Христос и Ветхий Завет

Новый Завет довольно часто обращается к Ветхому, и мы можем с уверенностью сказать, что и по частоте, и по постоянству этого обращения первенство принадлежит Самому Иисусу39. Согласно Евангелиям Иисус обращался к Ветхому Завету в Своей земной жизни. Во время искушения Он отвечал сатане цитатами из него; Он не хотел поступать вопреки его учению40. Он очистил Храм, исходя из того, что было сказано о нем в Ветхом Завете41. Он знал, что ему надлежит пострадать, ибо об этом говорил Ветхий Завет42.

Иисус утверждал, что в Ветхом Завете говорится о Нем и что в Нем Ветхий Завет исполняется. Поэтому первым записанным словом Его в Писании было слово “исполнилось”43. Прочитав в назаретской синагоге 1 - 2 стихи 61 главы Книги Пророка Исаии, Он сказал, что “ныне исполнилось писание сие”44. Согласно четвертому Евангелию Он утверждал, что Писания свидетельствуют о Нем45. Согласно Евангелию от Луки Иисус, “начав от Моисея, изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании”46.

Иисус считал Ветхий Завет богодухновенным. Говоря о разводе, Он цитирует 23 - 24 стихи из 2 главы Книги Бытия как слова, сказанные Богом, хотя в самой Книге эти слова авторские. Таким образом, Иисус расценивает ветхозаветный текст как Слово Божие, даже если приводимые слова и не приписываются непосредственно Богу47. Цитируя 109 псалм, Он поясняет: “Ибо сам Давид сказал Духом Святым...”; то есть написание псалма Он относит как к вдохновению, исходящему от Святого Духа, так и к труду библейского писателя48. В споре с саддукеями Иисус сказал им, что они заблуждаются, “не зная Писаний, ни силы Божией”, а затем привел 6 стих из 3 главы Книги Исхода как сказанное Богом49. Таким образом, Он видел в Ветхом Завете источник истинного познания Бога и Его характера, а также окончательный ответ на религиозные вопросы.

Иисус признавал верховный авторитет Ветхого Завета. Он говорил, что пришел не нарушить закон или пророков, а исполнить, и “доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все”50. Вовсе не предполагая упразднить закон, Он усматривал в нем более глубокий смысл и настаивал на том, чтобы он соблюдался не только в поступках, но также в мыслях и побуждениях51. Иисус рассматривал Ветхий Завет как Слово Божие, данное народу через Моисея и пророков, причем таким образом, что не принявший это Слово не сможет поверить, даже если кто из мертвых встанет52. Таким образом, Он рассматривал авторитет Ветхого Завета как достаточно очевидный и не нуждающийся в чуде для своего подтверждения.

Иисус постоянно ссылался на Ветхий Завет, показывая, что Его мысли заняты им53. Согласно евангельским свидетельствам Он по-разному оспаривал верования и религиозную практику современных Ему иудеев, однако ни разу не противоречил их взляду на Ветхий Завет как верховный авторитет в духовной жизни. Он утверждал, что говорит и поступает как наделенный божественной властью54, но никогда не противопоставлял это авторитету Ветхого Завета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: