Вам, наверное, приходилось наблюдать, как еще вчера ребенок был типичным дошкольником, со всеми присущими ему особенностями, а сегодня он, сияющий, в праздничной одежде, с букетом цветов, важно шагает в школу. У него появляются новые черты, новые заботы, новые друзья, новые виды работы. И хотя у него еще осталось немало черт дошкольника: он еще не умеет слушать учителя, ему трудно просидеть 45 минут на уроке, у него слабо развито внимание, – но это уже школьник.
Развитие ребенка, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в смене форм отражения. Один этап развития подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий в снятом виде прошлый. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов, их функций, а также с накоплением жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности в протекании сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных процессов.
|
|
Уровень развития не есть только результат прожитых лет. Решающее влияние на развитие в любом возрасте, особенно в детском, оказывает система воспитательных воздействий. Отсюда следует вывод, что воспитание по содержанию, формам и методам должно быть динамичным, строиться с учетом этапов возрастного развития.
Возрастные периоды – необходимые стадии развития каждого нормального ребенка. Однако продолжительность того или иного этапа развития детей в разные общественно-исторические эпохи неодинакова. Относительно продолжительности возрастного развития ученые отмечают, что для современных детей характерны рост темпов соматического развития, более раннее начало окостенения скелета, ускорение сроков полового созревания.
Акселерация отмечается во всех странах у детей раннего возраста – в виде удвоения веса уже к 4-4,5 месяцам (вместо 5-б месяцев), более раннего прорезывания зубов, увеличения объема груди, что свидетельствует о большей емкости легких, и др. То же происходит и у детей школьного возраста. Однако бурное физическое созревание, как правило, не сопровождается столь же быстрыми темпами психического развития. Вполне очевидно, что явление акселерации ставит много вопросов перед гигиеной и педагогикой.