Основные задачи


1. Устранение физической зависимости от наркотиков

2. Решение вопроса психической зависимости от наркотических средств путём решения глубинно-личностных, мировоззренческих и нравственных проблем.

3. Профилактика наркомании

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА

Избавление от недуга наркомании

Нравственное возрождение личности

Обретение семьёй, обществом полноценных граждан

Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей и психологов.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Большинство авторов (учёных-наркологов и практических врачей выделяют три последовательных этапа в лечении наркомании, а именно:

а) этап дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии

б) этап целенаправленного воздействия на личность наркомана

в) этап поддерживающей терапии

ПЕРВЫЙ этап лечения включает в себя назначение в терапевтических дозировках медикаментозных средств, таких как транквилизаторы, нейролептики, дезинтоксикационные препараты, витамины, симптоматические средства (анальгетики и др.). По показаниям проведение пиротерапии, гемосорбции. На более поздних этапах назначается физиотерапия. Лечебное воздействие сопровождается рациональной (разъяснительной) психотерапией. Этап медикаментозной терапии проводится в условиях стационара (реже — в амбулаторных условиях) специалистами психиатрами-наркологами.

ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ НАРКОМАНА (содержит три части) составляет:

1-я часть

а) душевная поддержка

б) терапия и психотерапия “пограничных” расстройств: тревоги, депрессии, раздражительности, внутреннего напряжения, бессонницы и др., усиливающихся в период абстиненции (“ломки”); профилактика суицидального поведения

2-я часть

а) анализ интерперсональных контактов и среды, которые способствовали формированию наркозависимости

б) моделирование ближайших и отдалённых перспектив

в) раскрытие позитивных личностных резервов

г) проведение психологической диагностики и предоставление комплекса рекомендаций, соответствующих психологическому типу личности

д) анализ психологических аспектов трудовой и профессиональной реабилитации, психологическая поддержка при переквалификации

3-я часть

а) обсуждение вопросов, касающихся смысла жизни, понятий “грех”, “страсть”, беседы о христианских добродетелях

б) духовно-психологическая подготовка к таинству Исповеди

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. духовно-ориентированная психотерапия

2. рациональная психотерапия

3. коллективная психотерапия

4. психотерапия средой

5. психотерапия духовной литературой

6. музыкотерапия

7. семейная психотерапия

8. элементы гештальт-психотерапии, психодрамы

9. метод “парадоксальной интенции” В. Франкла

10. психопрофилактика



ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩЕОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА относительно:

режима дня, труда и отдыха;

питания;

закаливания;

физической активности;

использования целебных трав.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

Исповедание Православной веры и привнесение её духовной истины и чистоты во врачебную, психологическую и психотерапевтическую деятельность.

Базирование душепопечительской практики на религиозно-философском и психологическом отеческом и святоотеческом наследии.

Неприятие оккультно-мистических техник (типа программирования, кодирования, гипноза и др.), низводящих богоподобную сущность человека до уровня машины, а также методов, связанных с насилием над личностью, ложью или лицедейством.

ПАСТЫРСКОЕ ОКОРМЛЕНИЕ

Пастырские собеседования и проповеди;

Занятия в группе по изучению Св. Писания;

Приобщение к церковной жизни: Святые таинства Крещения, Исповеди, Причащения, Елеосвящения;

Литургическая жизнь, совершение молебнов, паломнические поездки;

Духовная реабилитация и воцерковление в условиях монастыря (выезд на 2-3 месяца в монастырь в качестве послушника).

ЭТАП ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ТЕРАПИИ и духовно-психологической помощи осуществляется в форме динамического врачебного и психологического наблюдения. Формируется постоянно действующая группа поддержки, которую составляют специалисты, бывшие наркоманы, а также лица с сохраняющейся зависимостью от наркотиков, которые проходят лечение и реабилитацию по предложенной программе. Наш опыт свидетельствует о важности и значимости создания подобной группы, в которой страждущие видят перед собой людей, избавившихся от этого тяжкого греховного пристрастия, общаются с ними, получают врачебные рекомендации. Это способствует ослаблению депрессивных и неврозоподобных проявлений, внушает надежду на исцеление.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выступления перед разнообразными аудиториями слушателей: в школах, лицеях, институтах, воинских частях и др. Публикация статей, брошюр, книг, освещающих проблему наркомании и её духовной сущности. Выступления с той же целью на радио и телевидении. Подготовка аудио- и видеоматериалов для распространения их среди населения.

ЕЩЕ СОВЕТЫ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

В этой главе мы познакомим вас с некоторыми приёмами духовно-психологической самопомощи при неврозах, поговорим о психотерапии, предоставим рекомендации оздоровительного характера. Начать повествование хочется с описания развития греха.

“...Способ образования греха из мысли в дело у святых отцов определён, с точностью, и с точностью тоже определена виновность каждого в сем ходе дела момента. Весь ход дела изображается так: сначала бывает, прилог, далее внимание, потом услаждение, за ним желание, из него решимость, и, наконец, дело. (См, Филофея Синайского. Добротолюбие. Т. 3. Гл. 34 и дал.) Чем далее какой момент от исхода и чем ближе к концу, тем он значительнее, развратнее и грешнее. Верх виновности — в деле, и её почти нет в прилоге.

Прилог есть простое представление вещи, от действия ли чувств или от действия памяти и воображения представшей нашему сознанию. Здесь нет греха, когда рождение образов не в нашей власти. Иногда впрочем посредственно переходит сюда виновность, когда, например, образ соблазнительный вспадает на мысль по причине допущенного позволения на мечты. Нередко и самодеятельно вызывается образ; тогда, по качеству его, сие дело становится грехом, ибо человек обязан держать ум свой в вещах Божественных.

Внимание есть установление сознания или ока ума на родившемся образе с тем, чтоб осмотреть его, как бы побеседовать с ним. Это есть медленно в помысле единичном или многосложном. Сие действие более во власти человека, ибо родившийся против воли образ можно тотчас изгнать.

Потому оно и более виновно. Кто внутренне смотрит на преступный предмет, тот обличает худое настроение сердца. Он походит на того, кто в чистый жилой покой вводит нечистое животное или вместе с честными гостями сажает отвратительного нечестивца. Иногда, правда, предмет приковывает к себе внимание своею новостию, поразительностью, но всё, после того как сознана его нечистота и прелесть, должно изгнать его вон, ибо иначе тут будет участвовать соизволение, и из невольного дело сие станет произвольным.. Вообще сей момент очень важен в нравственной жизни. Он стоит на переходе к делам. Кто прогнал помыслы, тот погасил всю брань, прекратил всё производство греха. Потому и советуется всё внимание обращать на помыслы, с ними воевать. Сюда преимущественно направлены и все правила святых подвижников. Отсюда само собой видно, какой цены грехи воображения и самовольных мечтаний. Где им соизволяется, там они грех. Но сей грех, грешнее, если к тому употребляются какие нибудь внешние средства, например, чтение, слышание, зрение, разговаривание. Сии последний также оцениваются, как случаи ко греху.

Услаждение есть приложение к. предмету вслед за умом и сердца. Оно приходит, когда, вследствии внимания к предмету, он начинает нам нравиться, и мы находим удовольствие в умном смотрении на него, лелеем его в мысли. Услаждение греховными предметами есть уже прямо грех. Ибо если сердце наше должно быть предано Богу, то всякое его сочетание с другими предметами есть нарушение верности Ему, разрыв союза, измена, духовное прелюбодеяние. Должно сердце своё хранить в чистоте, потому что из-за него помышления ума становятся злыми (Матф. 15, 18), когда, то есть, оно начинает услаждаться ими беззаконно. Есть, впрочем, усладительные движения плоти и сердца, нисколько не зависящие от произвола, каковы все движения потребностей. Но и они, невинные вначале, тотчас становятся не безвинными, коль скоро сознаны и прикрываются благоволением к ним, или согласием на незаконное удовлетворение ими. В начале они суть движения естественные, а потом становятся уже нравственными. Посему говорят, заметив их — вознегодуй. Отсюда само собою следует, что должно думать об эстетических наслаждениях. Они преступны в той мере, в какой их содержание или форма несообразны с чистотою сердца и нравов. Тоже и относительно мастерских произведений ремесленников: одобрять их умом за приспособленность к цели есть должное дело; а предавать себя их эффекту, ради пустого минутного услаждения, худо. Да и вообще, отходя ко сну, молимся о прощении, если доброту чуждую видев, тою уязвлены были сердцем — чтоб тем очистить сердце своё от всех увлечений днём. Во многих, впрочем, случаях услаждение вырывается необходимо или неудержимо. Тут одно правило: не соизволяй, отринь, вознегодуй.

От услаждения один шаг до желания. Отличие между ними то, что душа услаждающаяся пребывает в себе, напротив желающая склоняется к предмету, имеет к нему стремление, начинает искать его. Оно никак не может быть безвинным, ибо совершается согласием или рождается современно с ним, как бы из под него; согласие же всегда в нашей воле. От желания ещё одною чертою отличается решимость, именно тем, что в состав или в условие рождения её входит уверенность в возможности и видение средств. Желающий изрёк согласие на дело, но ещё ничего не придумал и не предпринимал к достижению своей цели; у решившегося всё уже осмотрено и решено, остаётся только приводить в движение члены тела или другие силы для соответственного производства дел. Когда же, наконец, и сие будет совершено, тогда кончается всё делопроизводство греха и является дело, — плод развращения, зачатого внутри и родившего беззаконие во вне”.

Святитель Феофан Затворник.

ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОПОМОЩЬ

Оценка причин падений и поражений

Очень важно правильно оценить причину собственных падений и грубых промахов. Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах.

Святоотеческая мудрость учит никогда не заниматься самооправданием, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в угоду своего алиби истинное положение вещей (например, “ну, пусть я погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был...” и т. д., постепенно всё более убеждая себя в виновности другого и оправдывая себя).

Вместо же самооправдания правильнее обвинить себя, искренне попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в нашем себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни (“где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения”, — преп. Никодим Святогорец “Невидимая брань”).

Одним из действенных приёмов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться. А далее, нужно взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения и возможные пути решения этого конфликта, взвесить все “за” и “против”, усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения.

Попутно можно разглядеть некоторые, ранее незамеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы. Завершающим этапом рационализации может явиться принятие определённого решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределённое, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать нас, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.

Предусмотрительность. Несмотря на всё многообразие жизненных событий, многое в жизни повторяется неоднократно и представляет как бы некое “клише”. По опыту известно, что можно “спотыкаться”, терять душевный мир или впадать в прегрешения,так сказать, регулярно, в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо готовить себя к трудностям, важным разговорам, встречам, ответственным шагам. Готовиться следует размышлением, молитвой, беседой и советом духовника, его благословением (в тех случаях когда это возможно). Ненужно и невозможно всего учесть, но многое можно предусмотреть.

Переключение — простой и эффективный приём. Кому не известно, как приятно прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами, иному доставляет радость повозиться на даче, третьему — встретиться с друзьями и провести вечер в сердечном и душеполезном общении и т. д. Перечислять можно долго. Умение отдыхать с пользой для души — премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Подобных советов можно предложить ещё немало. При внимательном отношении к себе каждый может по своему усмотрению продолжить этот перечень.

В больницах и поликлиниках лечением неврозов занимаются врачи-психотерапевты. Скажем прямо и откровенно: у психотерапевта, который не исповедует Христа и не является чадом Матери-Православной Церкви, лечиться нельзя. Ведь психотерапия это особая медицинская специальность. Это лечение души душой (в данном случае не путать с психиатрией). Если душа психотерапевта не очищается покаянием, если он говорит одно, а живёт по-другому, если он считает, что вера Христова ему не нужна, то кому же он сможет помочь? Нельзя помочь человеку, не имея собственных духовных ценностей. Ибо может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму (Лк. 6, 39). Отдельно укажем, что использование таких методов “лечения” как гипноз, медитация недопустимо. Такое “лечение” душевредно и опасно. Православная Церковь определяет гипноз как сознательное служение злу.


Несколько слов по поводу употребления медикаментов при неврозах(транквилизаторов, антидепрессантов). В случае невротических состояний, когда симптомы постигшего недуга напрямую зависят от психологических причин и обстоятельств жизни, медикаменты играют вспомогательную роль, ослабляя внутреннее напряжение и притупляя остроту жалоб. Их назначают обычно на непродолжительный период. Главным условием выздоровления будет поиск оптимального решения конфликта, а в духовном плане — смирение и покаяние.

Фитотерапия, то есть использование в лечебных целях лекарственных растений. Метод, который хорошо помогает при неврозах и неврозоподобных состояниях. Однако, заметим, что фитотерапия не устраняет причин возникновения неврозов и | является лишь хорошим симптоматическим (устраняющим симптомы) средством. Традиционно, в качестве успокоительных средств, используются: корень валерианы, мята перечная (листья), хмель (шишки), пустырник (трава), сушеница (трава), боярышник (цветы), ромашка аптечная, плоды тмина. Благотворно влияют на нервную систему изюм, курага, мёд.

О мёдолечении скажем несколько подробнее. Эффективность мёдолечения общеизвестна. Очень хорошие результаты даёт оно при неврастении, нервном перенапряжении, после выполнения длительных и психологически трудных работ. Болгарский учёный Стоймир Младенов предлагает следующую схему мёдолечения: 100— 120 г. в сутки цветочного пчелиного мёда в течение 2,5—3 недель. Утром и вечером следует принимать по 30 г. мёда, а после обеда — 40. Вечером надо разбавлять мёд в стакане прохладной воды и пить его за полчаса до сна. Через 10—12 дней от начала лечения больные (или лица с предболезненными расстройствами), как правило, хорошо спят, у них появляется бодрость, возрастает работоспособность.

Нелишне напомнить и о пользе закаливания организма. Немаловажную роль в укреплении здоровья и психики играет посильный физический труд. Особенно это касается молодых людей. Ненатруженная плоть смущает душу раздражительностью, негожими помыслами. Помните, здоровье душевное и телесное — это дар Божий и относиться к нему следует бережно и со вниманием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: