Особенности детских неврозов


Большинство авторов подчёркивают в происхождении невротических реакций у детей негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам проф. А. И. Захаров выделяет следующие психологические аспекты неправильного воспитания:

1. Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей. Это означает большее число требований, обязательств, предписаний и условностей, которые трудновыполнимы на практике и превышают возможности усвоения детьми.

2. Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей. Оба вида неприятия выражаются раздражённо-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.

3. Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи. Он проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого. Подобные различия обусловлены твёрдостью или мягкостью их характера и конфликтным противопоставлением точек зрения на воспитание детей.

4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость у каждого из родителей в отдельности.

5. Неустойчивость в обращении с детьми означает повышенный тон, крик, общую эмоциональную неровность.

6. Тревожность в воспитании — это постоянное беспокойство о ребёнке, наличие излишних опасений и предохранении.

Безусловно, подобные примеры неправильного воспитания скажутся на характере ребёнка, отразятся на его душевной организации.

Однако, важно напомнить, что светская наука (в данном случае детская психология) не говорит о таких понятиях как вера в Бога и православная духовность, христианское благочестие, церковность. Не упоминает она и о грехах и страстях. Таким образом наука о душе пытается существовать и развиваться без Бога. Но если, скажем, подобная секуляризация допустима в геометрии или автомобилестроении, то в науке о закономерностях душевной жизни человека она невозможна.

Справедливо рассуждая о многих частностях и деталях она — психология, к сожалению, не видит главного. Воспитание детей в духе подлинного благочестия, настоящего, а не мнимого духовного и душевного здравия, невозможно без веры, без Господа Иисуса Христа.

Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется. Душа, не питаясь благодати Божией не то что не способна к совершенствованию, но и не сможет познать весь трагизм своего бедственного положения. По милости Божией теперь появляются книги и статьи священников, до принятия сана имевших специальность психолога, верующих психологов. Эти факты радуют и обнадёживают. В психологии восполняется тот духовный вакуум, который по известным причинам господствовал почти восемь последних десятилетий.

Но вернёмся к детским неврозам. Проявления их у детей разнообразны: эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, ночные страхи, сосание пальцев, обкусывание кожи вокруг них, заикание, энурез, нервные тики и др. Одному возрасту больше соответствуют одни симптомы, другому — другие.

Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических жалоб и недомоганий. К примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, болит голова и т. п. Это, зачастую, является проявлением душевного | неблагополучая. Нередко, в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства, у ребёнка могут развиваться различные заболевания. Приведём пример. На приём обратилась бабушка по поводу своей 9-летней внучки. Родители девочки часто ссорились, скандалили и, наконец, развелись. Отец ушёл из семьи. На этом фоне у девочки развивается бронхиальная астма (неврогенный вариант). При этой форме астмы не обнаруживают аллергии, не удаётся установить факта частых простудных заболеваний, нет изменений бронхо-лёгочной ткани. В данном случае, астматические приступы — это проявление невротического конфликта. Это крик души ребёнка.

Другой особенностью детских неврозов являются поведенческие нарушения. Некоторые дети пытаются убегать из дому, прогуливают занятия в школе, другие — начинают курить, пробуют алкоголь. Большинство из таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, их надо воспитывать, за них нужно молиться, детей необходимо оберегать от тлетворного влияния, так как на неокрепшие детские души выливается сегодня огромный поток разного рода непотребщины. Родительское благочестие — достойный пример для подражания детям. Поведение противоположное тому — пьянство, бездуховность, аморальное поведение — увы, тоже действенный пример. Но пример погибельный. Святейший Патриарх Алексий II очень точно говорит, что “если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: