизмы». Она была впервые опубликована в 1936 г. А. Фрейд указывала, что каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с конкретной фазой детского развития.

И взрослые, и дети в трудных для себя жизненных ситуациях используют различные формы защиты от опасности. На основе знаний и личного опыта они, как умеют, стараются справиться с внутренним напряжением и улучшить свое душевное состояние, используя для этого музыку, помощь друзей и окружающих, нарушение норм и правил, принятых в социуме.

Проявление таких защитных стратегий можно легко заметить в поведении детей: «получил двойку – дерусь и бегаю на перемене», «учительница отругала – думаю, что сама виновата», «скучно – как запою!». При этом нередко детское защитное поведение: и типичные для них автоматически используемые защитные реакции, и осознанно применяемые стратегии совладания – трактуются взрослыми как отклоняющееся поведение ребенка [41].

В настоящее время большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. В этих процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Защитные механизмы, включаются автоматически в трудной ситуации, выступая в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации. В результате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо изменяется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохранить гармоничность и уравновешенность структуры своей личности. Такое защитное внутреннее изменение рассматривается как особая форма приспособления индивида к среде. Принципиально важно, что все эти процессы – неосознаваемые. Срабатывая автоматически, психологическая защита снижает напряженность, улучшает самочувствие и тем самым приспосабливает человека к ситуации [41, 18–19].

В настоящее время единой классификации механизмов психологической защиты не существует. З. Фрейд в психоанализе описал девять способов защиты (регрессия, вытеснение, проекция, уничтожение, формирование реакции, интроекция, изоляция, борьба Я с самим собой и обращение). А. Фрейд добавила десятый – сублимацию, или смещение инстинктивных целей.

Современными учеными признано, что существует восемь основных механизмов защиты, регулирующих восемь базисных эмоций: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация. К типичным детским защитным реакциям (внешне наблюдаемым, регистрируемым бессознательным поведенческим паттернам) относят: отказ (пассивный протест), оппозицию (активный протест), имитацию, компенсацию и эмансипацию. И. М. Никольская, Р. М. Грановская к числу механизмов защиты, используемых детьми относят отрицание, подавление, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, сновидение, сублимацию [18; 41]. Рассмотрим их действие более подробно.

1. Отрицание (избегание)«Не замечай этого» – это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениями о себе. Отрицание проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, в уклонении от нее. При этом переориентируется внимание, и человек не замечает психотравмирующего смысла ситуации. Наиболее примитивные формы отрицания: не-видение, не-слышание – могут реализовываться либо через отвлечение внимания, либо через механизм отрицательных галлюцинаций (такого нарушения зрительного восприятия, когда человек не видит некоторых предметов, находящихся в поле зрения, при нормальном восприятии других) [18, 185]. В отличие от других защитных механизмов отрицание осуществляет отбор сведений для восприятия, а не изменение их из неприемлемых в приемлемые. Кроме того, отрицанию может быть свойственен опережающий характер действия, выражающийся в стремлении человека избегать трудных ситуаций.

2. При подавлении«Не вспоминай об этом до времени» – человек избегает вызывающих эмоциональное напряжение мыслей, стараясь не думать о них. Поскольку трудно вообще не думать, подавление обычно предполагает размышление о других, не связанных с напряжением, вещах, замещающее связанные с напряжением мысли. Некоторые авторы называют это избегающим мышлением или отвлечением внимания. Подавление отличается от вытеснения тем, что при нем вызывающая напряжение мысль в принципе доступна, но игнорируется и блокируется другой мыслью, тогда как при вытеснении она полностью недоступна. Важно заметить, что, в отличие от других защитных механизмов, в некоторых случаях человек сознательно прибегает к подавлению. При неоднократном использовании этой защиты реакция избегания может стать привычной и использоваться вне рамок сознания. Есть много подтверждений тому, что люди действительно используют подавление и что оно оказывается эффективным в снижении уровня напряжения.

3. Вытеснение – «Забудь не что ты сделал, а почему» представляет собой процесс, в результате которого неприемлемые для человека мысли переводятся из сознания в сферу бессознательного. Как правило, забывается не сама ситуация, а ее причина. Вытеснение – это избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. Вытеснение служит защитой, поскольку, если человек не знает о конфликтном и эмоционально нагруженном материале, конфликт и напряжение перестают для него существовать. Следует отметить три важные вещи, касающиеся механизма вытеснения. Во-первых, вытеснение есть мотивированное избирательное забывание. Это – потеря, имеющая целью избирательное удаление из сознания воспоминаний или связанных с ними ассоциаций, вызывающих у индивидуума чувство конфликта или напряжения. Во-вторых, вытесненный материал не теряется, а хранится в бессознательном. Если по какой-либо причине окажется затронутой связанная с этим материалом отрицательная эмоция, то вытесненный ранее материал может вернуться в сознание, причем его не нужно заучивать заново. В-третьих, З. Фрейд постулировал два типа вытеснения. Первый тип – первичное вытеснение, обеспечивающее «отказ в доступе в сознание» угрожающего материала. При этом типе вытеснения человек как будто и вовсе не воспринимал этот материал. З. Фрейд называл второй тип вытеснения собственно вытеснением, или вторичным выталкиванием. Будучи уже в сознании, материал вытесняется, и человек перестает что-либо знать о нем. Отмечается, что вытеснение требует постоянного расхода энергии и эти затраты вызывают торможение других видов жизненной активности. При этом при попытках влечения вернуться в сознание, человек испытывает тревогу, беспокойство, страх.

4. Рационализация – «Найди этому оправдание» – представляет собой защитный механизм, направленный на блокирование осознания социально неодобряемых мотивов поведения, при этом человек объясняет свое поведение придуманными, но морально приемлемыми мотивами. Иначе этот механизм называется «защитная аргументация» или «защитная мотивировка». Рационализация может быть актуальной, то есть направленной на освобождение от фрустрации, которую человек переживает в настоящий момент. Кроме того, рационализация может быть предвосхищающей, то есть она может возникать в ситуациях планирования таких действий, которые невозможны без нарушения моральных норм. Таким образом, рационализация направлена на создание оправдательного отношения к своему поведению, на создание гармонии между желаемым и реальным, тем самым, предотвратив потерю самоуважения. Главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением, тем самым, предотвратив потерю самоуважения. Рационализация может осуществляться разными способами, например, с помощью самодискретидации, «дискредитация жертвы», «преувеличения роли обстоятельств» или «утверждения вреда во благо» [18, 213–214].

Выгодырационализации. Мир предстает стройным, логически обоснованным, предсказуемым, прогнозируемым. Рационализация придает уверенность, снимает тревогу, напряжение. Рационализация позволяет сохра­нить самоуважение, «выйти сухим из воды», «сохранить лицо» в ситуациях, которые несут в себе нелицеприят­ную информацию. Она меняет отношение к предмету, позволяя ничего не менять в самом себе.

Минусырационализации.Вышеперечисленныевыгоды достаточно сомни­тельны. Используя рационализацию, человек не решает про­блему, из-за которой защита и возникла. Происходит «ото­двигание» конструктивного решения проблемы во времени или в пространстве. Мышление становится шаблон­ным, ригидным, используются одни и те же схемы объяснения, быстро, без задержки навешиваются ярлы­ки, человек все знает, все может объяснить и предвидеть.

5. Проекция – «Припиши недостатки другому» – вид защиты, который связан с бессоз­нательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладыва­ния ответственности за то, что происходит внутри «Я» – на окружающий мир. С этой целью границы «Я» расши­ряются настолько, чтобы человек, на которого осуществ­ляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным пред­ставлениям и состояниям наружу. Это механизм, который выполняет свою «защитную» функцию в случае, когда человек близок к осознанию у себя наличия отрицательных свойств характера, аморальной мотивации, асоциальных поступков. Подступающая к осознанию нелицеприятная информация грозит нарушить красивый автопортрет.

Субъективно проекция переживается как отношение, направленное на ребенка от кого-то другого, тогда как дело обстоит как раз наоборот. Следы проекции обнаруживаются в тот момент, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком или нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, не сознавая, что это его собственный поступок, его личное качество [41, 196–198].

6. Используя идентификацию – «Перевоплотись и стань как это» – разновидность проекции, свя­занная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств.Это возвышение себя до другого тоже осущест­вляется путем расширения границ «Я». Однако, в отли­чие от проекции, процесс направлен в другую сторону. Не от себя, а к себе. За счет этих перемещений проекция и идентификация обеспечивают взаимодействие лично­сти с окружающей социальной средой, создают незаме­нимое для процесса социализации чувство отождествле­ния.

Защитная идентификация может служить двум целям. С одной стороны, если удовлетворение какой-либо потребности представляется человеком слишком опасным, он может отождествлять себя с кем-либо, кому это удается, и таим образом, получать заместительное удовлетворение. С другой стороны, идентификация с опасным или угрожающим индивидуумом создает видимость собственной силы, снижая чувство ранимости. Последний тип защитной идентификации обычно обозначается как идентификация с агрессором. Наконец, следует отметить, что имитация, которую можно рассматривать как поверхностную версию идентификации, дает возможность использовать какого-либо успешного человека как модель для подражания и таким образом избежать множества проблем, снижая стресс.

7. Замещение«Найди для нападения замещающую мишень» – это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект – «доступный»,или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот ме­ханизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход.

При этом чувства или действия переносятся на объект, не имеющий отношения к ситуации. Так, рассердившись на родителей, ребенок может бросить игрушку или пнуть собаку. При замещении действия мальчик, не справившись с рисованием крейсера, от злости рвет рисунок. Действие также может быть заменено словом, например, дети, опасаясь вступить в драку, начинают обзываться. И наоборот, слово может быть заменено действием: так, ребенок, словарный запас которого еще мал, может укусить или стукнуть обидчика. Замещение или защитная агрессия могут сформироваться у ребенка, если его агрессия по отношению к другим детям или животным пресекается физическим наказанием.

8. Сновидение«Разряди очаг тревоги в ином мире – мире сна» – вид замещения, в котором происхо­дит переориентация, т. е. перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. Это бессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями. Тайное покаяние, угрызения совести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидении. Задача сновидения – выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Однако прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно изобразить такое выражение страха, как бегство. Поэтому замещающим характером в сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете [41, 223].

9. Сублимация – «Преврати это в нечто социально приемлемое» – это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям. Представляет собой механизм психологической защиты, осуществляющий трансформацию инстинктивных форм психики в социально приемлемые формы. При этом происходит замена сексуальной или агрессивной цели социально значимой. В качестве основных форм сублимации З. Фрейд выделял художественное творчество и интеллектуальную деятельность. А. А. Налчаджян связывает индивидуальные различия в способности успешного использования сублимации с индивидуальными различиями в природной одаренности людей в области научного, художественного и других видов творчества. Кроме того, автор выделяет два вида сублимации – первичную и вторичную. Первичная характеризуется сохранением объекта, к которому изначально стремилась личность, при этом меняется способ взаимодействия. Так, не имея возможности обладать объектом, быть рядом с ним, человек посвящает ему стихи, отображает его в рисунках. Вторичная сублимация, по мнению исследователя, является сублимацией более высокого уровня, при этом меняется не только содержание, но и объект деятельности индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: