Согласно МКБ-10 (пункты C и D для F84.0), аутистические расстройства манифестируют, как правило, рано (до трех лет), и при детском аутизме отсутствует период несомненно нормального развития. В соответствии с этим, представляется исключительно важным максимально рано определить принадлежность ребенка к группе риска по аутистическим расстройствам, детально его обследовать и в насколько возможно младшем возрасте начать воспитание и обучение адекватными методами.
Поскольку свойственные аутистическим расстройствам патологические проявления формируются постепенно, по мере созревания заинтересованных структур и функций, раннее вмешательство является не столько коррекционным, сколько профилактическим. Следует подчеркнуть, что до трехлетнего возраста считается правильным говорить о принадлежности к группе риска и скриннинговом исследовании, но не о диагнозе и диагностике: симптоматика носит незрелый, стертый характер, во многих случаях податлива по отношению к коррекционным воздействиям.
|
|
По каким критериям можно предположить наличие аутистических расстройств у ребенка первого-второго года жизни?
Е.Р.Баенская (2000) предлагает «в качестве ранних признаков формирования аутистического дизонтогенеза … выраженные нарушения активности ребенка в первых взаимодействиях с окружающим миром и, прежде всего, с матерью»[21], особую сензитивность в контактах со средой, нарастающие трудности организации поведения.
За рубежом разработано более десяти тестов для скриннинговых исследований, причем респондентами являются как родители, так и воспитатели, психологи и т.д. – любые близко знающие, постоянно наблюдающие его люди. Используемые критерии напоминают предложенные Е.Р.Баенской (кроме сензитивности) и фактически повторяют общие критерии диагностики аутизма, но с поправкой на незрелость психики.
Например, в «Модифицированном листе обследования детей 1,5-2 лет (недавно научившихся ходить)» (Modified Checklist for Autipm in Toddlers, M-CHAT[22]) из двадцати трех вопросов наиболее информативными считаются шесть, объединенные в три группы признаков. Сведения об этих вопросах приведены в таблице.
Таблица. Наиболее информативные вопросы теста раннего скриннингового исследования M-CHAT
Группы признаков | Вопросы | %% отрицательных ответов | |
Дети без аутистических расстройств | РАС | ||
Совместное внимание | Показывает ли Ваш ребенок когда-либо указательным пальцем на что-то, чтобы обозначить свой интерес? | 1,9% | 82,1% |
Если Вы через всю комнату показываете на игрушку, Ваш ребёнок смотрит на неё? | 1,7% | 54,1% | |
Приносит ли Ваш ребенок когда-либо что-то, чтобы Вам показать? | 0,9% | 53,8% | |
Социальные отношения | Проявляет ли Ваш ребенок интерес к другим детям? | 1,0% | 59,0% |
Ваш ребёнок подражает Вам (например, если Вы изобразили гримасу)? | 3,7% | 59,0% | |
Коммуникация | Ваш ребенок откликается, когда Вы зовёте его по имени? | 0,9% | 64,1% |
Авторы предупреждают и подчеркивают, что М-СНАТ – средство для скринингового выявления группы риска по аутизму/PDD, но не диагностики и приводят следующие характеристики теста: чувствительность - 0,87, специфичность - 0,99, положительная предсказательная сила - 0,80, отрицательная предсказательная сила - 0,99.
|
|
Степень надежности такого скрининга можно проиллюстрировать результатами исследования Eves с соавторами (2002), приведенными в таблице: группа риска устанавливалась до двух лет, а в 2 и 4,5 года проводилась диагностика, после чего состав групп менялся, и общая эффективность метода составила около 80%.
Таблица. Эффективность ранней диагностики аутизма[23]
Возраст (лет) | Процент обследованного контингента | |||||||
< 2 | Группа риска по аутизму – 100% | |||||||
2,5 | Детский аутизм (ДА) 69,4% | Атипичный аутизм (АА) 18,4% | Без аутистических расстройств (НА) 12,2% | |||||
ДА 61,2% | АА 4,1% | НА 4,1% | ДА 10,2% | АА 4,1% | НА 4,1% | ДА - | АА - | НА 12,2% |
4,5 | ||||||||
71,4% | 8,2% | 20,4% |
Условные сокращения: ДА – детский аутизм, АА – атипичный аутизм, НА – дети без аутистических расстройств, то есть предшествовавшие подозрения на аутистические расстройства не были подтверждены.