double arrow

Лекция 2.2. Психология музыкального творчества


План

1. Природа художественного творчества

2. Музыкальное творчество

3. Работа музыканта: режим, гигиена

Творческий процесс – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, сферы производства и организации. Объективная ценность – продукты творчества, открывающие неизвестные закономерности окружающей действительности, объясняющие связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою и пр. Субъективная ценность продуктов творчества – в том, что они новы не сами по себе, объективно, а новы для человека, их впервые создавшего. Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить.

Творческий акт характеризуется переходом количества разных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное новое качество, являющееся решением данной проблемы. В контексте психофизиологии творчество есть образование новых сочетаний из элементов нейронных связей, которые уже ранее были сформированы в коре больших полушарий. Существуют многообразные классификации форм деятельности, выделяют духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную, направленную на получение уже известного результата известными же средствами, и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств (ФЭС, С. 151).




Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который в разные эпохи трактуется по-разному. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества.

Исследователи всегда искали ответ на вопрос: что приводит в движение способности и талант художника?

А. Маслоу говорит о внутренне присущей художнику тенденции к самоактуализации, внутренней потребности человека стать тем, кем он должен быть.

Один из мотивов творчества - стремление самовыразить общественные умонастроения. Одним из условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений [А.Г. Спиркин, ФЭС, 670].

В психологии творчество изучается как:

- психологический процесс создания нового;

- совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.



Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки (описание «вдохновения», «мук творчества»). Ряд исследователей (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон и др.) выделили в этих самоотчетах несколько моментов (от зарождения замысла момента (который нельзя предвидеть), когда возникает новая идея.

Г. Уоллес (1924) расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Поскольку процессы созревание и озарения не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в творчестве подсознательному и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом конкретно-научного изучения с появлением тестов и методик их обработки и анализа.

Так было подвергнуто дальнейшей критике положение Гальтона о наследственном характере способности к творчеству (исследования А. Декандоля и др.), как сближение гениальности с психическим расстройством у Ломброзо и др.

Интерес к исследованию творчества обострился в середине ХХ века вследствие научно-технического прогресса. Последовал кризис прежних методик изучения личности. Разрабатываются новые системы тестов для определении творческих признаков личности (с помощью факторного анализа и других статистических методов). Особая роль придается воображению, гибкости ума, дивергентному (т.е. расходящемуся в различных направлениях) мышлению, а также внутренней мотивации творчества. Разрабатываются методики стимуляции группового творчества («брейншторминг», синектика). Первый исходит из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума. Нейтрализация этих барьерных механизмов достигается разделением двух этапов процесса творчества – генерирования идей и критической оценки. (Индивиды, входящие в группу, сначала производят возможно больше идей в связи с какой-либо проблемой, а затем из общей массы суждений и догадок отбираются наиболее оригинальные и перспективные). Синектика ставит целью актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.



Успехи кибернетики, передача техническим устройствам поддающихся формализации умственных операций резко повысили интерес к творческим действиям личности, способностям, которые не могут быть формализованы. Предпринимаются попытки технического моделирования процесса поиска и открытия нового знания (эвристика) (М.Г. Ярошевский, ФЭС, 671.)

Психологические особенности творческой личности (по К. Тейлору):

- стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области;

- независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой;

- склонность к риску;

- активность, любознательность, неутомимость в поисках;

- неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда:

-- стремление изменить существующее положение дел;

-- нестандартность мышления;

-- дар общения;

-- талант предвидения.

Другие исследователи отмечают такие черты творческой личности, как:

- богатство фантазии и интуиции;

- способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения;

- способность разрешать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем.

Творческие люди имеют высокоразвитую эмоциональную сферу, что помогает им обращаться в сложных ситуациях к образам подсознания и из него черпать решение поставленных задач. В подсознании происходит обработка одновременно нескольких потоков информации, в точках пересечения которых и возникает творческое решение.

В зарубежной психологии существуют богатые традиции измерения творческих способностей при помощи специальных тестов.

Тесты Гилфорда, который основу творческого интеллекта видел в так называемом дивергентном мышлении, т.е. способности давать неожиданные отклики на стандартный тест. Это способности:

- к генерированию идей;

- ассоциативная беглость;

- беглость выражения;

- адаптивная беглость;

- оригинальность;

- символическая продукция;

- семантическое совершенствование.

Тесты Торреса:

- «неполные фигуры» (даются 6 фигур, предлагается дополнить их таким образом, чтобы получились различные предметы или рисунки, желательно необычные. Испытуемый должен дать своему рисунку название;

- «воображаемые рассказы» - сочинение рассказа о поведении животного или человека с какими-то отклонениями (собака, которая не лает; человек, который плачет; лев, который не рычит; летающая обезьяна).

Развитие творческих способностей общепринято развивать в детском возрасте (предметные, ролевые игры, игры по правилам; детские рисунки и пр.)

Как показывает анализ творчества разных музыкантов, одной из главных черт личности музыканта является неудержимое стремление отобразить свои переживания и впечатления в звуках музыки, выразить себя на языке невербальной коммуникации. Художник (музыкант) стремится в своем творчестве не к абстрактному совершенству, а к «максимальной выразительности для своей публики, для своих современников, для воображаемого слушателя» (Луначарский А.В. Один из сдвигов в искусствоведении, С. 217). Отсюда - и направленность, и уровень его произведений зависят не только от таланта и мастерства, но и от того, какова его публика. Как замечал А.В. Луначарский, совершенству творчества художника необходим «общий подъем художественного уровня масс» [А.В. Луначарский. Основы художественного образования, С. 182)] Ученый особо выделяет способность музыки, как и искусства в целом, формировать и преобразовывать психологию общества. Поэтому творчество композитора не следует рассматривать вне его воздействия на слушателей. В понятие «художественное произведение» должно быть включено его восприятие обществом (произведение – не только текст, но и контекст, создаваемый общественными интерпретациями).







Сейчас читают про: