double arrow

Суть концепции К. Орфа


1. Элементарное музицирование посредством использования элементарных музыкальных инструментов. К. Орф исходит из того, что начинает с самого простейшего. Для него элементарное – это изначальное, но вовсе не примитивное. Элементарная музыка в простой форме может передавать «высокое» и «значительное». Она не является искусством второго ранга, она содержит в себе то, что ведет к более сложному и опирается на национально-народные истоки, музыкальные и речевые, но при этом не должна отождествляться с народной музыкой. Как замечал В. Келлер, музыкальный фольклор может быть элементарной музыкой, но не обязательно является таковой. В системе К. Орфа большое место отводится простым музыкальным средствам (хлопки, шлепки, притопы) и тем инструментам, которые обязаны им своим происхождением (прежде всего, ударным).

К. Орф считает, что инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательным звуком, быть очень простыми, удобными для игры и не требовать серьезной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему (движениям рук и рта) и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.

Инструментальная игра и пение.

Оппоненты К. Орфа делали замечания в адрес его системы музыкального воспитания в плане нового баланса между пением и инструментальной игрой. В орфовском детском музицировании в большей части пьес «Шульверка» дети поют, однако при этом пение не рассматривается как обязательное первичное выявление музыкальности. Как подчеркивает В. Келлер, «широко распространенное утверждение школьной премудрости о том, что пение – элементарная форма музыкальных проявлений и, следовательно, всякое музыкальное воспитание должно начинаться с пения, несамостоятельно, и в лучшем случае является полуправдой… Ни в примитивных, ни в высокоразвитых культурах инструментальное музицирование не развивалось из пения … на ранних стадиях музыкальной культуры и вообще человеческой деятельности ритмические движения тела, как форма выражения, являющаяся первоначальным видом инструментальной музыки, играют такую же важную роль, и как и вокальные проявления».


Сейчас читают про: