Опыт «Ознакомление с воздухом»

Цель: познакомить детей со способами обнаружения воздуха; показать, что воздух есть не только в окружающем нас пространстве, но и в воде, губке, земле, всюду. Воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.

Методические приемы: игровая ситуация, вопросы детям, анализ, показ, практическая деятельность детей.

Материал: аквариум (у воспитателя), тазики с водой (у детей), стаканы с водой, соломка для коктейля, кусочек губки, кусочек кирпича, горсть земли.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, что нас всюду окружают воздуха, рассматривание иллюстраций, работа с книгой «Почемучка», опытническая деятельность с целлофановым пакетом, шариком, со стаканом.

Словарная работа: воздух, пузырьки, земля, воздух выходит, воздух невидим, ощущаем, чувствуем.

Ход занятия: Дети находятся в групповой комнате. Появляется поросенок Фунтик с воздушным шариком в руке: «А вот и я!»

Дети: Здравствуй, Фунтик!

Фунтик: Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам не с пустыми руками, а принес в подарок воздушный шарик.

Вдруг шарик поднимается вверх и со свистом сдувается. Фунтик: Ой, ой, ой! Спасайся кто может! Воспитатель: Что случилось, что ты так расшумелся? Фунтик: Неужели вы не слышите ужасный свист? Воспитатель: Вот чудак! Ребята, объясните, пожалуйста, что произошло.

Дети: (ловят шарик) Когда мы надуваем шарик, то заполняем его воздухом. Если шарик сдувается, значит воздух из него выходит.

Фунтик: Что еще за воздух. Что-то я его не вижу!

Дети: Воздух мы не видим, но он окружает нас всюду.

Воспитатель: Правильно, ребята. Воздух невидим. Но, если вам стало жарко, взмахните рукой у лица. И какое при этом возникает ощущение?

Ответы детей:...

Воспитатель: А теперь у вас озябли ладошки. Как вы их согреете, что чувствуете при этом? Ответы детей:...

Воспитатель: Если подуть на руку, как будто сдуваем пушинку, то при этом, что ощущаете?

Ответы детей:... (в ответах принимает участие и поросенок).

Воспитатель: Все эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, руки. Хотя воздух и не виден, но мы можем его, что...?

Дети: Ощущать, чувствовать.

Фунтик: Все очень интересно. Но мне не понятно, почему воздух находится всюду?

Воспитатель: Это мы можем показать из опытов. Я думаю, что ребята мне помогут?

Детям предлагается взять соломку и стакан с водой. Один конец соломки опустить в стакан, другой конец взять в рот и осторожно подуть.

Воспитатель: Ребята, что вы наблюдаете?

Дети: В воде образуются пузырьки воздуха.

Воспитатель: Правильно, мы выдыхаем воздух и он в воде виден в виде пузырьков. Посмотрите внимательно в тазике с водой, что вы видите у стенок?

Дети: Мы видим пузырьки. В воде есть воздух.

Фунтик: А где еще есть воздух?

Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет следующий

опыт.

Детям предлагается взять губку и рассмотреть ее. Внимание акцентируется на том, что в губке есть отверстия - "дырочки". Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в этих дырочках? Дети: В них воздух.

Воспитатель: Да, действительно, в отверстиях есть воздух. Как вы думаете, что случится, если губку погрузить в воду?

Дети: Воздух из дырочек начнет выходить, в воде появятся пузырьки.

Фунтик: Надо проверить.

Производится проверка: губку погружают в воду, при этом выделяются пузырьки воздуха.

Поросенок: А в земле есть воздух?

Воспитатель: И это можно проверить. Ребята, какой следует провести опыт?

Дети предлагают:...

Производится проверка: бросают в воду комок земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод.

Воспитатель: Ребята, Фунтик заметил и в этом случае пузырьки. Значит следует вывод.

Дети: В земле есть воздух.

Точно также определяется наличие воздуха в кирпиче.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите мне, пожалуйста, для чего мы проводили опыты?

Дети: Чтобы убедиться и показать поросенку, что воздух есть всюду.

Воспитатель: Правильно. Воздух есть и в комнате, и в целлофановом мешочке, в резиновом шарике, в.воде, земле. Он всюду вокруг нас.

Фунтик: Ребята я вижу все знают. А вот знают ли наши гости...?

Воспитатель: Мы сейчас проверим. Ребята загадают загадку, а вы попробуйте отгадать.

Дети: Можно ли сделать так, чтобы кораблик опустился на дно, но при этом чтобы флажок не замок?

Для этого дети на воду опускают кораблик с флажком, он плавает.

Ответ: Накрыть корабль стаканом и опустить его на дно тазика. Флажок, когда его опустили был в стакане, в вода в стакан не идет, там воздух. А раз воды нет, она намочить флажок не может.

Воспитатель: Гости тоже молодцы. И мы всегда им рады.

Фунтик: Теперь и я знаю, что воздух всюду окружает нас.

Воспитатель: Мы с ребятами, чтобы закрепить полученные знания, организовали выставку воздушных шаров. И сейчас гостей и тебя Фунтик приглашаем поближе рассмотреть ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: