Визначаємо виправлений момент з урахуванням виправлення на вплив рідких вантажів з вільною поверхнею:
М1z исп = Мz + , тм
М2z исп = Мz + , тм
Відкладаючи значення виправленого моменту на діаграмі по поперечній метацентричній висоті h1 на кривій граничних моментів одержуємо момент, що допускається, Mz доп (кн м) і поперечну метацентричну висоту, що допускається, hдоп, (м).
Результати перевірки остійності по діаграмі статичних моментів, що допускаються, приведені в таблиці 1.9.
Таблиця 1.9 - Результати перевірки остійності по діаграмі статичних моментів, що допускаються
Величини і їх позначення, формули | Одиниці виміру | Значення величини | |
відхід | прихід | ||
Водотоннажність судна D | т | ||
Момент відн. основний площини Мz | кн∙м | ||
Виправлення | кн∙м | ||
Виправлений момент Мz испр = Mz + | кн∙м | ||
Допускаемий момент Mz доп | кн∙м | ||
Різниця = Mz испр – Mz доп | кн∙м | ||
Метацентрична висота без обліку впливу рідких вантажів h'1 | м | ||
Допускаема метацентрична висота hдоп | м | ||
Метацентрична висота h1 | м |
Критерий погоды в соответствии с Кодексом ИМО определяется следующим образом. Судно находится под воздействием постоянного ветра, создающего кренящий момент, которому соответствует плечо, определяемое по формуле:
|
|
Где: Pv - 504 Па – давление ветра
Av – площадь парусности, м2
Zv – плечо парусности, равное расстоянию по вертикали от центра парусности, до Ц.Т. площади проекции подводной части судна на ДП или, приближенно, до середины осадки судна, м;
D – водоизмещение судна, т.
От угла крена Θ0, вызванного постоянным ветром, под действием волн судно кренится на наветренный борт, на угол, равный амплитуде качки Θк, которая определяется по формуле:
Производим расчет плеч l w1 и l w2.
м
l w2= 1,5·0,017=0,025 м
Производим расчет амплитуды качки по кодексу ИМО
Находим угол заливания, который ограничивает площадь b.
Θ f = 57,3 – Θk= 57,3 – 22 =35,3о
Переходим к расчету площадей a и b диаграммы по правилам Симпсона, для этого:
- Рассчитываем площадь от 0о до Θ f т. е. в нашем случае до 35,3о: определяем интервал через который мы будем снимать значения плеч статической остойчивости диаграммы по формуле 35,3/4= 8,825о, наглядно это будет выглядеть так: строим таблицу для расчета площадей
Θ | lст | МН | S=2·3 |
8,825 | 0,192 | 0,768 | |
17,65 | 0,43 | 0,86 | |
26,475 | 0,60 | 2,4 | |
35,3 | 0,69 | 0,69 | |
Σ | 4,718 |
м*рад.
Рассчитываем площадь трапеции под кривой
м*рад.
Площадь b является разницей между S и Sтрапеции1
b= 0,2422 – 0,015= 0,2272 м*рад.
|
|
- Рассчитываем площадь от 0о до Θ k в отрицательной плоскости по предыдущей методике: определяем интервал, через который мы будем снимать значения плеч статической остойчивости диаграммы по формуле , наглядно это будет выглядеть так: строим таблицу для расчета площадей
Θ | lст | МН | S=2·3 |
5,25 | 0,16 | 0,64 | |
10,5 | 0,27 | 0,54 | |
15,75 | 0,39 | 1,54 | |
0,515 | 0,515 | ||
Σ | 3,235 |
м*рад.
Рассчитываем площадь трапеции над кривой
м*рад.
Площадь b является суммой между S и Sтрапеции2
b= 0,0988 + 0,0096= 0,1084 м*рад.
- Критерием погоды по кодексу ИМО является отношение площади b к площади a диаграммы: что больше 1, отсюда следует вывод, что, судно по критерию погоды согласно требованиям кодекса ИМО ОСТОЙЧИВО.