Социальная инженерия

Социальная инженерия представляет собой способ организации воздействия на человеческую деятельность, направленный на ее преобразование с помощью социальных технологий.

В нашей стране социоинженерный подход начал складываться в 20-е гг. XX века и был связан с именами А.К. Гастева, П.М. Керженцева, М.М. Бирштейн. С середины 60-х гг. по развитию методов социальной деятельности (СИД) были возобновлены и осуществлялись по следующим направлениям:

- теория и практика социального планирования;

- разработка целевых комплексных программ регионов, отраслей, сфер общественной жизни (с 70-х гг.);

- социальное проектирование: разработка социальных технологий для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности, связанной с типовыми процедурами управления, методиками подбора и оценки управленческих кадров, сценариев проведения имитационных деловых игр, математических моделей социальных объектов на базе ЭВМ (70-80-годы);

- игротехническая деятельность, основанная на инновационных, организационно-деятельностных и других играх, создающих средства коллективной, межпрофессиональной, мыслительной деятельности по организации процессов решения сложных социальных проблем (80-е годы).

Литература

1. Арасланова Е. А., Гребнева И. В. Центр реабилитации для детей-инвалидов с аномалиями умственного развития, воспитывающихся в семьях в г. Глазово Удмуртской области//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №3. – 1997.

2. Лемищенко В. И. О системе адресной социальной помощи в Свердловской области// Доклад начальника информационно-аналитического отдела Министерства социальной защиты Свердловской области от 12.06.2000 г.

3. Калужский комплексный центр «Звездный» http://www.admobl.kaluga.ru/ new/soc_pol/ osocsf.htm

4. Куприна В. А. Защита прав и интересов детей// Работник социальной службы.- №2.- 2001 г.

5. Зубкова Т.С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.

6. Областной центр срочной социальной помощи г. Новосибирск http://www3.adm.nso.ru/(30.03.04).

7. Центр социально-психологической поддержки населения Администрации Нефтеюганского района Тюменской области http://www.aen.urfo.org/index.asp?(22.02.2001); http://adm.tyumen.ru/ (31.03.04).

8. Комплексный центр социального обслуживания населения г. Томска

http://tomsk.gov.ru/db/web.page?pid=3245(01.03.04)

9. Костенко М. А. Клиенты центра – мужчины //Работник социальной службы. - №4. – 2000. – с. 67-79.

10. Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Томск http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=2333501&s=2 (31.03.04)

11. Официальная информация Министерства труда Республики Хакасия http://mintrudrx.narod.ru/official5.htm (31.03.04).

12. Петухова М. Кризисное отделение для женщин//Социальное обеспечение. - №6. – 2001.

13. Санкт-Петербургское государственное учреждение Социальный приют для детей «Ребёнок в опасности» http://kid-in-danger.narod.ru/ (31.03.03)

14. Саратовский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями http://web.saratov.ru/rcdc/BHTM

15. Новосибирский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями http://www.adm.nso.ru/social/agark/htm

16. Центр психологической помощи женщинам «Ярославна» http://www.wcons.org.ru/news/doc812.shtml (31.03.04).

17. Служба помощи несовершеннолетним женщинам «Голуба» http://www.fabrika. ru/Rbolnaya_tema/art2/view_Article (31.03.04).

18. Центр «Сестры» http://www.7ya.ru/pub/pregn/childorder.asp (31.03.04).

19. Кризисный центр для женщин-жертв насилия в Мурманске «Приют» http://www.murman.ru/priut/sobity.html

20. Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие "Сестры" г. Москва http://www.wcons.org.ru/news/doc008.shtml (31.03.04); http://webwoman.ru/?Text&ID=40932 (31.03.04).

21. Администрация Томской области. Итатский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов http://www.tomsk.gov.ru/db/web.page?piol=3239

22. Заостровский дом-интернат для престарелых и инвалидов http://www.utsr39.ru/struct/hospital/zaostr.htm (31.03.04).

23. Специальный дом для одиноких престарелых Красноярский край, г. Зеленогорск http://adm.zelenogorsk.ru/uszn/dom.htm

24. Общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов "Гросско", г. Москва

а) http://www.inval.intergrad.ru/organizacii/cShag.html (29.03.04);

б)http://dmoz.org/World/ (29.03.04);

в) http://moscow.hrights.ru/deti/data/deti04_07_2001.htm (29.03.04);

г) http://artem2k.aha.ru/link.htm (29.03.04);

25..О социальной реабилитации лиц бомж http://www.info.vyborg.ru/city/3/view544.html (29.03.04)

26. Православная работа в Москве http://www.mariam.ru/

27. Газета.ру, http://gazeta.ru/2002/12/09/moskovskihbo.shtml

28. Дом ночного пребывания и ночлежки

а) http://www.info.vyborg.ru/city/3/view544.html (29.03.04)

б) http://www.ng.ru/2004-03-29/(29.03.04)

в) http://www.homeless.ru/ru/index_ru.php (29.03.04)

Рекомендуемая литература по темам для подготовки рефератов Тема 1. Об основах деятельности территориальных органов управления социальной защиты населения

1. Давыдов И. В. Социальная защита населения в Астраханской области на пороге второго тысячелетия //Работник социальной службы. - №3. – 2000. – с. 33-45.

2. Комиссаров В. А. Деятельность отдела социальной защиты населения Нелидовского района Тверской области//Работник социальной службы. - №4. - 2000.

3. Мокроносов А., Качанова Е. Развитие учреждений социальной защиты населения в регионе //Социальное обеспечение. - №2 – 2000 – с. 22-30.

4. Региональные модели управления социальной работой / Менеджмент социальной работы. Учебное пособие под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. – М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с. 162-170.

5. Управление социальной защиты населения Советского района г.Красноярска//www.kszn.ru.

6. Приоритеты адресной поддержки населения //Орловский вестник. - №6. - 2000.(электронная версия).

Тема 2. Комплексный центр социального обслуживания населения, территориальный центр социальной помощи семье и детям, центр психолого-педагогической помощи населению

1. Донская Н. Д. Заботы населения – заботы центра //Работник социальной службы. - №3. – 2000. – с. 53-58.

2. Дубовская Л. Н. Центр социального обслуживания для разных групп населения //Работник социальной службы. - №4. – 2000. – с. 60-67.

3. Илгамова О. М. Служба практической психологии в системе социального обслуживания населения //Работник социальной службы. - №1. – 2000. – с. 83-99.

4. Кукин К. В. Расширяя диапазон услуг //Работник социальной службы. - №3. – 2000. – с. 58-67.

5. Приложение к постановлению Минтруда России от 27 июля 1999 года №32 // Учреждения социальной защиты. - М., 2000. – с. 91-113.

6. Центр социальной помощи и обслуживания населения «Пенаты» г. Омска / Официальный сайт администрации г. Омска //http// www.omsk.ru/administration/department/social/centers.htm

7. Центр социального обслуживания города Тюмени «Свет добра» /Под ред. Н.С. Игумновой. – Тюмень, 1996.

8. Комплексный центр социальной защиты г.Перми//www.gorodperm.ru/soc_ son.asp.

9. Комплексный центр социального обслуживания населения г.Томска//www.tomsk.gov.ru.

10. Санкт-Петербургское государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Ломоносовского административного района//www.gov.spb.ru/gov/admin/terr/reg_lomonosov/social.

Тема 3. Учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей)

1. Алова Т. Забота у них такая… //Социальное обеспечение. - №7. – 1999. - с. 28-30. 2. Байбурдина Л. С. Помощь детям из семей алкоголиков //Работник социальной службы. - №3. – 2000. – с. 84-86.

3. Байбурдина Л.С. Педагог-психолог центра психолого-педагогической помощи семье и детям (г. Магнитогорск, Челябинская область) // Работник социальной службы. - №3. – 2000. – с. 84-86.

4. Гаджиева Л.Н. Психолого-педагогическая помощь семье // Работник социальной службы №3, 2000 – с. 67-75.

5. Гаджиева Л.Н. Психолого-педагогическая помощь семье //Работник социальной службы. - №3. – 2000. – с. 67-75.

6. Кукин К.В. Расширяя диапазон услуг //Работник социальной службы. - №3. – 2000. – с. 58-66.

7. Лукьяненко Л.С., Степанова Н.А. Опыт работы центра социальной помощи семье и детям Большереченского района Омской области //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №3. – 1997.

8. Маликов Н.С. С семейными бедами в центр //Социальное обеспечение. - №10. – 1999. – с. 17.

9. Маликов Н.С. Совместно с семьей и школой //Социальное обеспечение. - №10. – 1999. – с. 28-33.

10. Нарыкова И.Н., Волохова А.Е. Групповые формы работы с семьей и детьми как одно из направлений деятельности центра //Работник социальной службы. - №3. – 2000. – с. 78-82.

11. Особенности работы районного социально-психологического центра г. Оса Пермской области //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №2. – 1997. – с. 77-83.

12. Свиридов А.Н., Шептенко П.А. Барнаульский центр социально-педагогической помощи семье и детям как институт социального воспитания //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №4. – 2000. – с. 61-75.

13. Сохратова Р.Б., Богданова Т.И. Социально-психологический центр г. Оса Пермской области // Там же.

14. Филатов Ф.Р. Основы психологической помощи детям – жертвам экстремальных ситуаций //Работа социальной службы. - №3. – 2000. - с. 87-92.

15. Ассоциация реабилитации наркоманов «РЕТО Надежда». Центр «РЕТО Надежда» реабилитации наркоманов //www.reto.ru.

16. Дурасова Т.П. Инновации в деятельности социальных приютов // Работник социальной службы. - №4. - 2000. – с. 45-51.

17. Иванова Г.М., Голубь О.В. К вопросу о соц. сиротстве //Вестник благотворительности. – 2001. - февраль.

18. Иовчук Н.М. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 1999.

19. Каверина В.И. Формирование ценностно-нормативных представлений воспитанников Сургутского детского дома по типу «Семья» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №2. – 1997.

20. Кузнецова Ю.О. Опыт работы центра социального здоровья детства, юношества и семьи Костромской области по реабилитации жертв военных действий в Чечне //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №2. – 1997.

21. Новиков П.И. Опыт социально-защитной и адаптивно-реабилитационной работы вспомогательной школы села Чумаково Новосибирской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №4. – 2000.

22. Осипова А.В., Астахова К.М., Солтовец А.В. Из опыта работы Ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №2. – 1998. – с. 65.

23. Олонцева О. Ф. Опыт социальной адаптации и подготовки к взрослой жизни воспитанников дома детства №1 в Перми //Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. - №3. – 1996.

24. Программа социально-психологической реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией Реабилитационного центра «Ступени», г. Одесса. «Ступени» - Международная благотворительная организация. Реабилитационный центр “Ступени”. http://www.adic.org.ua/org/steps/steps.htm.

25. Помощь детям, пострадавшим в экстремальных ситуациях // Работник социальной службы. - №3. – 2000.

26. Пасечкина В.П. Санаторная школа – комплекс, как центр оздоровительно-профилактической, диагностической и реабилитационной службы //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №4. – 1998.

27. Пасечкина В.П. Валеологическая служба в условиях санаторной школы – комплекса №180 г. Железногорска //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №1. – 2001.

28. Садовский М. Г., Семенов С.Д., Стойко Н. Г., Чиганова С.Д. Опыт работы Красноярского центра социального здоровья «Качинский» с девиантными подростками //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №3. – 1996.

29. Чаусова Л.К., Солтовец А.В. Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, в Ростовской области //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №3. – 2000.

30. Чепурный Е.Е. Беспризорники в России //Доклад на конференции в Ханты – Мансийске. – 28.08.2000.

31. Шоптыкольская школа-интернат г. Петропавловска. www.biocomp.narod.ru/trudn.htm.

Тема 4. Учреждения для детей-инвалидов: реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями

1. Арасланова Е.А., Гребнева И.В. Опыт работы центра реабилитации для детей – инвалидов с аномалиями умственного развития, воспитывающихся в семьях //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №3. – 1997. - с. 55-60.

2. Грибанова М.Б. Творческая реабилитация, как путь реадаптации детей-инвалидов в обществе // http:www.good.cnt.ru/family/grib.htm

3. Калинин Ю.В. Реабилитация детей с нарушениями в развитии: основные аспекты и направления //Работник социальной службы. – 2000. - №4. – с. 84-97.

4. Манукьян Э. Реабилитация: системный подход //Социальное обеспечение. - №4. – 2000.

5. Не дай цветку сломаться. - М: Научно-исследовательский институт семьи, 1997.

6. Опыт применения Монтессори-педагогики в социально-реабилитационном центре «Журавушка» г. Самара //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №2. – 2001.

7. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы /Под ред. А.М. Панова. - М., 1997.

8. Вахрушева А.И. Детский дом №3 г. Архангельска: социально-психологическая интеграция детей с нарушениями слуха //http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5 2000/R82.html#R8vahrusheva.

9. Серых Н.А. Социальные службы для детей - инвалидов //Работник социальной службы. – 2000. - №3. – с.76-84.

10. Шульга Е.П. Реабилитационный центр «Добродея» для детей и подростов с ограниченными возможностями (г. Шахты, Ростовская область) //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №4. – 1996.

11. Школа - интернат №2 имени Ныгмета Нурмакова (г. Караганда) //http://karaganda.nursat.kz/~schi2/history.htm/

12. Юрков Н. Для детей-инвалидов //Социальное обеспечение. - №7. –1999.

13. Юрков Н. Успех реабилитации – в её комплексности //Социальное обеспечение. - №7. –1999.

Тема 5. Кризисные центры помощи женщинам

1. Иркутский кризисный центр http://www.womnet.ru/prava/1999/nomer_8/art12.htm (29.03.03).

2. Кризисный центр для женщин и мужчин, подвергающихся домашнему насилию: //http://www.womnet.ru/prava/1999/nomer67/art7.htm

3. Костенко М.А. Клиенты центра - мужчины//Работник социальной службы. - №4. – 2000. – с. 67-79.

4. Некоммерческие организации Алтайского края, кризисный центр для мужчин //http://arw.asu.ru/nko/man/f.ru.html

5. Остановим насилие. Опыт работы Иркутского Кризисного центра /Под ред. И.Я. Шевцовой, Л.П. Свистуновой. – Иркутск: Издательство ИрГТУ, 2000.

6. Опыт работы Российской ассоциации кризисных центров для женщин: http://www.wcons.org.ru/members/info/mi001.shtml (29.03.04)

7. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10.07.1997г. №40 «Об утверждении Примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам» //Библиотека журнала «Социальная защита» - Учреждения социальной защиты. – М., 2000, с. 167-176.

8. Ткач Н., Харитонова С. День за днем»//Социальное обеспечение. – 2000. - №7. -

Тема 6. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров

1. Васильчиков В.М. Специальные дома для одиноких престарелых: правовая база, сеть, недостатки и преимущества //Работник социальной службы. - №3. - 2000. - с. 45-62.

2. Геронтологическая патронажная служба // Реферативный сборник ВИНИТИ. Серия Медицина. Выпуск 2. Геронтология, Гериатрия.-№3. - М., 1997; // Медицинская помощь. - №1. - М.: «Медицина», 1998.

3. Оствеен А. Опыт психотерапии посттравматических состояний голландских участников сопротивления и жертв Второй мировой войны» //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №4. – 2000.

4. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 08.07.97 г. №36 «Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» //Учреждения социальной защиты. – Б-ка ж. «Социальная защита». – М., 2000. – с.18-52.

5. Приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 11.10.93 г. №180 «Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов» //Там же, с.52-65.

6. Приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 25.12.95 г. №312 «О примерном положении и примерных правилах внутреннего распорядка специального дома-интерната» //Там же, с. 65-91.

7. Журнал «Социальное обеспечение»: №4, 5, 8, 9, 10, 11, 12 – 1998 г.; № 1, 2, 8, 10 –1999 г.; №5. – 2000. – с.27-31; №7. – 2000. – с.23-26, 27-29.

Тема 7. Учреждения социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий

1. Решение проблем бомжей: http://www.info.vyborg.ru/city/3/view544.html (29.03.04) http://www.ng.ru/2004-03-29/(29.03.04) http://www.homeless.ru/ru/index_ru.php (29.03.04)

2. Кемеровские бомжи предотвратили экологическую катастрофу //Lenta.ru: В России. //http://lenta.krasnet.ru/russia/2000/08/02/ammiak/(17 апр. 2000г.)

3. О работе дома ночного пребывания «Забота» //Российский журнал социальной работы. – 1996. - №1. – с. 71-72.

4. Приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 25.01.94 г. №10 «О домах ночного пребывания» //Учреждения социальной защиты. – Б-ка ж. «Социальная защита». – М., 2000. – с.131-139.

5. Постановление Правительства РФ от 05.11.95 г. №1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» //Там же, с.123-125.

6. Постановление Правительства РФ от 08.06.96 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» //Там же, с.125-130.

Тема 8. Опыт деятельности общественных организаций по социальной поддержке населения

1. «Дети Марии» - Художественно - реабилитационный центр для сирот и детей с недостатком развития //http://www.reto.ru.

2. Общероссийский общественный фонд «Социальное развитие России» //http://www.aconit.ru/generation.htm.

3. Общественная организация инвалидов и родителей детей – инвалидов «Гросско»

а) http://www.inval.intergrad.ru/organizacii/cShag.html (29.03.04);

б) http://dmoz.org/World/ (29.03.04);

в) http://moscow.hrights.ru/deti/data/deti04_07_2001.htm (29.03.04);

д) http://artem2k.aha.ru/link.htm (29.03.04);

4. Ресурсы Интернет по ДЦП http://sb.balancer.ru/dcp/links/index.htm(29.03.04);

5. Программа творческой реабилитации детей – инвалидов //http://www.good.cnt.ru/family/grib.htm

6. Самарская региональная организация общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане //http://www.civnet.samara.ru

Приложения

Приложение 1

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее именуется - центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом

4. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

П. Организация деятельности центра

5. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Допускается совместное учредительство центра.

6. Центр является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие счета в кредитных организациях, смету, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием. Центр ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

7. Центр может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей может создаваться один центр. 8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

9. В соответствии со своими задачами центр:

а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; б) принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; в) оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; г) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; д) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; е) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; ж) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; з) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; и) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре; к) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; л) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

10. При центре может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии центра. Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются уставом центра.

Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.

III. Условия приема и содержания несовершеннолетних

11. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства. При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение.

12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.

14. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.

IV. Кадровое обеспечение центра

15. На работу в центр принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку. 16. Отношения между работниками и администрацией центра регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

17. Центр устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда.

На работников центра, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, ежегодного отпуска и другие льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

Медицинские работники центра, непосредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами, установленными для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.

V. Управление центром

18. Центром руководит директор, назначаемый органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Назначение на работу директора центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом центра.

VI. Имущество и средства центра

19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за центром имущество в оперативном управлении. Центр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном управлении, допускается только в порядке и в случаях, установленных гражданским законодательством.

20. Финансирование центра осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансирование центра может осуществляться на основе нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от вида учреждения.

Привлечение центром дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования за счет средств его учредителя (учредителей).

21. Центр вправе осуществлять предусмотренную уставом приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Оставшееся после ликвидации центра имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Приложение 2

Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 r.N 670 "Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий" (с изменениями от 6 июля 1999 г.) - извлечения.

Правительство Российской Федерации постановляет:

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г N 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4454) утвердить прилагаемое Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.

Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин

Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность учреждений социальной помощи (домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации и других), создаваемых в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий (далее именуются - учреждения).

2. Основными задачами учреждения являются: предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь - лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

4. Для обеспечения общественного порядка, предупреждения и своевременного пресечения преступлений и иных правонарушений в учреждении в установленном порядке создается круглосуточный пост милиции общественной безопасности, содержащийся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

8. В соответствии со своими основными задачами, учреждение осуществляет:

• предоставление для временного пребывания или ночлега отдельного койко-места с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены (мыло, полотенце);

• обеспечение талонами на одноразовое (в сутки) бесплатное питание на срок, определяемый для каждого типа учреждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

• оказание первой доврачебной помощи и проведение санитарной обработки;

• направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения;

• содействие в обеспечении нуждающихся протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями;

• содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе;

• оформление в случае необходимости в дома-интернаты;

• оказание содействия в назначении, перерасчете и выплате пенсий (в центре социальной адаптации);

• содействие в трудовом устройстве, в том числе, на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях;

• содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность;

• содействие в получении страхового медицинского полиса;

• оказание разносторонней помощи, в том числе - в виде консультаций по юридическим вопросам, бытовых услуг и предоставление других видов социального обслуживания.

9. Срок пребывания в учреждении устанавливается для каждого типа учреждения органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

10. Для оказания первой доврачебной помощи непосредственно в учреждении организуются медицинский пункт, возглавляемый фельдшером (медицинской сестрой), и помещение для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды. В учреждении, согласно требованиям органов санитарно-эпидемиологического надзора, оборудуются изоляторы из расчета 4 места на 25 коек.

IV. Условия приема и содержания в учреждении

18. В учреждение принимаются лица, не имеющие определенного места жительства и занятий, из числа указанных в пункте 2 настоящего Примерного положения.

19. Регистрация лиц, поступивших в учреждение, осуществляется администрацией учреждения в соответствии с инструкцией, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации.

20. Прием лиц в учреждение осуществляется в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

21. Пребывающим в учреждении пенсионерам выплата пенсии производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Лица, пребывающие в учреждении, с учетом состояния здоровья, физических и психических возможностей могут:

• привлекаться на добровольной основе к работе в подразделениях, создаваемых при учреждении;

• приниматься, по усмотрению руководителя учреждения, на временную работу, в том числе, с неполным рабочим днем или на штатную должность в данном учреждении, если работа им не противопоказана, пользуясь при этом всеми правами, предусмотренными законодательством о труде.

V. Права и обязанности лиц, пребывающих в учреждении

23. Лица, пребывающие в учреждении, имеют право:

• обращаться непосредственно к администрации учреждения по вопросам, связанным с их пребыванием в учреждении;

• обращаться с заявлениями в органы представительной и исполнительной власти, суд, прокуратуру, а также в общественные организации ветеранов и инвалидов;

• пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

24. Пребывающие в учреждении лица обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка (бережно относиться к имуществу и оборудованию учреждения, соблюдать чистоту в комнатах и местах общего пользования и т.п.).

25. Выписка из учреждения пребывающих в нем лиц ранее установленного срока производится по их заявлению или по решению руководителя учреждения за систематическое нарушение ими правил внутреннего распорядка.

Приложение 3

Постановление Министерства труда и социального развития

Российской Федерации от 10 июля 1997г. № 40

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КРИЗИСНОМ ЦЕНТРЕ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ

1. Общие положения

1.1 Кризисный центр помощи женщинам (далее - Центр) является учреждением государственной (муниципальной) системы социального обслуживания населения, предназначенным для оказания женщинам, находящимся в кризисной ситуации, социальной помощи различных видов.

1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполни тельной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения.

1.3. Свою деятельность Центр осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также Примерным положением о Кризисном центре помощи женщинам (далее -Положение).

1.4. Центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также за счет доходов от хозяйственной и иной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

1.5. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют координацию деятельности центров, расположенных на их территории, и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.

1.6. Для размещения Центра в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач этого учреждения и рас полагать всеми необходимыми видами коммуникаций (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон и пр.), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.

1.7. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, бланк со своим наименованием, открывает счета в банках (включая валютные), в том числе внебюджетный счет для поступления средств от предприятий и организаций, общественных объединений и граждан.

1.8. Штатное расписание Центра утверждается директором Центра в пределах уставов ленного фонда оплаты труда (Примерное штатное расписание - приложение к настоящему Положению).

1.9. Правила внутреннего трудового распорядка Центра утверждаются общим собранием (конференцией) его работников по представлению администрации Центра, а правила поведения граждан, обслуживаемых Центром, директором Центра.

1.10. Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями социальной защиты населения, взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с населением, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях эффективной социальной поддержки женщин, находящихся в кризисных ситуациях.

1.11. При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности.

1.12. Ответственность за соблюдение анонимности, прав и свобод женщин, обратившихся в Центр, несет как руководство, так и каждый сотрудник Центра в рамках действующего законодательства.

II. Цель, задачи и основные направления деятельности Центра

2.1. Целью создания Центра является: оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и др. помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.

2.2. Основными задачами Центра являются: создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье; привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.

2.3. Деятельность Центра направлена на:

• выявление совместно с государственными органами и общественными объединениями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции, комитетами Общества Красного Креста, ассоциациями много детных, неполных семей, обществами инвалидов и другими) женщин, остронуждающихся в незамедлительной социальной защите и помощи;

• предоставление клиентам Центра необходимых социальных услуг разового или постоянного характера;

• поддержка женщин в решении проблем мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций;

• социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, предоставление временного приюта;

• повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;

• помощь женщинам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений;

• социально-психологическая помощь женщинам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни,

• рекламно-пропагандистская работа (распространение информации о задачах и перечне услуг, оказываемых Центром, пропаганда в местных средствах массовой информации о деятельности Центра).

2.4. Центр оказывает социальные услуги следующим категориям женщин:

• подвергшимся психофизическому насилию,

• потерявшим родных и близких (вдовы); имеющим детей-инвалидов; женщинам-инвалидам;

• одиноким матерям с несовершеннолетними детьми; несовершеннолетним матерям;

• беременным женщинам, в т.ч. несовершеннолетним и одиноким; женщинам из неполных семей;

• находящимся в пред разводной и после разводной ситуации;

• находящимся в конфликте с семьей;

• находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

• самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и школ-интернатов;

• женщинам, вышедшим на пенсию и испытывающим психологический дискомфорт, в т.ч. одиноким пожилым женщинам, брошенным детьми.

2.5. Центр может оказывать социальные услуги женщинам как обратившимся по собственной инициативе, так и по направлению органов системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости, миграции и других.

2.6. Социальные услуги оказываются Центром, как правило, бесплатно.

По решению руководства Центра и местной администрации отдельные виды социальных услуг могут предоставляться за плату. Денежные средства, взимаемые за предоставление этих социальных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие, улучшение социального обслуживания клиентов сверх выделяемых ассигнований по бюджету.

III. Структурные подразделения Центра

3.1. Центр может иметь следующие подразделения: Отделение дневного пребывания;

Стационарное отделение.

3.2. Отделение дневного пребывания предназначается для:

• диагностики состояния женщин;

• разработки мероприятий по реабилитации женщин и координации их выполнения;

• оказания экстренной психологической помощи по телефону доверия;

• организации поэтапного выполнения мероприятий по реабилитации женщин;

• оказания женщинам медико-социальной, психолого-педагогической, юридической, бытовой помощи;

• проведения досуговых мероприятий (в т.ч. с целью профилактики);

• индивидуальной работы с клиентами по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка;

• консультирования по медико-социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, сексуальные расстройства, психосексуальное развитие и др.);

• содействия в направлении в специализированные учреждения лиц, требующих лечения в специализированных учреждениях органов здравоохранения.

Отделение работает в течение рабочей недели в дневное и вечернее время.

3.3. Стационарное отделение создается для пребывания в нем женщин и обеспечивает бытовые, психологические и прочие условия их жизнедеятельности на срок не более двух месяцев.

Основными направлениями деятельности отделения являются:

• обеспечение доступной, своевременной и эффективной помощи женщинам, нуждающимся во временном приюте;

• оказание квалифицированного и разностороннего (психологического, педагогического, медицинского, юридического и др.) консультирования в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;

• проведение индивидуальных диагностических бесед с целью выявления актуальных проблем и степени психологического стресса, помощь в их разрешении, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;

• предоставление бесплатного питания;

• содействие в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности женщин в семье, на работе или иной среде жизнедеятельности;

• привлечение к сотрудничеству организаций, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку. Оказание помощи женщинам осуществляется в любое время суток. Независимо от места жительства любая женщина в Центре может получить первичную консультацию специалистов.

В ряде конкретных случаев женщины могут проходить курс реабилитации (независимо от места жительства) в отделении дневного пребывания и в стационарном отделении.

Срок пребывания в Центре зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей обратившихся за помощью, но не более двух месяцев.

Основой жизнедеятельности женщин, проживающих в Центре, являются: взаимопомощь, самообслуживание, соблюдение нравственных общечеловеческих норм общежития. Права и обязанности проживающих в отделении регламентируются документами, утвержденными директором Центра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: