Развитие системы социального обеспечения в 90-е гг

В 90-х гг. сменилось не только название самой системы социального обслуживания населения, сменились и ключевые понятия. Время потребовало не столько социального обеспечения, сколько социальной защиты населения. Проявляются новые принципы в социальной политике, идет организация системной помощи, что обусловлено экономическим кризисом и возникшими в связи с этим социальными проблемами. Стихийные процессы и процессы, связанные со стабилизацией социально-экономической ситуации, выдвинули задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения в современном обществе, приоритетные группы населения, которым в первую очередь необходима всесторонняя поддержка.

В новых документах по организации социальной работы учитываются требования Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Европейской социальной хартии, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. Ряд важных социальных прав и гарантий человека закрепила Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.93 г.

Большую роль в формировании социальной политики стал играть прожиточный минимум, определяемых в целом по России и из-за сильной дифференциации социально-экономических, природных и др. условий жизни по регионам. В целом по России этот показатель используется для оценки уровня жизни населения, формирования федеральных программ борьбы с бедностью, обоснования минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и др. социальных выплат и соотношений между ними. Региональный промежуточный минимум – основа разработки программ социальной поддержки населения, определения критериев малообеспеченности граждан и оказания им адресной социальной помощи.

Поэтому 28.12.94 г. Свердловской областной Думой принят Закон «О прожиточном минимуме в Свердловской области», устанавливающий правовую основу для прожиточного минимума в области и его использования для осуществления необходимых мер по социальной защите населения.

Министерством социальной защиты населения РФ разработана Концепция социальной защиты населения – первый приближенный к условиям рыночной экономики программный документ (одобрен Правительством РФ 24.11.92 г.). Концепция предусматривает разработку федеральных программ по социальной защите, реформирование пенсионного обеспечения, системы социального обслуживания, механизмы финансирования. Органам исполнительной власти на местах предоставляются большие права в принятии решений об установлении различных видов целевых пособий – по бедности, на приобретение продуктов питания, на оплату жилья и коммунальных услуг, семьям с детьми и т.д. Предусмотрены новые формы натуральной и денежной помощи, предоставление услуг малоимущим категориям граждан, оплачиваемых из местных бюджетных и внебюджетных средств. Предлагается изменить порядок индексации пенсии посредством ежеквартальной выплаты компенсационных сумм в твердых размерах, соответствующих полной индексации минимальной размера пенсии по старости. Признано целесообразным создание в системе органов исполнительной власти федеральной пенсионной службы России с возложением на нее функций назначения, выплаты и доставки пенсий, сбора и аккумуляции средств на эти цели. Требуется укрепление сферы социального обслуживания, в частности создание муниципальных центров с новым статусом на базе территориальных центров.

В соответствии с Распоряжением Главы администрации Свердловской области № 133-р от 14.04.93 г., Решением Свердловского Областного Совета Народных Депутатов № 148/21 от 23.06.93 г, Постановлением Правительства Свердловской области № 212-п от 30.06.93 г. принята Концепция социальной защиты и Программа реализации адресной социальной помощи населению в Свердловской области, в т.ч. программа создания единой информационно-аналитической системы социальной поддержки населения области и Областной закон «Об адресной социальной помощи», принятый Свердловской областной Думой 28.11.94 г., который, исходя из основных направлений социальной политики в Свердловской области, устанавливает правовые и экономические меры адресной социальной помощи жителям области, оказываемой за счет средств областного бюджета.

В 1991 г. соответствующими решениями Госкомтруда и Гособразования СССР открываются специальности «социальный работник», «социальный педагог», «специалист по социальной работе».

20.01.95 г. в дополнение к Федеральному закону «О ветеранах», принятому Государственной Думой 16.12.94 г. и устанавливающему организационные, экономические и правовые основы социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, в Свердловской области принят Областной закон «О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области», определяющий дополнительные (наряду с установленными законодательством РФ) льготы, права и преимущества ветеранов, проживающих на территории Св. области, порядок их реализации и защиты, а также полномочия органов законодательной и исполнительной власти Св. области, органов местного самоуправления при исполнении законодательства о ветеранах. В 1997 г. льготами по этому закону пользовалось более 600 тыс. человек.

С 1995 г. по 1998 г. на федеральном и областном уровнях принят ряд нормативных документов, которые условно можно разделить на 2 группы:

1. Нормативные акты, регламентирующие структурную перестройку в системе органов социальной защиты – Указ Президента России № 1177 от 14.08.96 г. об образовании Министерства труда и социального развития РФ в результате слияния Минтруда и Минсоцзащиты населения РФ; Постановление Правительства Св. области «Об учреждениях и Управлении государственной службы медико-социальной экспертизы (февраль 1997 г.), предусматривавшие создание сети учреждений государственной службы МСЭ (бюро МСЭ и Главное бюро МСЭ) на базе существующей сети ВТЭК; Закон Св. области «О статусе областных государственных и муниципальных учреждений социальной сферы в Св. области» принят Областной Думой Законодательного собрания Св. области 20.01.97 г.

В 1997 г. во исполнение Областного закона «Об исполнительных органах государственной власти Св. области» и Указа Губернатора области от 03.02.97 г. «Об образовании территориальных отраслевых органов власти в системе СЗН Св. области» в муниципальных образованиях создано 68 территориальных управлений СЗН. Работники территориальных отраслевых управлений СЗН являются государственными служащими.

2. Нормативные акты, закрепляющие основные направления развития социальной сферы: Областной закон «О временных государственных минимальных социальных стандартах Св. области» - принят 18.12.96 г.; Областной закон «О попечительских советах в Св. области» - принят 08.04.97 г.; Областной закон «О благотворительной деятельности в Св. области» - принят 08.04.97 г.; Решение заседания Совета общественной безопасности при Губернаторе области 06.06.97 г. по вопросу «О состоянии социальной защиты населения области и мерах по ее совершенствованию», предусматривающее комплекс мероприятий по развития системы социальной поддержки населения (основной принцип – адресность мер социальной помощи); Программа социально-экономического развития Св. области на период до 2000 года, принятая Правительством Св. области 13.01.98 г., предусматривает меры преобразования СЗН по направлениям:

- реформирование системы назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей;

- обеспечение финансирования областных законов социальной направленности;

- совершенствование и укрепление системы социального обслуживания населения;

- внедрение государственных стандартов социального обслуживания населения и развитие системы платных услуг;

- развитие социального обслуживания семьи и детей;

- развитие социальной инфраструктуры;

- создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;

- формирование службы МСЭ и реабилитации инвалидов.

01.02.98 г. вступил в действие Закон РФ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», согласно которому большее число пенсионеров получают пенсию, уровень которой превышает прожиточный минимум.

На 01.01.98 г. на территории Св. области действует 68 территориальных управлений СЗН, в которых ГУ (ныне - Министерство) СЗН были утверждены штатная численность работников и Положения об управлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: