double arrow

Особенности творчества исполнителя

Основные положения системы К.С. Станиславского:

- глубокое проникновение актера в авторскую идею («вживание в воплощаемый на сцене образ…»). Та же самая логика художественного творчества действует и в исполнительском искусстве.

Ф. Бузони: «Это почти сверхчеловеческая задача – откликнуть собственные чувства для того, чтобы перевоплотиться и чувства самых разных индивидуальностей и отсюда изучать их творение».

А. Корто уподоблял такую задачу исполнителя работе Пигмалиона, попросившего богов оживить созданную им статую прекрасной девушки Галатеи.

Две стратегии процесса исполнения:

- исполнительский замысел, созданный предварительно художественный образ будет вести за собой исполнение;

- пальцы и руки будут идти впереди замысла и исполнение будет исходить из того, что только что получилось в результате действия рук Г.С. Тарасов: «исполнительский процесс шаг за шагом формирует замысел, но не реализует его» (…, С. 7). Такие исполнители больше подвержены стрессогенным факторам публичного выступления. Ситуативная ориентация в построении художественного образа чаще всего свойственна молодым и малоопытным исполнителям, у которых именно пальцы (технический аппарат) предопределяет то, каким получится художественный образ произведения. Такие исполнители, как правило, не умеют слышать все произведение в уме целиком, не умеют также работать и без инструмента, что особенно важно для практического воплощения произведения на инструменте.

Стратегический план исполнения музыкального произведения должен быть готов у исполнителя до того, как он начинает играть.

Для осуществления этой задачи существует ряд тактических приемов.

1. Необходимость раздвоения внимания и развитие умения слушать себя со стороны.

К. Станиславский об итальянском трагике Сальвинии: «Актер живет, он плачет и смеется на сцене, но, плача и смеясь, он наблюдает свой смех и свои слезы. И в этой двойственной жизни, в этом равновесии между жизнью и игрой состоит искусство (С. 465).

2. Одна из частных ошибок молодых исполнителей – чрезмерное увлечение своими собственными переживаниями в процессе исполнения произведения. … Только тогда, когда актер-творец, исполнитель отделяется от актера-человека, возникают условия для нормального творческого процесса, в котором высокая чувствительность онтролируется хорошим самообладанием. Именно это отсутствие творческого самообладания над вызываемыми в процессе исполнения чувствами бывает характерно для артистов в начале творческого пути.

3. В момент объективации исполнитель должен жить бильше всего не своими собственными чувствами, а образами, созданными воображением автора. На одном из международных конкурсов один из исполнителей поинтересовался мнением Г. Нейгауза о своей игре. Выдающийся педагог ответил: Вы талантливы, но на вашей игре написано: «Я играю Шопена», а надо, чтобы слышалось «Я играю Шопена» (, С. 230.)

4. Анализируя эту мысль Нейгауза и триаду «композитор – сочинение – исполнитель», можно выявить три основных подхода как в создании художественного образа, так и в его интерпретации:

- выход на первый план личности исполнителя (субъективный подход);

- акцент на объективности исполняемого или изображаемого;

- достижение единства указанных двух подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: