Способности и задатки. Акселерация

Способности – такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности.

Виды:

1) Общие способности (проявляются в большинстве видов деятельности): умственные, физические, способности к обучению.

2) Специальные способности (узкие, профессиональные): технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические.

Одаренность = общие + специальные способности.

Талант – высокая степень одаренности в какой-либо области

Особенности способностей: внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления.

Предпосылки развития способностей.

Задатки – анатомо-физиологические предпосылки развития способностей (тип н.с., особенности строения мозга, органов чувств, телосложения, физическая сила и т.п.). Они могут передаваться по наследству.

На основе одних и тех же задатков могут развиться разные способности. Например, острота зрения и точность движения – в основе способностей художника, часового мастера.

Акселерация – ускоренное индивидуальное развитие, по которому среднефизические и психофизиологические константы ребенка или подростка опережают оптимальные.

Теории возникновения акселерации: гелиогенная теория (влияние солнечной энергии), теория гетерозии (разнонациональные браки), теория урбанизации (развитие городов ускоряют половое созревание), нитритивная теория (улучшение, витаминизация питания), теория радиоактивного излучения (парниковый эффект).




double arrow
Сейчас читают про: