В 1998 г. добыча нефти во всем мире составила 3518,9 млн. т. Две третьи добычи сосредоточено в 10 огромнейших государствах мира, при этом половинка ее приходится на Саудовскую Аравию, США и Российскую Федерацию. Подъем спроса в 1998 г. предопределенный обвалом глобальных расценок на нефть, позволил повысить крупное производство на 1.4 %. В государствах ОПЕК, на их долю приходится 42.1 % общемировой добычи, производство выросло на 3,2 %, которое произошло за счет значимого подъема изготовления в Ираке[9]. В отсутствии Ирака, чья доля представляет 3 % общемировой добычи нефти, создание в государствах ОПЕК сократилось на 0,1 %. Нужно подметить то, что по континентам больший удельный авторитет глобальной добычи нефти приходится на державы Близкого Востока, которые составляют 31,1 % и Америки 28,7 %. На страны былого СССР, Африки и Азиатско-тихоокеанского региона приходится около 10 доли от общемировой добычи нефти.
Таблица 1 – Доля крупнейших стран в производстве нефти
Мировое производство | Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) | Страны бывшего СССР |
3518,9 млн.т (100%) | 1012,8 млн.т (28,8%) | 361,3 млн.т (10,3%) |
Ближний Восток 31,1 | США-36,3 | Россия-84,2 |
Америка-28,7 | Мексика-17,2 | Казахстан-7,2 |
АТР -10,4 | Норвегия-14,8 | Азербайджан-3,2 |
Страны бывшего СССР -10,3 | Англия-13,1 | Узбекистан-2,2 |
Таблица 2 – Доля крупнейших стран в производстве газа
|
|
Мировое производство | ОЭСР | Европейский союз | Страны бывшего СССР |
2271,8 млрд.м3(100%) | 1033 млрд.м3 (45,5%) | 202,2 млрд.м3 (8,9%) | 643,9 млрд.м3(28,3%) |
Америка 36,6 | США 52,6 | Англия 44,7 | Россия 85,6 |
Страны бывшего СССР 28,3 | Англия 8,7 | Нидерланды 31,5 | Узбекистан 7,9 |
Европа 12,1 | Нидерланды 6,2 | Италия 9,2 | Украина 2,6 |
АТР 10,8 | Канада 15,5 | Германия 8,3 | Туркменистан 1,8 |
Ближний Восток 8,0 | Остальные 12,4 | Дания 3,8 | Казахстан 1,2 |
В следующей таблице представлены данные о прогнозируемых изменениях баланса энергоносителей на 1996-2015 гг. и мировых запасах природного газ.
Таблица 3 - Прогнозируемое изменение запаса нефти и газа в 1996-2015
Вид энергоресурса | 1996 год | 2015 год | ||
Квадр. BTU* | % | Квадр. BTU | % | |
Природный газ | 21,5 | 26,1 | ||
Нефть | 39,1 | 26,9 | ||
На нынешний день Российская Федерация владеет 35% от глобальных запасов естественного газа, будто составляет около 48 трлн.м3. Главные районы залегания естественного газа в РФ:
1) Западносибирская нефтегазоносная периферия;
2) Волго-Уральская нефтегазоносная периферия;
3) Месторождения Сахалина и Далекого Востока.
В особенности по запасам естественного газа отличается Западная Сибирь. Их запасы составляют 14 трлн.м3. Особенно значимый смысл в данный момент приобретают Ямальские газоконденсатные месторождения. Базой является воплощение плана "Ямал-Европа".
|
|
Добыча естественного газа различается высочайшим сосредоточиванием и нацелена на районы с более большими и интересными по эксплуатации месторождениями. Лишь 5 месторождений - Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское - содержат половину всех индустриальных запасов Российской Федерации[10].
В 2006 году в Российской Федерации было добыто 607.3 миллиардов. м3, при этом 570.6 миллиардов. м3 было добыто РАО "Газпром". РАО "Газпром" - обладатель месторождений с едиными запасами возле 48 трлн.м3 и считается наикрупнейшей фирмой в мире как сообразно запасам, этак и сообразно добыче естественного газа. Для сопоставления - запасы огромнейших фирм решетка сообразно оценке на 1996г.
Сообразно воззрению русских экономистов, РАО "Газпром" - единственная в Российской Федерации транснациональная фирма, имеющая прочный выход на масштабный рынок[11]. В Российской Федерации из газа Газпрома" получают 40 % электричества, на предприятиях "Газпрома" занято 320 тыс. трудящихся. Разумеется, что газовый великан такового значения делает сильнейшее воздействие на структуру экономных денежных заработков нашей страны и считается массивным политическим доводом во внешнеполитических отношениях с иными государствами.
Главная проблема нефтяной отрасли - это проблема уменьшения разведанных запасов нефти и все увеличивающийся процент выработки наличествующих месторождений[12]. Данная неувязка появилась из-за недостающего финансирования геологоразведки, которая привела в данный момент к тому, что разведка новейших месторождений отчасти временно остановлена.
Потенциально, по мониторингам профессионалов, геологоразведка имеет возможность дарить Русской Федерации прирост запасов от 700 млн. до 1 миллиардов. т в год, что закрывает их расход вследствие добычи. По разведанным запасам нефти в 1992 году Российская Федерация занимала 2-ое пространство в мире вдогон за Саудовской Аравией, на местности которой сконцентрирована тридцать процентов глобальных запасов.
Специалистами было выделено несколько обстоятельств такого трудного финансового расположения отрасли[12]:
1) большие и высокодебитные месторождения используемого фонда, являющиеся ресурсной базой;
2) грубо усугубились по собственным кондициям и снова приращиваемые запасы. В последнее время фактически не было создано ни одного большого и высокопродуктивного месторождения;
3) сократилось финансирование геологоразведочных работ. Так, в Западной Сибири степень освоения прогнозных ресурсов приходится около 35 процентов, финансирование геологических работ начиная еще с 1989 года сократилось на 30 процентов;
4) не хватает высокопроизводительной техники и оснащения для добычи и бурения. Главная часть технических средств владеет износом около 50 процентов, лишь 14 процентов автомашин и оснащения подходит крупным эталонам. А с распадом СССР ухудшилось состояние с поставками нефтепромыслового оснащения из государств СНГ.
5) невысокие внутренние расценки на нефть никак не гарантируют самофинансирования нефтедобывающих компаний. В результате вышло смещение в худшую сторону материально - технического и денежного снабжения сферы;
6) недостаток действенного и экологичного оснащения с особенной остротой творит в отрасли проблему засорения находящейся вокруг среды. На принятие решения данной трудности отвлекаются значимые материальные и денежные ресурсы, которые никак не примут участие конкретно в повышении добычи нефти;
7) до сегодняшнего дня никак не явен единообразный собственник месторождений нефти и газа, с которыми следует располагать дело российским и зарубежным организациям, а еще личным лицам;
|
|
8) задолженность республик за поставленную нефть и упадок неплатежей.
Российская Федерация в прошедшем году установила рекорд по добыче нефти, выкачав из-под земли 523,2 миллиона тонн. Таковых характеристик нефтяная сфера не лицезрела с 90-х годов прошедшего века. Нужно заявить, что подъем размеров добычи "черного золота" в нашей стране - уже достаточно устоявшийся прецедент. Так, в прошедшем году Российская Федерация была наикрупнейшим изготовителем нефти в мире, обгоняя Саудовскую Аравию, наиближайшего соперника, на миллион баррелей в день. Подсобляют данному, в частности, высочайшие расценки на углеводороды, которые разрешают фирмам часть выгоды вложить в разведку и исследование новейших месторождений.
Российская Федерация, имея самые огромные запасы газа в мире, и входящая в 10-ку государств, с наикрупнейшими запасами нефти, заняла только 8 пространство в рейтинге, что во многом соединено с условно большой численностью народонаселения. Суммарно российские запасы нефти и газа разрешено оценить приблизительно в 23.5 трлн баксов. При данном на всякого жителя России приходится в среднем не этак уж и немало - 165 тыс. долларов запасов, что в 35 раз меньше, нежели у Катара, однако приблизительно в те же 35 раз больше, нежели в среднем по миру.
Рисунок 1- Запасы газа по странам в мире
Рисунок 2 – Запасы нефти по странам в мире.
Научно-технический комплекс объединяет объекты нефтегазодобычи, перевозки и переработки, а еще систему компаний, в котором главным видом работы считается конструирование, стройку и эксплуатация данных объектов[13]. Изменение на рынке привело к разрушению уже имеющейся структуры научно-технического комплекса и появлению новейшей структуры, которая основана на нефтегазовых фирмах разной формы принадлежности.
Два последних десятилетия характеризовались функциональной эксплуатацией имеющихся объектов комплекса и невысокими инвестициями в творение новейших объектов, модернизацию имеющихся, а еще в геологоразведка[13]. Наверное, это и привело к тому, что почти все месторождения на нынешний момент времени считаются неэффективными с точки зрения их эксплуатационных черт, таких как высочайшая ступень истощения и высочайшая обводненность. Объекты инфраструктуры добычи и перевозки нефти и газа настоятельно просят модернизации, а объекты переработки — реконструкции и научно-технического перевооружения.
|
|
Во взаимосвязи с этими главными направленностями энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года в области научно-технического комплекса считаются усвоение новейших областей добычи, подключая Восточную Сибирь и морские шельфы, модернизация и воссоздание новейшей автотранспортной инфраструктуры, переустройство нефтегазовых компаний. Осуществление данных намерений подразумевает воплощение значимого количества планов, трудных с технической и организационной точек зрения.
Давно образовавшаяся система планирования и управления в сфере имела концентрированный нрав и основывалась твёрдой структурой планирования и принятия решений. Вершиной иерархии считалось профильное министерство, правящее территориальными производственными соединениями и нефтегазодобывающих управлений[14]. Модифицирование структуры сферы, которые связанны с выходом в свет большого количества независящих от конкурентов нефтяных фирм привело к надобности розыска новейших способов организации и управления дел в отраслевых планах.
Новейшая конструкция нефтегазовой отрасли и предстоящее ее формирование настоятельно требуют новейших основ, на которых основывается осуществление больших планов отраслевого масштаба. Основным принципом считается надобность массовой кооперации разных организаций-соучастников планов при претворении в жизнь комплекса дел по проектированию, строительству и эксплуатации объектов научно-технического комплекса[15]. Большая часть огромных проектов на нынешний период реализуются за счет сотворения консорциумов, включающих в себя российские нефтегазовые фирмы и интернациональных инвесторов.
Вся масштабность и различность планов научно-технического комплекса подразумевают огромную численность участников[16]:
1) поставщиков;
2) проектировщиков;
3) исследователей;
4) строителей;
5) подрядчиков;
6) наладчиков;
7) эксплуатирующих фирм.
Сложность и комплексность планов нефтегазового комплекса, огромная численность соучастников и действий, которые нужно согласовывать, настоятельно просят внедрения передовых способов управления планами. В отсутствии центрального правящего органа в облике отраслевого министерства появилась надобность возложения функции управления планами на одну из сторон-участников проекта. Наверное это и привело к творению соответственных структур в рамках российских нефтяных фирм - правящих фирм.
Отсутствие эксперимента и соответственных организационно-управленческих технологий привели к тому, что значимой долей огромнейших планов нефтегазового комплекса Российской Федерации правят западные инжиниринговые либо Engineering, Procurement and Construction фирмы — инжиниринг, поставки и стройку.
Одним из обязательных участников хоть какого-то проекта в нефтегазовом комплексе считаются проектно-изыскательские организации. Их активность считается системообразующей для всякого плана. Проектно-изыскательские организации обычно исполняют технико-финансовые объяснения проектов добычи нефти и газа, а также и транспортировки, инженерные исследования, исследование технологий добычи, переработки, перевозки, конструкторские работы, отбор оснащения, изготовителей и поставщиков, конструирование объектов капитального возведения и инфраструктуры нефтегазодобывающих и автотранспортных систем[17]. Говоря образно, активность проектно-изыскательных организаций распространяется на все важные периоды проекта, в которых используются принципиальные и технические решения. Можно сделать вывод об огромном потенциале проектно - изыскательных организаций для воплощения комплексного управления проектами, в особенности ввиду недочета в нефтегазовом комплексе отечественных управляющих фирм.
В управлении проектами используется целый ряд способов, которые объединены перед всеобщим названием проектное управление. Проектное управление — область деловитости, в ходе которой ориентируются и достигаются отчетливые цели при сбалансировании между размером работы, ресурсами, такими как деньги, оборудование, пространство, работники, энергия и место, порой, качеством и рисками в рамках неких планов, нацеленных на приобретение конкретного итога при отмеченных ограничениях.
К обязательным видам деятельности управления проектами относят[17]:
1) наилучшее расположение или планирование работы с точки зрения употребления, какого либо вида ресурсов (людских, денежных, мимолетных, загрузки);
2) контроль практического состояния плана (практической загрузки, степени исполнения дел, денежных затрат);
3) исправление намерения плана с учетом имеющихся рисков.
Для воплощения проектного управления используют специализированные приборы, более действенными из которых считаются приборы на базе
передовых информационных технологий - автоматизированные системы управления планами.
Более популярными из их считаются системы Oracle Primavera, MS Project, OpenPlan. Индивидуальностью этих систем считается внедрение в них обобщенных раскладов к управлению планами, как обилием поочередных и параллельных дел в отсутствии учета особенности определенных секторов экономики, внутренних структур действий, реализующих работы, и вида результата.
Осмотренные раннее современное состояния нефтегазовой индустрии и виды его становления говорит о том, что нефтегазовая сфера индустрии играет главную роль для страны в целом: она считается одним из главных источников заработка муниципального бюджета, движущей мощью остальных секторов экономикой индустрии, особенности нефтегазовой сферы считаются признаками воздействия данной ветви на экономику этнического хозяйства, а в наиболее масштабном отношении предоставленная ветвь считается и одной из регулирующих секторов экономики в мире[17]. Однако, никак не глядя на то, что предоставленная ветвь считается очень перспективной, ее функционирование, как для любой компании, никак не считается светлой: соперничество, неквалифицированные кадры, твёрдая политическая деятельность страны,- всё это считается преградой и в то же время регулирующим и подстегивающим средством.
На нынешний день стало ясным, то, что нефтяная сфера способна быть «локомотивом» предстоящего становления государства. Но нефтяные фирмы имеют необходимость в помощи страны в продвижении на наружные рынки, тем более, что крупная доля автотранспортной сети принадлежит государству. Не считая того, что нашим фирмам стратегические финансовые вложения для укрепления и роста значения добычи. Внутри государства способности для таковых вложений невозможны, потому потребуется активизация диалога по этому вопросу с заграничными партнёрами, которая невероятна в отсутствии роли страны. В этих качествах Российская Федерация еще мало деятельна, однако за последние годы обстановка изменяться: почти все специалисты считают, что поворотным фактором может быть эксперимент инвестирования 6,75 миллиардов. баксов фирмой British Petroleum в ТНК. Ведь всё же невозможно никак не увидеть, что политическая деятельности правительства в предоставленной направленности некоторого количества хаотична. Если не смотреть на все негативные воздействия финансовой среды на нефтегазовую сферу, она продолжает раскручиваться, и предпосылки для ее удачного становления намного больше.