Основные и вспомогательные (альтернативные) подходы

По каким критериям можно оценивать и классифицировать методические подходы к коррекции аутистических расстройств?

За рубежом очень часто в качестве основного критерия применения того или иного метода называют его эффективность, что всегда подразумевает результат. Однако, результат зависит не только от методики, но и от множества других обстоятельств (от природы и степени выраженности расстройства, его клинической формы, от возраста ребенка на момент начала коррекционной работы, параллельного использования других методов, квалификации специалистов и т.д.), и использовать эффективность в качестве критерия затруднительно.

Эти трудности во многом снимаются, если ориентироваться не на конкретный результат, а на цели и задачи, которые преследует методический подход (при условии возможности их достижения). Общая цель ставится (или хотя бы декларируется) практически всегда одна: добиться максимально возможного уровня социальной адаптации или социализации[27]. Учитывая особенности дизонтогенеза при аутистических расстройствах, на практике это означает научить ребенка возможно более широкому спектру конкретных способов взаимодействия с окружающим, а при возможности – искать, выбирать и осваивать такие способы. Методические подходы с такой направленностью можно назвать основными, и, как оказалось, их совсем немного. Любая коррекционная программа воспитания и обучения ребенка с аутистическими расстройствами должна включать один из таких методов; это необходимое, но не всегда достаточное условие благоприятного результата.

Все остальные методы относят к вспомогательным: они могут создавать условия для успешного применения основных. Вспомогательные методы могут быть необходимыми компонентами коррекционной работы, но при использовании только этих методов результаты, как правило, оказываются значительно скромнее. Например, у иппотерапии множество достоинств, он оказывает самое благоприятное влияние на многие сферы психики детей с различными нарушениями развития и без нарушений, но с помощью только иппотерапии справиться с основными проблемами ребенка с аутизмом нельзя.

Похожее, но еще менее четкое разделение на традиционные и альтернативные методы используется в Западных странах: к традиционным относят, прежде всего, ТЕАССН, АВА и некоторые другие психолого-педагогические методы, а также использование традиционной психофармакологии, остальные объединяют в группу альтернативных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: