Класс ДМШ “0” 5,5 - 6 лет (диагностический тест)

Задания Репертуар Варианты действий Оценка
I. Проверка ритмического чувства, пульса доли. а) –«Что под эту музыку можно делать? Шагать? Прыгать? Кружиться, качать куклу?» и т.д. б) ритмо-попевка со словами (2-4 тт.) петь и хлопать тональности: Д, Еs, Е, F d, es, e, f в) проверка слухо-моторного воображения, “внутреннего” слуха и слухового моторно-двигательного воображения через пластику рук. тональности: Д, Еs, Е, F d, es, e, f   Прокофьев -Марш, Шостакович - Марш, Кабалевский -Полька, Моцарт -Менуэт, Филипп -Колыбельная, сборники: Артоболевская, Лещинская, Геталова, Хереско, Соколова и др. “Сидит кот у ворот”, “Та-та, 2 кота”, “Дин-дон, загорелся кошкин дом”, “Выйди, Маша, из ворот”, “Заинька, повернись”, “Ой звоны звонят”, 2/4, те же сборники Те же попевки, которые ребенок запомнил   а) ребенок шагает под музыку, педагог может менять темпы; Варианты реакции при ходьбе - сразу “в ногу”, в долю - -------------- - через 2-4 такта попадает ------------ “рядом”, не попадая в долю, или сбиваясь - -------------------------------- б) ребенок поет и хлопает сначала с педагогом, потом один - точный повтор с 1 раза ----------- - точный повтор со 2 раза ----- - повтор с ритмической погрешностью в первых 2 звуках---- - повтор с ритмической погрешностью в 4 и более звуках---- в) ребенок мысленно пропевает “про себя” попевку и хлопает ее ритм. Варианты: - ритмически точно с 1 раза----------- - ритмически точно со 2 раза---------- - сжимается, ускоряется темп или растягивается---------------------------- - 2-3 неточности в ритме ------------   5 (+++) 4 (++) 3 (+) 4+ 4+
II. Проверка ладового слуха а) исполняется и выучивается простая песенка. Задание: допеть в песне последний звук - слог, “закончи” песенку устойчиво. (Тоника) “Серенькая кошечка”, “Белка пела и плясала”, “Вышла курочка гулять”, “Едет, едет паровоз”, “Осень наступила”, “Мишка с куклой” и т.д. - выбрать 1-2 попевки   а) - ребенок поет чисто--------------- - поет в “зоне” (0,25 - 0,5 т)---------- - поет в “зоне” (0,5 - 1 т)-------------- - поет в “зоне” терции---------------- - гудит...---------------------------------   5 - 3 +
III. Проверка мелодического слуха а) поём попевку с “пропусками”, по очереди: педагог-ученик, ученик-педагог-ученик или ученик №1+ученик №2.   Материал тот же. Это упражнение можно перенести или повторить в конце занятий для закрепления и достоверности диагностики.   а) - ребенок поет чисто, в ритме---- б)- поет ритмично в “зоне” (0,25-0,5т) --------------------------------------- в)- поет с погрешностями в ритме и интонации (0,5 -1 т)------------------- г)- ритмично, но гудит в терцию---- д) неритмично, гудит на 1 звуке---   5 - 3 +
IV. Проверка моторно-двигательного комплекса. Педагог сначала показывает все упражнения сам, качественно, со счётом вслух. е) активный пальцевый удар под считалочку на столе (слухо-моторный контроль) “4-й палец если не поднимается совсем, то не учитывать показатель - если поднимает 4-й палец на 0,5 см и выше то добавлять балл + а) «березка» б) «мельница» в) “веер” на столе, для проверки разгибателей и ротации г) « шалашики», «теремок». д) «кисточки художника» ------- “Раз -два острова! три-четыре - мы приплыли, пять-шесть - сходим здесь” и т.д. оценивается скорость “вскидывания” рук: - очень быстро, активно---------------- активно, естественно --------------- --робко, с малой амплитудой------- - вяло, безразлично-------------------- свобода и скорость вращения,свободно падающих рук, амплитуда вращения: - активно - с большой амплитудой- - активно - с маленькой амплитудой- вяло-------------------------------------- - “лениво”, равнодушно ---------- оценивается угол сгиба кисти: » 90°---------- » 45°--------- - продолжительность работы без отдыха: 10 раз----------------------- 7 - 8 --------------------- 5 – 6--------------------- 4 – 5--------------------- - оценивается упругость “фонариков» -ладонного свода, крепость пястных косточек: крепкий--------------------------------- средний-------------------------------- вялый ----------------------------------- оценивается гибкость запястья, величина, форма круга, нарисованная кистью: ----------------------------------- --------------------------------------- ---------------------------------------- оценивается высота, независимость подъема пальца, ритмичность, четкость удара пальца: - ритмичность и четкость--------- - слог-удар, низкий подъем-------- - вне ритма, низкий подъем-------   холерик сангвиник меланхолик флегматик “атлетик” “пикник» астеник” «флегматик» +++ ++ +++ ++ + + +++ ++ + +++ ++ + +++ +++ ++ +
V. Проверка ладово-гармонического слуха а) Преподаватель играет 1 звук, потом 2, --“Где поет 1 звук, а где 2 звука?” б) мажор-минор попевки со словами “это солнечный день!”-DUR “это темная ночь”— moll в) “путанки” сообщите, что вы будете путать слова, но нужно правильно угадать, где поют звуки про “день”, где про “ночь”? г) изменить в выученной песенке III ступень (мажор-минор) вопрос - изменилась ли песенка? Какая стала - грустная или веселая? сыграть 1звук, затем интервал: 1+секста 1 + кварта 1+ секунда 1, терция 1, квинта 1, октава до-ре-ми-ми-ре-до до-ре-миb-миb-ре-до; Тот же материал “Серенькая кошечка” в Dur, “Едет, едет паровоз” в moll и др.   Ребёнок не глядя на клавиатуру слушает-- сколько звуков звучат (“поют”) соло или дуэт? - слышит все варианты---------- - с ошибками в “октаве”--------- - не слышит, путает--------------- После знакомства с попевкой, играть без слов, ребенок отвечает: - во всех тональностях правильно---- узнает только в своем диапазоне---узнает только со словами--------- в) - узнаёт уверенно--------------- - узнаёт неуверенно---------------- - узнаёт только со словами-------- г) варианты ответов: - “да” - с первого раза-------------- - сомнение - со второго раза------- - нет - со второго раза-------------- - правильный ответ----------------- - “другая”------------------------------ - “не знаю”--------------------------   4 + 3 + 4 - 4 + 4 -
VI. Проверка музыкальной памяти: “Найди клавишу, которую мы будем петь - держать горлышком” (тянуть) VII.Допеть тонику в разученной песенке. Ребёнку предложить: «закончи песенку сам»; или вопрос -- -«можно ли закончить песенку так?»-(сыграть остановку на доминанте) диапазон в пределах, примерно ми1 - ля1 «Едет, едет паровоз», «Серенькая кошечка» или др. Показать, как надо нащупать нужную клавишу - нежно, мягко поглаживая ее. Оградить зону карандашами (пуговицами): - узнает, находит уверенно--------------- - находит, но нерешительно------- - “забыл”, звук не держит---------- - находит с голоса педагога------- - затрудняется---------------------- -Уверенно допевает-------------------------допевает с погрешностями 0.5 т---- - допевает неуверенно в зоне 0.5—1т. –с погрешностями 1т и более, гудит.   5 – 4 – 4+ 4-- 3.

1. Создайте шутливую, раскованную, доброжелательную атмосферу - у детей игрушки в руках,

познакомьтесь, называйте детей по именам.

2. Если ребенок хочет, чтобы рядом была мама или взрослый, сопровождающий его, то обеспечьте это.

3. При групповом способе занятий пригласите коллег - наблюдателей или концертмейстера.

4. Играйте музыку, песенку, попевку чётко, ритмично, в средних темпах, ясно артикулируйте слова песенок. Объясните трудно улавливаемые слова, и непонятные ребёнку выражения.

5. Убедитесь в том, что ребенок понял, что от него хотят, прежде чем давать упражнение на оценку.

6. Детей необходимо одобрять, подхваливать, вам «нравиться, как он поёт», «делает упражнения»

(метод «закрепления») и т.д.

7. Цель испытаний - познакомиться с уровнем развития ребёнка, диагностировать его первоначальный комплекс способностей как стартовый, для дальнейшего развития и корректировки гармоничного комплекса.

2-ой вопрос:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: