Глава 4. Дифференциальная диагностика аутистических расстройств

Дифференциальная диагностика аутистических расстройств представляет большую сложность и с практической, и с теоретической точки зрения. Это обусловлено рядом моментов, среди которых наиболее существенными представляются следующие.

1. Известно, что основным патогенетическим механизмом при РАС является асинхрония развития. Психические функции развиваются ускоренно или замедленно, причем для каждой из них степень и направленность отклонений от типичных темпов развития может быть весьма различной. В этих условиях межфункциональные связи не могут не формироваться искаженно. В совокупности это приводит к исключительной полиморфности клинической картины, которая нередко в той или иной степени напоминает другие виды психического дизонтогенеза или отражает сложность структуры дефекта.

2. Как отмечает В.В.Лебединский (1985), при аутистических расстройствах, как ни при каком другом нарушении психического развития мы сталкиваемся с разнообразием дизонтогенетических механизмов. Хотя общепринято рассматривать детский аутизм как клиническую модель искаженного психического развития, практически всегда, даже в так называемых «классических» случаях, обнаруживаются знаки психического недоразвития, депривации, задержки, дисгармоничности развития. Это существенно осложняет дифференциальную диагностику, но делает её едва ли не в ещё большей степени необходимой.

3. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что с течением времени становится все больше осложненных, нетипичных форм нарушения развития, что существенно затрудняет диагностику и дифференциальную диагностику любых форм психического дизонтогенза, в том числе и РАС.

4. К преходящим, понятным, вполне объяснимым исходя из жизненных реалий, но очень существенным (для судьбы детей с аутизмом) моментам следует отнести:

¨ недостаточную информированность российских врачей (в том числе даже детских психиатров и педиатров), педагогов, психологов и населения в целом об аутизме;

¨ четко обозначившуюся в последние годы «моду» на аутизм, повлекшую его гипердиагностику.

Дифференциальная диагностика РАС не должна рассматриваться в отрыве от всего диагностического процесса, и чаще всего вопрос не должен ставиться альтернативно: или РАС или что-то еще (олигофрения, алалия, глухота и т.д. На практике приходится решать следующие вопросы:

1) есть ли в клинической картине нарушения развития у данного ребенка аутистический компонент;

2) какое место в структуре дефекта он занимает;

3) какие конкретные меры организационного, методического и т.д. порядка должны быть приняты для обеспечения максимально эффективной коррекционной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: