Сумма всех запасов на рейс

(1.6)


2. СОСТАВЛЕНИЕ ГРУЗОВОГО ПЛАНА СУДНА.

Для осадки судна по грузовую марку (ЛГМ) Тгр по грузовой шкале определяется водоизмещение в полном грузу Dгр, а затем рассчитывается чистая грузоподъемность судна Dч в заданном рейсе:

где: Dч чистая грузоподъемность, т;
  Dгр водоизмещение по (ЛГМ), т;
  D0 водоизмещение судна порожнем, т;
  ΣРзап сумма запасов на рейс, т.

Заданное на рейс количество груза Ргр должно быть не более чистой грузоподъемности судна в этом рейсе т. е. Ргр £ Dч.

При составлении грузового плана используется таблица судовых помещений, где указаны их объемы (брутто и нетто) и координаты центров объемов.

Составление грузового плана рекомендуется начинать с размещения запасов.

1) Распределяют запасы топлива обычно в такой последовательности: топливо размещается в расходные цистерны, затем в танки, расположенные в районе МКО, танки двойного дна и носовые диптанки. Танки заполняют полностью, чтобы исключить влияние свободной поверхности жидкости на остойчивость. Оставлять частично заполненными рекомендуется не более одного-двух танков.

При распределении пресной воды цистерны питьевой воды обычно заполняют полностью.

Расчет положения центра тяжести принятых запасов ведется в табличной форме (табл. 1). Независимо от степени заполнения цистерны считается, что центр тяжести размещенных в ней запасов совпадает с центром объема цистерны. При этом в расчете аппликаты центра тяжести судна допускается ошибка в безопасную сторону, величина ее пренебрежимо мала.

Указанные в последней строке таблицы координаты центра тяжести запасов х зап и z зап рассчитываются по формулам:

;

Размещение судовых запасов – Таблица 1.

Запасы Расположение, шп. Вместимость помещений, м3 Масса принятых запасов, т Плечи, м Моменты т·м
x z M x M z
Топливо              
Расходная цистерна №22 …..              
Итого топливо              
Смазочное масло              
Цистерна см. масла № …..              
Итого см. масла              
Пресная вода              
Расходная цистерна пресной воды № …..              
Итого пресной воды              
Провизия              
Итого запасов     Σ Р зап х зап z зап Σ М х зап Σ М z зап

2) Грузы размещаются по судовым помещениям методом последовательных приближений. Для составленного предварительного грузового плана рассчитываются посадка и остойчивость судна. Если они удовлетворительны, грузовой план принимается. Если посадка или остойчивость судна неудовлетворительны, производится перераспределение груза и снова проверяются посадка и остойчивость судна.

Последующие рекомендации по составлению грузового плана даны для однородного груза и не учитывают его эксплуатационных характеристик – партионности, совместимости и др.

Для предотвращения появления крена судна груз и запасы размещаются по возможности симметрично относительно диаметральной плоскости.

Размещая грузы в первом приближении, можно руководствоваться следующим. Объем груза, размещаемого в судовых помещениях, не может превышать их суммарной вместимости ΣWгр. пом:

Если Vгр<<ΣWгр. пом., при этом груз желательно размещать равномерно по длине судна, заполняя используемые помещения по возможности полностью. Массу груза с малым УПО т.е. менее 1,1 м3/т, для каждого трюма можно определить по формулам:

где: Sтр площадь i-го трюма, м2;
  qдоп максимально допустимая нагрузка на судовое перекрытие, т/м2;

Расчет груза для каждого трюма производят так, чтобы их сумма не превышала чистую грузоподъемность Dч.

Если Vгр >ΣWгр. пом. все помещения заполняются полностью, а остаток груза размещается на палубе (если допускается перевозка данного рода (вида) груза на открытой палубе).

Массу груза с большим УПО т.е. более 1,1 м3/т, для каждого трюма можно определить по формулам:

где: Wтр i Объем i-го трюма, м3;
  µ УПО загружаемого груза, м3/т;

Если Vгр и ΣWгр. пом. близки по величине, грузы рекомендуется размещать пропорционально вместимости грузовых помещений.

При частичном заполнении помещения, когда z piz vi, аппликата центра тяжести груза в i -м помещении может быть приближенно определена по формулам

(1) или (2)

где: для формулы (1)
  hдн возвышение днища трюма над основной плоскостью (ОП), м;
  Нтр высота трюма, м;
  Wтр объем трюма, м3;
  Vгр объем занятый грузом, Vгр = μ·Р, м3.
где: для формулы (2)
  zvi аппликата центра объема i-го помещения, м;
  Wi вместимость i-го помещения, м3;
  Vгр i = μ · Рi объем груза, принимаемое в i-е помещение, м3;
  hдн. пом i возвышение дна i-го помещения над основной плоскостью.

Составленный таким образом грузовой план представляется в табличной форме (табл. 2).

Размещение грузов в первом приближении – Таблица 2.

Помещение Расположение, шп. Допустимая нагрузка на палубу, т/м2 Вместимость помещений W i, м3 Аппликата центра объема zvi, м Объем, занятый грузом, Vгр i, м3 Масса груза Рi, т Плечи, м Моменты т·м
x z M x M z
Трюм №1                    
Трюм №2                    
Трюм №3 …..                    
Итого груз         Σ V гр Σ Р гр х гр z гр Σ М х гр Σ М z гр

3) В табличной форме рассчитываются координаты центра тяжести судна после его загрузки на отход. Если из судовых документов известны водоизмещение судна порожнем и координаты его центра тяжести, в табл. 3 вместо статьи нагрузки «Судно перед загрузкой» можно ввести статьи «Судно порожнем» и «Экипаж, снабжение».

Расчет координат центра тяжести судна на отход – Таблица 3.

Статья нагрузки Масса, т Плечи, м Моменты т·м
x z M x M z
Судно порожнем D0 х g0 z g0    
Судовые запасы Σ Р зап х зап z зап    
Экипаж, снабжение Σ Р эк., снаб х эк., снаб z эк., снаб    
Груз Σ Р гр х гр z гр    
Судно после загрузки D1 х g1 z g1 Σ М х1 Σ М z1

Для водоизмещения судна D1 и плотности воды по грузовой шкале определяем среднюю осадку судна после загрузки Т/ср.

Грузовая шкала построена для плотности ρ т, для этого следует учитывать поправку к средней осадке Т/ср1., определенной по грузовой шкале, для фактической плотности ρ ф1:

, м. (1.8)

где: ρ т табличная плотность – 1,025 т/м3, для которой построена грузовая шкала;
  ρ ф1 плотность воды по заданию (на порт отхода) т/м3;
  q1 число тонн на 1 см осадки т/см.

Тср1= Ттаб + ΔТ1

Для средней осадки Tcp1 из информации об остойчивости судна для капитана определяем значения следующих величин:

где: Xc1 абсциса центра величини, м;
  X f 1 абсциса центра ваги площі ватерлінії, м;
  Zm1 аппликата центра величини, м;
  M1 момент дифферентующий судно на 1 см, т∙м/см.

Дифферент на отход судна определяем по формуле:

, м – отход (1.10)

Оптимальный дифферент зависит от типа судна и степени его загрузки. При отсутствии конкретных рекомендаций после загрузки судна удовлетворительным можно считать дифферент в пределах от 0 до –0,5 м (на корму).

4) Количество запасов на приход (к концу рейса расходуется приблизительно 90% необходимых запасов)

количество топлива на приход

(1.7)

количество смазочного масла на приход

(1.8)

количество пресной воды на приход

(1.9)

количество продовольствия на приход

(2.0)

сумма всех запасов на приход

(2.1)

Размещение судовых запасов на приход – Таблица 1.

Запасы Расположение, шп. Вместимость помещений, м3 Масса принятых запасов, т Плечи, м Моменты т·м
x z M x M z
Топливо              
Расходная цистерна № …..              
Итого топливо              
Смазочное масло              
Цистерна см. масла № …..              
Итого см. масла              
Пресная вода              
Расходная цистерна пресной воды № …..              
Итого пресной воды              
Провизия              
Итого запасов     Σ Р зап х зап z зап Σ М х зап Σ М z зап

5) В табличной форме рассчитываются координаты центра тяжести судна после его загрузки на приход.

Расчет координат центра тяжести судна на приход – Таблица 3.

Статья нагрузки Масса, т Плечи, м Моменты т·м
x z M x M z
Судно порожнем D0 х g0 z g0    
Судовые запасы Σ Р зап х зап z зап    
Экипаж, снабжение Σ Р эк., снаб х эк., снаб z эк., снаб    
Груз Σ Р гр х гр z гр    
Судно после загрузки D2 х g2 z g2 Σ М х2 Σ М z2

Для водоизмещения на приход после расходования определенного количества запасов D2 и плотности воды в порту прихода по грузовой шкале определяем среднюю осадку судна на приход Т/ср2.

Грузовая шкала построена для плотности ρ т, для этого следует учитывать поправку к средней осадке Т/ср2., определенной по грузовой шкале, для фактической плотности ρ ф2:

, м. (1.9)

где: ρ т табличная плотность – 1,025 т/м3, для которой построена грузовая шкала;
  ρ ф2 плотность воды по заданию (на порт прихода) т/м3;
  q2 число тонн на 1 см осадки т/см.

Тср2= Ттаб + ΔТ2

Для средней осадки Tcp2 из информации об остойчивости судна для капитана определяем значения следующих величин:

где: Xc2 абсциса центра величини, м;
  X f 2 абсциса центра ваги площі ватерлінії, м;
  Zm2 аппликата центра величини, м;
  M2 момент дифферентующий судно на 1 см, т∙м/см.

Дифферент на приход судна определяем по формуле:

, м – на приход. (1.11)

Если рассчитанный дифферент d1 выходит за указанные выше пределы, груз перераспределяется и рассчитывается посадка судна во втором приближении. Для удифферентовки судна часть груза ΔР переносится из помещения с абсциссой х i. в помещение с абсциссой x i +1 (если вместимость помещения i +1 это допускает):

где Δd1 – желаемое изменение дифферента.

Розрахунок посадки судна по вантажної шкалі і гідростатичних кривих представлений у таблиці 1.5.

Таблиця 1.5

Найменування величини і формули Единицы измерения Позначення Значення величини
Відхід Прихід
Водотоннажність т D    
Абсцисса ЦТ судна м хg (додаток 1)    
Щільність забортної води т/м3 ρ (завдання)    
Осадка судна м Т (додаток 2)    
Момент дифферен. на 1 см т/см М1 (додаток 2)    
Абсцисса центра величины м Хс (додаток 1)    
Абсцисса ЦТ площі ватерлінії м X f (додаток 1)    
Аппликата попер. метацентра (в м) м Zm (додаток 1)    
Діферент судна (в м) м d = (Мх – D ∙ хс)÷(М1,2 ∙ 100)    
Осадка судна носом м    
Осадка судна кормой м    

Для подальших розрахунків приймаємо значення величин, отриманих при розрахунках по вантажній шкалі і кривим елементів теоретичного креслення.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: