1. Характеристика специальных музыкальных способностей — музыкальный слух — его особенности. (См. выше)
а) Характеристика абсолютного, относительного, пассивного, активного слуха.
Слуховой контроль, слуховое представление — внутренний слух. Роль пения, вокализации в развитии внутреннего слуха.
Дать приемлемые определения мелодического, гармонического, тембрального, динамического, ладового и др. видов слухового анализа.
Роль воспитания внутреннего, активного слуха — «предслышания» — в процессе исполнения музыки.
б) Музыкальный ритм — как способ организации эмоциональной, психической энергии, организации звукового, акустического пространства во времени
Двигательно-моторная природа чувства ритма. Слуховой контроль за двигательно - моторной сферой.
Воспитание чувства доли; роль дирижирования; воспитание внутридолевой пульсации, ее контролирующая роль.
Метр — как способ организации, пульсации сильных (слабых) долей. Жанровая природа метрической организации (Танец, Песня, Марш, и т.д.) Роль метра в работе над фразировкой, движением музыки.
в) «Музыкальность» — как способность реагировать на музыкальный образ включением всех ассоциативных зон (визуальной, пространственной, интеллектуальной, двигательной, эмоциональной-лимбической и др.) Воспитание силы и яркости воображения, эмоциональной реакции, опыта. Конкретность детского воображения требует от педагога специфических конкретных, доступных ассоциаций в образных характеристиках музыки попевок, пьес.
г) Особенность пианистов - закрепление слухового и двигательно-пластического воображения. Интонационно-вспомагательные движения, пластика кисти, запястья, чувство опоры, разнообразие контакта с клавиатурой.
д) Музыкальная память. Характеристика свойств мелодической, ритмической, гармонической, тембральной, динамической, а также других видов памяти, как - логическая, аналитическая, зрительная, двигательная (моторная), композиционная и т.д., позволяющих запоминать музыкальное произведение наизусть.
2. Роль интеллектуальных и психических способностей в обучении ребенка, таких как память, наблюдательность, сосредоточенность, устойчивый интерес, внимание, воля, логическая способность, пространственная ориентация, пластичность, гибкость, эмоционально-психическая реакция, темперамент, кругозор и т.д.
3. Специальные исполнительские способности: артистичность, «пианистическая одаренность», пластичность, гибкость, пространственная ориентация и координация, коммуникативность.
4. Рабочие способности – как необходимое условие успешных занятий. Развитие усидчивости, трудолюбия, расчетливости в труде, организованности, мобильности, дисциплинированности и т.д. Широкий комплекс способностей может обеспечить успех в обучении.
5. Развитие музыкальных способностей на первоначальном этапе может осуществляться как в коллективной форме урока (групповой способ обучения), так и в индивидуальной форме;
Основная цель первоначального периода обучения - активизация слуха и всех его разновидностей.
а) Слушание музыки с последующим анализом ее характера;
б) разучивание и пение песен, мелодий, попевок, их сольфеджирование с показом движения мелодии рукой (по релятивной методике).
в) Слышание и различение ладов - воспитание ладового слуха: попевки и песенки петь с изменением лада, «кукушка», «На зеленом лугу» (в мажоре, потом в миноре);
— допевание тоники, пение с пропусками, «подхватывание» мелодии, «выкладывание мелодии» с помощью длинной нити (понятие вверх - вниз);
— подбор и транспорт разученных попевок, мелодий.
г) Игра в ансамбле с педагогом: на одном звуке, на 2-х в октаву, на 2-х в квинту, в разных регистрах (например: сб. Хереско Л., Артоболевской, Соколова «Ребенок за роялем» и т.д.);
— стимулируют интерес и помогают удерживать внимание ребенка на уроке подготовленные игры, рисунки, наглядные пособия, карточки.
д) Воспитание чувства пульса, ритма, метра: дирижирование музыкой (шаги в музыке) и запись «палочками» сначала равномерной пульсации (Марш, Полька, Галоп, Колыбельная), затем игры из сб. Баренбойма: с симметричным соотношением длительностей: — Постижение и сравнение длины-долготы фортепианного звука в разных регистрах («посчитаем пульс звука!»), затем игры из сборника Баренбойма:
«Барабан и барабанчики» h h e e e e
«Старик - папа - я» h h q q e e e e
«Бьют Часы», и т.д. Включать игру на 1клавише, играть с использованием барабанов, колокольчиков.
Исполнение аккомпанемента — Т — Д — Т — в басу в виде равномерной пульсации с педагогом, играющим соответствующие попевки, пьески.
д) Пение и игра звукорядов -змеек: дуолей, трихордов, тетрахордов, пентахордов в разных темпах, ритмических вариантах (в виде ритмо-слогов).
— Различение на слух 1-ого, 2-х звуков, 3-х звуков.
— Осознание клавиатурного положения звуков: выше-вправо, ниже-влево.
Собственное сочинение попевок (из 2-3-4 звуков) и подбор аккомпанемента к ним в виде бурдона, квинты, маркизовых басов, трезвучий и ритмических фигур - пунктира, ровной пульсации, триолей и т.д.
е) Психофизическое и психотехническое развитие аппарата. Упражнения на релаксацию и внимание, затем развивающие и стимулирующие мышцы упражнения, с целью создания базовых ключей –«микроощущений» будущих фортепианных движений.
— Постижение зависимости силы звука от веса руки, скорости ее движения и высоты замаха руки. Извлечение «разных по характеру» звуков: «мягких», «нежных», «гордых», «сильных», «разъяренных», «певучих», «острых» и т.д. Организация звукоизвлечения, нон легато.
ж) Знакомство с жанрами, с различными тембрами (регистрами) фортепиано, с различными музыкальными образами и, соответственно, с различными способами звукоизвлечения (штрихами).
з) Постепенное постижение музыкальной грамоты и освоение понятий:
нотоносец для правой руки,
нотоносец для левой руки,
ключи — скрипичный, басовый,
ноты — на линейках, между линейками,
нота «до» — пограничник в 11-тилинейной системе и т.д.
Уметь грамотно составить диагностический тест для определения (диагностики) первичного уровня музыкального развития ученика. Цель – самостоятельное проведение приёмных испытаний, вступительных экзаменов, прослушиваний, консультаций. Предлагается примерный план-тест для составления процедуры испытаний способностей ребёнка 5-6 лет. Смотрите Приложения.[1]
Умение грамотно составлять характеристику ученика - профессиональное качество педагога.
Примерный план характеристики
1. Фамилия, имя, возраст, класс, с какого времени занимается музыкой.
2. Задатки и способности: музыкальный слух, ритм, память, эмоциональность, музыкальность, физические данные.
3. Состояние аппарата и техники: анализ посадки, плечевого пояса, положение запястья, свод, растяжка, сила и дифференциация пальцев, гибкость суставов, пластичность, моторная память.
4. Сценическая выдержка, самочувствие, артистизм.
5. Психологические качества личности: темперамент, воля, внимание, реактивность, работоспособность, настойчивость, интеллектуальное развитие (кругозор), самостоятельность, сознательность и др.
6. Недостатки музыкально-технического развития и система мер для их устранения (упражнения, этюды, пьесы).
7. Предпочитаемый и пройденный ребенком репертуар.
8. Задачи и перспективы дальнейшего обучения и предполагаемый репертуар.
Музыкальный материал
1. А.Ф. Березняк «Первые шаги».
2. А.Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
3. Л. Хереско «Музыкальные картинки».
4. Л. Баренбойм «Путь к музицированию».
5. Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке».
6. Лещинская Н. «Малыш за роялем».
7. Соколова «Ребенок за роялем».
8. «Фортепианная игра» ред. А. Николаева.
9. Тургенева Э., Малюков А. «Пианист-фантазер».
10. Гнесина Е. «Фортепианная азбука».
11. Майкапар А. «Первые шаги» (ансамбли).
Литература:
— А. Шатковский «Развитие творческого музицирования с учащимися пианистами»
— Тургенева Э.Ш. «Начальный период обучения игре на фортепиано». М., 1989.
— Мальцев С.М. «Комплексная методика по творческому развитию начинающего музыканта».