По «Тактике промысла»
Индивидуальные задания на решение задач методами теории игр
а11 | |||||||||||
а12 | |||||||||||
а21 | |||||||||||
а22 |
а11 | |||||||||||
а12 | |||||||||||
а21 | |||||||||||
а22 |
1. Составить матрицу игры между «рыбаком» и «природой» по данным своих условий
2. Определить частоты применения стратегии «рыбака» и «природы» и цену игры между ними
3. Сделать анализ полученного решения и описать возможные способы реализации решения
4. Расширить матрицу до размеров 3х3 за счет доминирующих стратегий
4. Составить и решить пример расчетов лучшего вылова из опыта своей работы и проанализировать его результаты.
|
|
Методика решения задач наиболее просто и сжато, рассмотрена в соответствующем разделе конспекта лекций, а также в [1] стр. 132-162, [2] стр. 87-97, [3] стр.110-114, [4] стр.130-158.
III. применение теории статистических решений
Определение целесообразности местного поиска
Методику решения задач теории статистических решений рассмотрим на примере задачи о целесообразности местного поиска.
В этой ситуации учитываются следующие показатели работы:
Т – время неизменности промысловой обстановки, т.е. время в течение которого будет вестись добыча новых уловов, если они есть в районе или сохранятся старые уловы при неуспешном поиске
а – средний улов в единицу времени при существующей обстановке без обнаружения больших уловов
а’ – средние уловы, если обнаружены новые или лучшие скопления рыбы, т.е. при успешном поиске
р – вероятность успешного поиска т.е. вероятность наличия лучших скоплений в районе и успешного их обнаружения за время tп
tп – время поиска для успешного обнаружения лучших скоплений.
Действие судна: S1 продолжать работу без поиска, S2 - поиск длительностью tп и дальнейшие действия с учетом результатов поиска.
Действие природы: q1 – в районе поиска есть лучшие скопления, дающие хорошие уловы, q2 – нет лучших скоплений.
С математической точки зрения задача выбора действий при двух состояниях природы называется задачей проверки гипотез, ее решение выполняется в следующем порядке:
1. Составляется матрица добычи, т.е. уловов за время Т при соответствующих действиях рыбака и природы.
|
|
Таблица 6
П р | S1 | S2 |
q1 | аТ | (Т- tп)* а’ |
q2 | аТ | (Т- tп)* а |
2. Переводим матрицу добычи в матрицу сожалений. в данной задаче это недоловы, которые будут иметь судно, если выберет способ действия не соответствующие состоянию природы. При этом учтем, что задача о поиске имеет смысл, если а’> а; tп<<Т.
Поэтому матрица улова будет иметь вид:
Таблица 7
П р | S1 | S2 |
q1 | (Т- tп)* а’-аТ | |
q2 | (-(Т- tп)* а+аТ)=аtп |
3. Для выбора лучшего действия определяют риски при сожалениях. Риски - это потери стороны действующей определенным образом с учетом состояния природы. В рассматриваемой задаче q1 имеет вероятность Р, а состояние q2 имеет вероятность 1-Р.
В итоге риск при действии S1:
W1=[(T-tп)*а¢-аТ]*Р+0(1-Р)
риск при действии S2:
W2= 0 *Р+аtп(1-Р)= аtп(1-Р)
4. Лучшее действие – риски которых меньше.
Поэтому целесообразность местного поиска в виде действия S2 предпочтительна, если
(3.1.1.)
Величина W характеризует относительное предпочтение действий S2 перед S1.
В реальных условиях капитан судна может принять решение о целесообразности местного поиска при W=1,5-2,0, если он азартный человек. Осторожный капитан может принимать решение при W>10 единиц.
Определив по опыту при каких значениях W в данном районе местный поиск целесообразен, можно решить задачи о min допустимых величинных промысловой обстановки при которых местный поиск целесообразен с заданными значениями W.
(3.1.2)
(3.1.3)
(3.1.4)
(3.1.5)
Pд – вероятность обнаружения лучших скоплений допустимая
(3.1.6)
(3.1.7)
DG – среднее величина добычи за время Т при работе с поиском