Методика проведения учений

Поучительное проведение учений, степень достижения на них целей, качество отработки учебных вопросов зависят не только от тщательной их подготовки, но и от выбора и умелого применения наиболее целесообразных методических приемов обучения.

Поучительность учений достигается такой отработкой поставленных вопросов, которая позволяет улучшить качество планирования и организацию выполнения мероприятий ГО в различных условиях обстановки, обеспечит повышение теоретических знаний и практических навыков личного состава ГО в выполнении своих функциональных обязанностей. С этой целью должны создаваться обстановка, а также условия для работы обучаемых, которые могут в действительности сложиться в период угрозы нападения возможного противника и после применения средств массового поражения или в случае ЧС мирного времени.

Основными методическими приемами, применяемыми руководством в ходе проведения учения должны быть:

1. Изучение стиля и методов работы начальников, штабов, служб, эвакоорганов при осуществлении руководства подчиненными звеньями.

2. Наблюдение и контроль за действиями обучаемых при проведении ими мероприятий ГО.

3. Изучение разработанных документов.

4. Заслушивание докладов должностных лиц о создавшейся обстановке, принятых решениях, отданных распоряжениях и проведенных мероприятиях.

5. Смотр практических действий и оценка их.

Изучая стиль и методы работы обучаемых, руководство имеет возможность более реально определить уровень подготовки всех категорий обучаемых, оценить их организаторские способности, научить и прививать практические навыки РС и КНС, штабам и службам ГО в выполнении ими своих функциональных обязанностей.

Изучение разработанных документов - планов, расчетов, схем, приказов и других материалов осуществляется руководителем, его заместителями, штабом руководства и посредниками. В ходе этой работы особое внимание обращается на своевременность их разработки и доведение до подчиненных, соответствие содержания наличию сил и средств, возможностям объекта по выполнению предусмотренных мероприятий.

Заслушивание, как правило, проводится тогда, когда это вызывается тактической обстановкой или методически целесообразно. На учениях заслушивание может осуществляться на общих или частных вызовах, в также на рабочих местах обучаемых или по техническим средствам связи. Чаще практикуется заслушивание обучаемых (РС и КНС) на рабочих местах, где руководитель учения имеет возможность более реально оценить обстановку, действия КНС и формирований, оказать им практическую помощь и наиболее поучительно отработать учебные вопросы.

При выполнении практических работ (особенно на ТСУ и КУ) руководитель учения лично присутствует на основных, а на другие направляет своих заместителей и посредников.

Наращивание обстановки в ходе учения производится руководителем и посредниками последовательно, в соответствии с планом проведения учения. Доведение данных обстановки осуществляется путем устного объявления или вручения письменных вводных, распоряжений и донесений от разведки и других источников. При этом посредники не только сообщают данные обстановки, но и умело ее наращивают и разыгрывают до полной отработки учебного вопроса. В этом случае повышается роль посредников - они выступают не как передаточные звенья руководства, а как умелые исполнители замысла руководителя учения.

На учениях с привлечением формирований наращивание обстановки осуществляется имитацией пожаров, очагов заражений, созданием разрушений и т.д. Все это способствует созданию условий, приближенных к реальным.

При грубых ошибках или действиях, срывающих учения или нарушающих меры безопасности, руководитель учения или, с его разрешения, посредники могут временно приостанавливать действия обучаемых, указать им на ошибки, помочь их исправить, вводят обучаемых в оперативную обстановку и продолжают учение.

Для организованного проведения учений и обеспечения необходимой последовательности при отработке темы учения важное значение имеет определение этапов, их продолжительности и отрабатываемых учебных вопросов в каждом их них. Количество и содержание этапов зависит от темы, учебных целей и отведенного на учение времени.

Каждый этап должен включать такие учебные вопросы, которые охватывают определенный период действий.

Например: КШУ по теме “Работа начальника, штаба по ГО и ЧС, служб ГО объекта по организации и проведению мероприятий ГО с возникновением угрозы нападения противника и при проведении АСДНР в очаге поражения.”

Данное учение может быть проведено в три этапа:

I - “Работа НГО, штаба по ГО и ЧС, служб ГО по организации выполнения мероприятий ГО при угрозе нападения противника”

II - “Организация и проведение эвакомероприятий”

III - “Работа НГО, штаба по ГО и ЧС, служб ГО при организации и проведении АСДНР в очаге поражения”

Заключительной и важной частью любого учения и является подготовка и проведение разбора учения или тренировки.

Цель разбора - всесторонне проанализировать организацию выполнения мероприятий гражданской защиты на всех этапах учения, степень подготовки РС и КНС, других участников учения, вскрыть основные недостатки в обучении, планировании и выполнении основных мероприятий защиты, в первую очередь по предупреждению ЧС и поставить задачи по их устранению.

После общего разбора могут проводиться частные разборы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: