Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.
Выделяются следующие виды воспитания человека:
По содержанию воспитания: умственное, трудовое, физическое, нравственное, духовно-нравственное, эстетическое, правовое половое и полоролевое, экономическое, экологическое (автор концепции — Е.К. Янакиева) и т. д.
По институциональному признаку:
Семейное, религиозное, социальное (в узком смысле), дизсоциальное (асоциальное) коррекционное.
По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким): авторитарное, свободное, демократическое.
|
|
В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как
социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.