double arrow

Назовите структурные и функциональные компоненты педагогической системы. Дайте им краткую характеристику


Структурные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены в деятельность учителя, обеспечивают достижение образовательных целей и образуют при этом функциональные компоненты педагогической системы.

1. Мотивационно-личностный. С одной стороны, организация процесса обучения предполагает определенный уровень педагогического мастерства учителя, связанного с его профессионально значимыми личностными качествами и мотивационной готовностью к организации процесса обучения. С другой стороны, исходным ориентиром в его организации обучения выступают познавательные возможности и уровень готовности учащегося, его мотивация, познавательные потребности и интересы, которые необходимо развивать в процессе обучения.

2. Целевой. Цели школьного обучения задаются общими образовательными целями современного общества. Они определяют цели и задачи к конкретному учебному процессу.

3. Содержательный. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащимся для реализации целей и задач обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы для школьного образования, а также учебные программы для изучения учебных дисциплин.




4. Операционно-деятельностный. Этот компонент включает формы, методы, приемы, технологии обучения. Реализация целей и задач обучения осуществляется посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, приемов, технологий, организационных форм.

5. Дидактические условия. Процесс обучения не может состояться, если не созданы условия, обеспечивающие его эффективное осуществление: организационные, материальные и психологические. К организационным условиям относятся: временные рамки и режим обучения, организационная структура учебного процесса, его пространственная организация – расположение участников в пространстве учебной аудитории и т.д Материальные условия связаны с обеспечением учебного процесса средствами обучения: техническая оснащенность учебного процесса, наличие наглядных средств, учебно-методического комплекса преподавателя (УМК), пособий и разработок для организации самостоятельной работы студентов. Психологические условия связаны с коммуникативным обеспечением учебного процесса и определяются способностью педагога управлять общением, а также организовать коммуникативное взаимодействие и отношения в группе, обеспечивающие благоприятный психологический климат в процессе обучения.

6. Контрольно-регулировочный компонент является составной частью процесса обучения. Его значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию - вносить изменения во все его другие компоненты.



7. Оценочно-результативный. Завершенность и результативность процесса обучения связана с реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов. Поэтому любой цикл обучения завершается анализом его результатов и этим же начинается новый посредством постановки целей и задач на основе анализа предыдущего этапа обучения. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценки его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа как свойств личности учащегося и самого учителя, а также для формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед у того и другого. В соответствии с этим завершающий этап процесса обучения включает в себя: а) анализ и оценку результатов деятельности учащихся; б) анализ и оценку результатов деятельности учителя.

В основе функциональных компонентов лежат устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога.

Функциональные компоненты –

педагогический анализ,

целеполагание и планирование,

организация,

контроль,

регулирование и корригирование отражают

Билет 12. Специфика реализации педагогических систем разных уровней системы непрерывного образования.



Важнейшим объединяющим принципом многоуровневого образовательного комплекса является согласованность учебных планов и программ различных уровней и видов образования, начиная от общего среднего, заканчивая послевузовским и включая дополнительное профессиональное. Такой подход обеспечивает максимально возможную академическую мобильность.

Основные принципы можно сформулировать следующим образом:

1) непрерывность образования, начиная с общего среднего, заканчивая послевузовским (аспирантура и докторантура);

2) свободный выбор траектории обучения;

3) академическая мобильность - возможность перехода между подразделениями, реализующими различные виды образования в пределах одного уровня;

4) возможность параллельной реализации разноуровневых образовательных профессиональных программ;

5) реализация принципа «образование через всю жизнь».

При указанных выше подходах возможны следующие траектории образования.

Получение начального профессионального образования:

1) школа - начальное профессиональное образование (базовый уровень, профессиональный лицей);

2) школа - начальное профессиональное образование (повышенный уровень).

Получение среднего профессионального образования:

1) школа - среднее профессиональное (колледж);

2) школа - среднее + начальное профессиональное (лицей) - среднее профессиональное (колледж, укороченная программа).

Получение высшего образования (бакалавр):

1) школа - высшее, бакалавр (факультет);

2) школа - среднее профессиональное (колледж) - высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа);

3) школа - среднее + начальное профессиональное (профессиональный лицей) - среднее профессиональное (колледж, укороченная программа) - высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа).

Получение высшего образования (магистр):

1) школа - высшее, бакалавр (факультет) - высшее, магистр (магистратура);

2) школа - среднее профессиональное (колледж) - высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) - высшее, магистр (магистратура);

3) школа - среднее + начальное профессиональное (лицей) - среднее профессиональное (колледж, укороченная программа) - высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) - высшее, магистр (магистратура);

Получение высшего образования (специалист):

1) школа - высшее, специалист (факультет);

2) школа - высшее, бакалавр (факультет) - высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения);

3) школа - среднее профессиональное (колледж) - высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) - высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения);

4) школа - среднее + начальное профессиональное (лицей) - среднее профессиональное (колледж, укороченная программа) - высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) - высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения).

Для обеспечения академической мобильности в течение всего срока обучения вводятся локальные уровни образования, в пределах которых возможен переход в любую сторону по горизонтали .

Реализация указанных принципов требует высокой степени совпадения учебных планов и программ в рамках локальных уровней.

Анализ показывает, что это вполне возможно, хотя требует достаточно кропотливой согласованной работы советов специальностей всех уровней.

Таким образом, образуется система, органично включающая в себя как все уровни начального, среднего и высшего профессионального образования, так и программы повышения квалификации и переподготовки. При этом системы взаимно дополняют друг друга и позволяют свободно и логично выстраивать образовательную траекторию с учетом уже имеющегося образования, пожеланий обучаемого, его материальных, интеллектуальных и временных возможностей.

разработаны интегрированные образовательные программы в рамках университетского комплекса, сочетающие требования профильных профессиональных образовательных программ базового уровня НПО и СПО на базе основного общего образования.

Реализация интегрированных и сопряженных программ НПО и СПО является воплощением принципа непрерывности образования.

Разработка интегрированного учебного плана осуществлялась с учетом письма Министерства образования РФ от 6.01.2000 г. № 16-52-01ин/16-13 «Рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования». Под интегрированными программами понимаются такие профессиональные образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, которые осваиваются обучающимся по интегрированной (целостной) схеме путем формирования единого учебного плана на основе Государственных базовых стандартов НПО и СПО.

Получение СПО по интегрированным учебным планам возможно только для специальностей СПО, имеющих родственные профессии НПО.

Билет 13. Дайте определение понятию «образование» в постиндустриальном обществе. Современные подходы к понятию «качество образования»

Образова́ние — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1] Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову «образование связано с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни»







Сейчас читают про: