double arrow

Воспитание и этапы возрастного развития детей


Вам, наверное, приходилось наблюдать, как еще вчера ребенок был типичным дошкольником, со всеми присущими ему особен­ностями, а сегодня он, сияющий, в праздничной одежде, с буке­том цветов, важно шагает в школу. У него появляются новые чер­ты, новые заботы, новые друзья, новые виды работы. И хотя у не­го еще осталось немало черт дошкольника: он еще не умеет слу­шать учителя, ему трудно просидеть 45 минут на уроке, у него слабо развито внимание, – но это уже школьник.

Развитие ребенка, совершаясь во времени, имеет свои внутрен­ние закономерности, определенную периодичность в смене форм отражения. Один этап развития подготавливает новый этап, ка­чественно отличный от первого, хотя и включающий в снятом виде прошлый. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов, их функций, а также с накоплением жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности в протека­нии сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных процессов.

Уровень развития не есть только результат прожитых лет. Решающее влияние на развитие в любом возрасте, особенно в детском, оказывает система воспитательных воздействий. Отсю­да следует вывод, что воспитание по содержанию, формам и ме­тодам должно быть динамичным, строиться с учетом этапов воз­растного развития.

Возрастные периоды – необходимые стадии развития каждого нормального ребенка. Однако продолжительность того или иного этапа развития детей в разные общественно-исторические эпохи неодинакова. Относительно продолжительности возрастного разви­тия ученые отмечают, что для современных детей характерны рост темпов соматического развития, более раннее начало окостенения скелета, ускорение сроков полового созревания.

Акселерация отмечается во всех странах у детей раннего возрас­та – в виде удвоения веса уже к 4-4,5 месяцам (вместо 5-б меся­цев), более раннего прорезывания зубов, увеличения объема груди, что свидетельствует о большей емкости легких, и др. То же проис­ходит и у детей школьного возраста. Однако бурное физическое соз­ревание, как правило, не сопровождается столь же быстрыми тем­пами психического развития. Вполне очевидно, что явление аксе­лерации ставит много вопросов перед гигиеной и педагогикой.


Сейчас читают про: