Дифференциальная диагностика АР и реактивных состояний

Реактивные состояния, прежде всего неврозы и невротические реакции, рассматривают в связи с аутистичесими расстройствами с самых различных позиций, начиная с психогении как важнейшего этиологического фактора (например, в рамках психоанализа), до практически полного отрицания роли психогений в этиопатогенезе и клинике РАС.

Необходимость дифференциальной диагностики РАС и неврозов возникает прежде всего в случаях относительно легких аутистических расстройств, когда в клинической картине на первом плане не столько аутизм, сколько сензитивность, ранимость (IV группа аутистического дизонтогенеза по О.С.Никольской).

Характерная для неврозов и невротических реакций зависимость клинических форм от характера психотравмы и возраста ребенка при РАС нарушается. Если, например, невротические страхи опираются на страхи возрастные и проявляются соответствующими клиническими формами (по А.И.Захарову, в младшем дошкольном возрасте наиболее типичным мотивом является страх одиночества («быть никем»), проявляющийся в форме истерического невроза; в младшем школьном возрасте – страх несоответствия («быть не тем»,), проявляющийся в форме неврастении и т.д.), то при РАС эта зависимость прослеживается значительно слабее, а в случае тяжелых форм фактически отсутствует. Многие дети с аутизмом любят находиться в темном помещении, хотя страх темноты считается фило- и онтогенетически наиболее древним.

В случае невротических расстройств возникновение страха понятно, а его содержание (по крайней мере, на начальных этапах) отражает психотравмирующую ситуацию. При РАС такая связь или отсутствует, или быстро размывается, трансформируется, становится формальной[25]. Очень характерно также, что по мере взаимодействия с объектом страха переживания не становятся более адекватными и не смягчаются, но фиксируются, закрепляются, а иногда и усиливаются.

Основной практический вывод состоит в том, что невротические и неврозоподобные расстройства различного генеза при РАС очень тесно переплетены, выделение отдельных форм затруднено, но крайне желательно, поскольку без этого невозможно выбрать адекватный подход и к психолого-педагогической коррекции, и к медикаментозному лечению.

Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: