Направленность деструктивной активности клиента

Фрустрационное напряжение может быть направлено в двух направлениях: на себя (обострение внутриличностного конфликта с «победой» Родителя), или вовне. Внешняя направленность активности также может быть различна:

· изменение реальности – давление: принуждение, требование

· компенсация – агрессия (нападение)

Рассмотрим основные моменты этих техник влияния.

Принуждение

Принуждение – стимулирование человека к выполнению определенных действий с помощью угроз или лишений

В реальности вся наша жизнь регулируется принуждениями: санкции при неволнении договоров, должностных инструкций, социальных ролей и т.п. Но перечисленные формы принуждения (обязательств) отличается от деструктивного:

Критерии Обязательства Принуждение
Содержание выбора Выбор между «Желаемым и Не желаемым», т.е. предполагаемые наши действия являются для нас позитивными (Договор об обучении: Желаемое – вы учитесь, Не желаемое – если не учитесь, вас отчисляют) Выбор между «Нежелаемым и Нежелаемым» т.е. выбор из двух зол
Добровольность выбора Выбор добровольный Кажущийся выбор, т.к. нет возможности отказаться от обоих нежелаемых вариантов
Условия реализации Наша возможность совершать желаемые действия Возможность Субъекта реализовать угрозу

Формы принуждения:

l Определение жестких сроков и способов действия («На работу все обязаны приходить только в офисных костюмах»)

l Безапелляционные запреты и ограничения («Запрещается приходить в офис в спортивной одежде»)

l Запугивание возможными последствиями (в неопределенной форме) («Те, кто придет в офис в спортивной одежде – будут иметь дело со мной!»)

l Угроза наказанием («Те, кто придет в офис в спортивной одежде – будут оштрафованы»)

Защита от принуждения:

l согласие с угрозой (дискредитация угрозы)

l ссылка на отсутствие нормативной базы для требуемых действий

l объединение «недовольных» («Всех не перевешаете!»)

Требование

Требование – просьба, выраженная в категоричной форме, что делает ее более близкой к принуждению.

Пример:

Просьба Предложение Мольба Требование
Вы не могли бы поработать в выходные? Было бы не плохо, если б Вы поработали в выходные, а я дам Вам отгул в течение недели. Мы ничего не успеваем сделать! Если Вы не выйдите в выходные – заказчики с меня шкуру сдерут! Мы не успеваем выполнить заказ. Вы обязаны выйти в выходные и закончить работу!

Возможна ли защита от просьбы?

Американский психолог К.Келли сформулировал «Права уверенного человека» среди них есть 2 права:

1. Вы имеете право сами решать, отвечаете ли, и в какой мере, за проблемы других людей

2. Вы имеете право сказать «Меня это не волнует»

Нападение

Нападение (вербальная агрессия) – вербальное воздействие с целью провокации у партнера чувства неполноценности.

Не смотря на то, что в акте нападения используются слова, и это влияние полностью осознается адресатом, направлено оно (Мишень) прежде всего на эмоциональную, а не когнитивную сферу человека. Нападение заставляет Объект страдать, вызывая состояние эмоциональной дестабилизации на более или менее длительный период времени.

Давая анализ нападению как форме влияния, мы с вами отмечали, что оно может быть как произвольным (целенаправленным), так и не произвольным (импульсивным).

Импульсивное нападение совершается не «Личностью», а «Индивидом» (организмом), вопреки осознанным намерениям. Причина импульсивной агрессии – стремление психики человека к разрядке эмоционального напряжения (гнев, обида, раздражение, месть и т.п.).

Основное отличие импульсивного нападения от целенаправленного заключается в трех аспектах:

l во-первых, импульсивная агрессия всегда «бескорыстна»;

l во-вторых, объектом импульсивного нападения чаще являются люди, не имеющие отношения к возникновению состояния напряжения («Попал под горячую руку»);

l в-третьих, при импульсивной агрессии характер воздействия всегда превосходит «меру целесообразности». Результатом этого феномена является (А) – внешняя негативная реакция на агрессора, (Б) – обострение внутриличностного конфликта (переживаемое как «чувство вины»). Следствие чего является новый виток невротизации личности агрессора.

Целенаправленное нападение корыстно по сути, совершается всегда осознанно и направленно на конкретного субъекта. Если импульсивная агрессия – это взрыв, то целенаправленная – скорее снайперский выстрел.

Целенаправленное нападение совершается в 3-х формах:

l деструктивная критика;

l деструктивная констатация;

l деструктивные советы.

Деструктивная критика. Если конструктивная критика имеет целью улучшение ситуации или деятельности критикуемого, то Деструктивная критика нацелена на демонстрацию несостоятельности критикуемого.

Наиболее распространенными формами деструктивной критики являются:

l пренебрежительное или оскорбительное суждение о личности человека. Например: « Таких глупых людей как ты я давно не встречал»

l грубое агрессивное суждение или осмеяние дел и поступков Объекта воздействия. Например: « Надо обладать незаурядными способностями как у тебя, чтобы завалить такое плевое дело!»

l грубое осуждение или осмеяние значимых людей, идей, ценностей и т.п. Например: « Твои друзья – сплошь идиоты!»

l риторические вопросы, направленные на демонстрацию недостатков. Часто в присутствии значимых окружающих. Например: « Как ты можешь так безвкусно одеваться?»

Деструктивная констатация. Эта форма нападения заключается в упоминании неких фактов, негативных для Объекта влияния. Основные виды:

l упоминание о фактах биографии, на которые человек не в состоянии повлиять (национальность, расовая принадлежность, социальное происхождение и т.п.). Например: «Этот костюм очень хорош – он удачно скрывает непропорциональность твоей фигуры»

l «дружеские» ссылки и намеки на совершенные ошибки. Например: «Замечательная была вечеринка, правда ты так напился, что вряд ли что-то помнишь»

Деструктивные советы. Эта форма агрессии направлена на дискредитацию возможности человека самостоятельно оценивать свои действия и отвечать за них, т.е. нарушение личных прав.

l непрошенные рекомендации и предложения по изменению поведения, позиций и т.п. Например: «Ты бы лучше...»

l безапелляционные указания и инструкции, не входящие с служебные отношения. Например: « Никогда больше не встречайся с ним!»

Возможна ли защита от нападения? - Да! Суть защиты – не дать агрессору добиться желаемого результата: чувства вины или встречной агрессии. Самый простой метод – игнорирование агрессии (прекращение контакта, переключение внимания). Более сложные реакции – это согласие с агрессором или юмор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: