Необходимость дифференциальной диагностики РАС и детского церебрального паралича (ДЦП) возникает довольно часто, причем в этом случае диагностика не строится по альтернативному принципу (или РАС, или ДЦП). Это связано с тем, что в клинической картине аутизма довольно значительное место принадлежит двигательным расстройствам, а в психопатологической структуре ДЦП – различным аутистическим явлениям либо вторичной аутизации, и, кроме того, нередки случаи сложного дефекта.
Предполагается, что в патогенезе РАС и ДЦП могут быть общие моменты, скорее всего в нарушениях метаболизма нейромедиаторов. Кроме того, при тяжелых формах РАС обычны знаки органической недостаточности ЦНС, которые могут включать и истинный синдром ДЦП, а ДЦП может сочетаться с различными проявлениями РАС. В этих случаях речь будет идти о разграничении основного и дополнительного синдромов и целостной картине аномалии развития.
Проявления двигательных расстройств при обеих аномалиях развития в определенной степени сходны: это нарушения мышечного тонуса, ритмичности и выразительности движений, недоразвитии синхронных движений рук и ног при ходьбе, нарушении формирования выразительных движений, в первую очередь мимических, насыщенных смыслом и этим близких к речи. К моторным расстройствам, характерным и для РАС (очень часто), и для ДЦП (практически всегда), относится и нарушение «кинетической мелодии» движений (А.Р.Лурия, 1962) – их толчкообразность, дезавтоматизированность. Сила и точность движений также страдают (при ДЦП всегда, при аутизме – часто), что задерживает формирование предметных действий.
|
|
Таблица. Сравнительная характеристика аутистических расстройств и
детского церебрального паралича
Параметры сравнения | РАС | ДЦП |
Общий характер симптоматики | Диссоциированный (часты полярные проявления синдрома: ступор-возбуждение, страх – «бесстрашие» и т.п.) | Однородный, как правило, непротиворечивый |
Сложность моторной задачи | С моторно сложными, но аффективно значимыми задачами ребенок справ-ляется лучше, чем с безраз-личными или неприятными | Трудности нарастают по мере усложнения моторного компонента задачи |
Речевые нарушения | Функциональные дислалии, псевдодизартрические состояния, проявления которых непостоянны и зависят от ситуации | Различные виды дизартрии, алалии, органические дислалии |
Ориентировка в пространстве | Трудности в связи с нарушениями активного внимания и гиперселек-тивностью восприятия | Трудности в силу нарушений пространственного гнозиса |
Зависимость от матери (или других близких) | Отрыв от матери провоцирует в основном психопатологические проявления: мутизм, страхи, депрессию, анорексию, субступорозные состояния и т.д. | Отрыв от матери вызывает прежде всего «органические реакции»: гиперкинезы, усиление гипертензионного синдрома, саливации. |
Страхи | Неадекватные, сверхценные, диффузные, часто без видимой причины | Обусловлены ограниченностью физических возможностей, понятные по происхождению (высоты, лестницы, пространства и т.п.) |
Чувство собственной неполноценности | Переживается в основном психическая сторона коммуникативных, речевых и др. проблем | Переживается в основном физическая несостоятельность |
Динамика | Разнообразная, фактически любая | Эволютивная, регредиентная, реже другая |
Однако, как уже указывалось, конкретные случаи, особенно при легких формах ДЦП, могут представлять значительные диагностические трудности ввиду возможности вторичной аутизации при ДЦП, а также возможности при ДЦП дизонтогенеза, близкого к аутистическому, за счёт общих патогенетических механизмов, скорее всего нарушений тонуса и инстинктивной сферы.
|
|