XVIII век — эпоха Просвещения. Мыслители, писатели, художники и музыканты разных стран прониклись новой идеологией — идеологией освобождения людей от церковных, феодальных, средневековых предрассудков, идеями распространения знаний, преклонением перед личностью и здравым смыслом. Титанами Просвещения были французские философы и социологи: Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо. Многие из них стали кумирами не только для представителей третьего сословия, но и для могущественных государей.
Одним из властителей дум был, безусловно, Жан Жак Руссо. Он родился в 1712 г. в Женеве в семье часовщика. В 1741 г. Руссо переехал в Париж, где сблизился с французскими энциклопедистами, особенно с Дидро. В 1743–1744 гг. он занимал пост секретаря французского посольства в Венеции.
В 1750 г. вышел трактат Руссо «Рассуждение о науках и искусствах», в котором автор противопоставлял несправедливое общество его «естественному состоянию», где все люди свободны и равны между собой, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. Автор обосновывал право народа на восстание: по его мнению, современное государство держится силой и только сила может его низвергнуть. В 1755 г. был опубликован еще один трактат Руссо — «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми», в котором он обличал частную собственность как основную причину неравенства.
В 1762 г. философ опубликовал политический трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Эта работа быстро стала популярной и оставалась таковой еще много десятилетий, на ее основе было создано немало политических программ тайных обществ и легальных политических партий, ее обсуждали в учебных заведениях и аристократических салонах. Постепенно выражение «общественный договор Руссо» стало таким же устойчивым, как впоследствии выражение «теория относительности Эйнштейна».
В «Общественном договоре» Руссо развил идею предыдущих своих трудов о том, что государство возникает на основе добровольного союза людей. Он выступил с радикальной для своего времени политической программой, лейтмотивом которой была идея демократической организации государственной жизни посредством «общественного договора», утверждающего «царство разума» и обеспечивающего народный суверенитет. Таким образом, должен произойти переход от «естественного состояния» к гражданскому, которое изменяет человека и при этом наделяет его многими преимуществами, а именно, создает из «ограниченного животного разумное существо — человека». Человек же в гражданском состоянии приобретает моральную свободу, «ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам для себя установил, есть свобода».
При этом Руссо подчеркивал, что между гражданами путем договора устанавливается равенство, в силу которого они все пользуются равными правами. Любое правление, которое следует общей воле, должно быть основано на законах. Руссо критиковал систему английского парламентаризма, отстаивая идею народного суверенитета и народовластия, и, опираясь на опыт античного полиса и швейцарских кантонов, выступал за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан.
Всякое правительство временно и может быть отменено народом, поручения которого оно выполняет. В этом автор «Общественного договора» расходился с Вольтером, который с неизменным презрением говорил о «черни». «Не существует в Государстве никакого основного закона, который не может быть отменен, не исключая даже и общественного соглашения. Ибо если бы все граждане собрались, чтобы расторгнуть это соглашение с общего согласия, то можно не сомневаться, что оно было бы вполне законным образом расторгнуто…» Но, обладая суверенными правами в государстве, народ, по мнению Руссо, со своей стороны, обязан уважать принадлежащие ему права и, вместе с тем, быть преданным известным установленным принципам религии, морали и быта; сомнения в этих принципах или нарушение их является преступлением против общественного блага.
Руссо очень эмоционально выступал в защиту бедняка, которому «чем больше должно человечество, тем меньше оно дает ему прав». Всем господствующим классам Руссо противопоставлял класс крестьянства — как лучший и достойнейший класс общества. В земледелии он видел «естественный род труда, единственный действительно необходимый и наиболее полезный». При этом мелкую собственность, основанную на личном труде, просветитель считал незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода.
Общественно-политическая концепция Руссо является идеальной проекцией будущего буржуазно-демократического государства, основанного на идеальном равенстве. Теория государства у Руссо, по сути, это теория революции. Нет ничего удивительного в том, что в «Общественном договоре» искали основные принципы своей политики якобинцы. «Договор» был настольной книгой Робеспьера, эпохальный труд Руссо оказал существенное влияние и на Конституцию США.
Работы Руссо «заинтересовали» власти. В 1762 г. после выхода в свет педагогического романа «Эмиль» и «Общественного договора» писатель, опасаясь ареста, уехал в Швейцарию и вернулся в Париж через восемь лет. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. Последние годы жизни Руссо провел в деревне. Он умер в 1778 г. В период якобинской диктатуры останки Руссо были перенесены в Пантеон. Этим революционеры воздали должное человеку, который своей работой приблизил их триумф, идеологически обосновал необходимость перемен.