double arrow

Способности и задатки. Акселерация


Способности – такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности.

Виды:

1) Общие способности (проявляются в большинстве видов деятельности): умственные, физические, способности к обучению.

2) Специальные способности (узкие, профессиональные): технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические.

Одаренность = общие + специальные способности.

Талант – высокая степень одаренности в какой-либо области

Особенности способностей: внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления.

Предпосылки развития способностей.

Задатки – анатомо-физиологические предпосылки развития способностей (тип н.с., особенности строения мозга, органов чувств, телосложения, физическая сила и т.п.). Они могут передаваться по наследству.

На основе одних и тех же задатков могут развиться разные способности. Например, острота зрения и точность движения – в основе способностей художника, часового мастера.

Акселерация – ускоренное индивидуальное развитие, по которому среднефизические и психофизиологические константы ребенка или подростка опережают оптимальные.

Теории возникновения акселерации: гелиогенная теория (влияние солнечной энергии), теория гетерозии (разнонациональные браки), теория урбанизации (развитие городов ускоряют половое созревание), нитритивная теория (улучшение, витаминизация питания), теория радиоактивного излучения (парниковый эффект).


Сейчас читают про: