Музыкальное мышление исполнителя – это слуховая сфера, интеллект, воображение, вкус, мотивация музицирования – философия исполнительства и т.д.; глубина постижениямузыкального образа исполняемого произведения и стиля композитора. 1 | | ТИП высшей нервной деятельностиисполнителя: это реакции возбуждения и торможения (темперамент), устойчивость процессов памяти, глубина эмоциональных «следов», надёжность аксонных и нейронных связей, воля, устремлённость к цели, терпение, настойчивость и др. качества. 2 |
| | | |
| Физические качества личности исполнителя 3 |
Скелетное строение рук (рост, вес, сложениетела) Сила мышц, связок, ладоней, пальцев и т.д. | Гибкость суставов и пластикаигрового аппарата: растяжка разгибателей и сгибателей, запястья, лучезапястья(ротация). | Подвижность и скорость игрового аппарата пианиста: это беглость пальцев, их дифференциация. | Выносливостьигрового аппарата пианиста («долго, громко и быстро») |
| Координация игровых движений. Создание двигательных стереотипов. 4 |
Координация крупных рациональных игровыхдвижений на основе метра, фразы, периода, общей формы, стиля и музыкального образа произведения. Подчинение движений музыкально-художественным представлениям. | I –Фундамент техники –это контакт с инстр-ом на 5 приципах; II – развитие скорости Слуха, слухового представления и воображения III – это развитие беглости и дифференциации пальцевпианиста; | Организация артикуляционных, ритмических, динамических, интонационных–правильных рациональных движений. «Динамический стереотип»для каждого вида техники и фактуры: - полифон. (2-х и 3-хголосие), 3-хслойная романтическая, танцевальные 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8, и т.д. |

Процессывосприятия ипамяти:как музыкальной так и мышечной. |

| Автоматизация двигательных процессов. Создание устойчивых исполнительских навыков на основе двигательных «динамических стереотипов». 5 |
Гибкость и управляемостьвсеми навыками автоматизации в сценических условиях | Скоростьобразования и устойчивость автоматизации всех двигательных навыков. | Влияние интеллектуального развития пианиста на развитие худож. техники: уровень развития логической зоны мозга, (правое полушарие), пространственного воображения и т.д. формообразование. | Обобщениедвигательных динамических стереотипов игровых движений по жанрам, стилям, размерам и т.д. |
| Художественная техника пианиста – это система психомоторных навыков (рефлексов), регулируемых слуховой и интеллектуальной сферой неокортекса мозга. |
Формирование психомоторного исполнительского навыка
Прежде чем формулировать особенности предлагаемого метода, хотелось бы обратить Ваше внимание на сам термин "пианистическое мышление " и, предупреждая возможные недоразумения в связи с различными его толкованиями, порассуждать вместе. Если музыкальное мышление -это способность оперировать звуковыми образами, то пианистическое мышление - это уже оперирование звуковыми образами с одновременным двигательным ощущением процесса возникновения звуков. Следовательно, поставив перед собой цель обучить ребенка управлять слуходвигательными представлениями, педагог должен:
а) развить его слуховые представления на основе понимания музыкального языка;
б) развить двигательные представления ученика, дав ему возможность легко мыслью, вызывать различные двигательные ощущения и, таким образом, управлять движениями,
в) создать гармонию между слуховыми и двигательными представлениями ученика. Вот сейчас мы и подошли к тому, что отличает данный метод от традиционных. Здесь нет указаний как ставить руку, нет большого количества упражнений, требований играть в разных тональностях одинаковые фигуры и т. д. Внимание уделяется тому, что ученик ощущает и представляет, как он мыслит.