Актер – рассказчик и иллюстратор, недраматургический литературный материал.
34. ТЕАТР ПОВСЕДНЕВНОСТИ (Уэскер, Кретц)
a. Принцип китчевый – безвкусно, но красочно украшено;
b. Принцип неонатурализма – предметом наблюдения объявляется «весь человек» и сообщается о нем «вся правда», герой в сюжете часто душевнобольной.
35. СПОНТАННЫЙ ТЕАТР (АВТОНОМНЫЙ) (Кантор, Евреинов)
Нет границ между жизнью и игрой, сценой и залом. Принцип – театр без зрителя, все есть участники действия.
36. ТЕАТР УЛИЦЫ (РАЗНОСТИЛЕВОЙ)
Место игры: улица, площадь, парк, рынок, метро, вокзал, электричка, и т.п.
37. АТМОСФЕРНЫЙ ТЕАТР (А. Васильев)
38. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (ТЕАТР СТИЛИЗАЦИЙ)
В основе специфика национального темперамента, национальных эстетических приоритетов, национальной природы восприятия искусства, национальной смеховой культуры.
39. ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ)
Японский театр Но, Кабуки, китайская национальная опера, Южно-американский театр «Рабиналь-Ачи», тибетский театр «Цам».
ТЕАТР МАСКУЛЬТА
НАРОДНЫЙ ТЕАТР
ТЕАТР УЧАСТИЯ
ТЕАТР СВЕРХИЛЛЮЗИИ
ТЕАТР В КРЕСЛЕ
ТЕАТР МИНИМАЛЬНЫЙ
ТЕАТР НЕВИДИМЫЙ
ТЕАТР ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЕЖИССЕРСКОЙ СИСТЕМЫ
Режиссерская постановочная система (как стиль) рождается из определенного круга составляющих:
1. Мировоззрения режиссера.
2. Философских принципов и взглядов.
3. Личностной концепции Бытия и искусства.
4. Выбора способа познания и отражения Мира.
5. Суммы представлений и отношений.
6. Выбор системы театральных знаков.
7. Выбор театрального языка.
8. Выбор театрального кода (системы тропов, символов, моделей).
9. Выбор театрального принципа как творческой и мировоззренческой манифестации.
10. Способ организации театрального времени и пространства.
11. Выбор театральной медиатизации и ее уровень (т.е. внедрение достижений технических искусств и технических средств).
Глава 4.
РЕЖИССЕРСКИЙ ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН
(Данный режиссерский постановочный план является базовой справочной моделью)
«Искусство вначале все разлагает, разделяет, а затем соединяет – смерть смертию поправ».
Н. Федоров.
«Искусство не должно знать прав, только обязанности. Искусство должно быть философским».
С. Булгаков.
«Триединая задача искусства:
a. Объективация идей, которые не может выразить природа.
b. Одухотворение природной Красоты.
c. Ощутительное изображение Природы и Бытия в прошлом, в настоящем и будущем».
В. Соловьев.
«Искусство воспроизводит постигнутые созерцанием вечные Идеи».
А. Шопенгауэр.
«Искусство дает истину Бытия, хранит Бытие, дает человеку защищенность и надежность».
М. Хайдеггер.
«В искусстве достигается «бесконечность» Идеала – недостижимого ни в науке, ни в практической деятельности».
Ф. Шеллинг.
«Искусство развивается по единому замкнутому циклу от ближнего видения предметов зримого Мира к видению дальнего – не зримого».
Х. Ортега и Гасет
«Творческая деятельность мирового Духа – есть Абсолютная Идея. Чувственное отражение этой Идеи – есть Прекрасное. Форма искусства – есть ступени развития Идеала как атрибута Прекрасного».
Ф. Гегель.
«Основной вопрос философии театра.
Предмет театрального изображения – переживания от /пере-жить/.
Специфика театрального искусства – искусство времени и пространства. Основанием специфики служит Становление.
Процесс становления рождается при условии, что театр дает впечатления от динамики и напряжения повествования через показ и подражание:
a. Происхождение образа.
b. Его возникновение.
c. Его постижение.
d. Его исчезновение.
Театр – это «ВСЕ ВО ВСЕМ».
Театр – это идеал пластичности и подвижности, это символ Бытия.
Театр – источник всех начал в человеке.
Основное пространство поиска в современной философии театра лежит между Мистерий – Мифом и Игрой, т.е. от Шпенглера до Хейзинга.
Театр восприимчив на воздействие:
- Мировых общественных процессов (общественные идеи);
- Мировых философских процессов (философские идеи);
- Мировых научных процессов (научные идеи);
- Мировых культурных (эстетических) процессов (течения, направления, стили, манеры, техники);
- Мировых театральных процессов (театральные идеи и режиссерские системы).
Направление и течение – принцип отражения.
Стиль – принцип изображения.
Метод – художественный способ видеть и постигать».
А. Лосев.
РАЗДЕЛЫ
Режиссерского постановочного плана.
РАЗДЕЛ 1. Экспозиция.
Анализ содержания драматургического текста.
РАЗДЕЛ 2. Экспликация.
Решение формы сценического высказывания.
РАЗДЕЛ З. Моделирование.
Воплощение формы сценического произведения.